Ярослава Науменко
Если пузырь недвижимости лопнул под собственной тяжестью, нефтяной, как уверены эксперты, пока еще жизнеспособен и вполне может усугубить кризис. Федеральная комиссия по торговле США предупредила, что будет штрафовать компании на миллион долларов в день за манипулирование нефтяным рынком: карать будут за любые несоответствующие действительности публичные заявления по поводу цены и объема запасов нефти в США. Ранее сумма штрафа равнялась 11 тысячам долларов в день
Мера вступит в силу в ноябре. Считается, что к этому времени крупные американские банки, которым приписывается манипуляция нефтяной ценой, успеют распродать придерживаемую до поры до времени нефть со своих танкеров (в том числе “Морган Стэнли Банк” и “Голдман Сакс” - последний, к слову, предрекал стоимость барреля на уровне 150 долларов в конце 2008-го).
Американские власти, по сути, пытаются заняться тем, чем у нас занимается Агентство по регулированию естественных монополий. Комиссия будет отслеживать случаи, когда через подставные компании банки держат танкеры на шельфе (тем самым на бумаге уменьшая запасы нефти в США) или когда руководство НПЗ вдруг решает закрыть завод якобы на ремонт в период пикового спроса на бензин. К слову, в нашем случае вторую проблему решить так и не смогли. В Павлодаре встал на капремонт ПНХЗ, и бензина теперь не хватает всему региону, а цена на российский резко подскочила - омские бизнесмены пользуются ситуацией. Сдвинуть график ремонта не под силу даже антимонопольщикам - такова технология.
Американский институт нефтяной промышленности уже заявил, что новые положения, рост штрафов и активное вмешательство государства снизит конкуренцию на рынке, “что в конечном итоге окажется не в лучших интересах американских потребителей бензина и дизтоплива”.
Глава Международного энергетического агентства Нобуо Танака, напротив, поддержал инициативу американских регуляторов. Он заметил, что рынок фьючерской торговли давно нуждается в прозрачности. Для сравнения он привел цифры: 70 процентов договоров сделок в 2007 году были совершены посредниками. В 2000 году в целях перепродажи покупалось лишь 37 процентов контрактов на поставку. Прибыли нескольких крупных трейдеров в 2008 году, как посчитали в Международном энергетическом агентстве, составили 300 миллиардов долларов.
О размахе и неконтролируемости спекуляции говорит и тот факт, что банк “Морган Стэнли” - крупнейший в мире перевозчик нефти, он владеет 150 танкерами, которые, по сути, являются и полноценными нефтебазами.
Портал деловых новостей BFM.Ru сообщает, что в своих танкерах банк держит около 130 миллионов баррелей нефти (для сравнения, все вместе взятые страны ОПЕК добывают в день 25 миллионов). Треть банковского нефтяного запаса было куплено в момент низких цен (около 40 долларов за баррель).
При таком раскладе становится понятно, что, скорее всего, крупные финансовые корпорации и впредь будут регулировать цену нефти так, как им удобно и выгодно. Если, по некоторым оценкам, лишь 10 процентов сделок на рынке - реальные поставки, вряд ли Федеральная комиссия по торговле сможет стать “одним в поле воином”.
В случае такого упорства со стороны спекулирующих корпораций идея о вмешательстве государства в рыночные отношения становится не такой отталкивающей. По крайней мере, даже адепты свободного рынка признали всю ужасающую мощь сил, которые сейчас рвутся перекроить мир под свои интересы. В конце концов, слишком многое поставлено на карту - затянувшиеся игры в либерализм могут окончиться плачевно для цивилизации. В условиях, когда ни один эксперт не возьмется предсказать исход кризиса (сколько еще волн на нас будет накатывать?), чем не вариант - “государственный капитализм”. Тем более что иного способа противостоять хаосу пока не названо.
Если обнищавшее население, образно говоря, начнет отбирать танкеры и “раздавать бедным” - это путь к революции и анархии. А если “прижмет” спекулянтов само государство - сие будет наведение порядка, вполне приемлемое для непростых времен. |