|
Алла Иванилова
О том, что поборы в школах запрещены, неоднократно говорил министр образования. Однако, несмотря на табу, учителя продолжают “вымогать” деньги
Недавняя прокурорская проверка в Алматы доказала - незаконные поборы имеют место. Хотя еще в апреле управление образования издало приказ, где черным по белому прописало, что сбор денежных средств в организациях образования запрещен. Но, видимо, этот запрет касается не всех.
По сведениям департамента по защите прав детей, в течение прошлого года и за истекший период текущего на телефон горячей линии в Алматы поступило 441 сообщение о незаконных сборах денег в школах. Из них лишь 8 впоследствии поступили в письменной форме с указанием всех реквизитов заявителя. В департаменте по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по г.Алматы за этот же период поступило 37 жалоб на действия работников образования. Финансовыми полицейскими возбуждено 11 уголовных дел, из них по факту хищения с использованием служебного положения и получения взятки - 5, посредничество во взяточничестве - 1, подделка документов - 1. Направлено в суд 4 дела, осуждено 2 работника образования. Из сотни педагогов, занимающихся не чем иным, как рэкетом, лишь единицы лишаются своих “насиженных” мест. Так, за два последних учебных года в Алматы освобождены от занимаемой должности директора пяти среднеобразовательных школ и заведующие двух дошкольных учреждений, объявлено дисциплинарное взыскание восьми директорам.
Большинство сообщений о школьных поборах носит анонимный характер. Оно и понятно, родители боятся, что если они донесут на учителя-вымогателя, то их ребенок будет подвергаться морально-психологическому давлению и получать незаслуженные оценки. Поэтому многие руководствуются принципом - дешевле заплатить, чем найти другую школу.
Если раньше многие родители (особенно отличников и хорошистов) как на праздник шли на школьные собрания, то теперь находят сотни отговорок, чтобы не участвовать в данном действе. Повестка заранее известна. Первое - разнос двоечников, второе - сбор денег на нужды школы. Прийти на родительское собрание без кошелька - значит просто поставить себя и ребенка в неловкое положение.
Чаще всего решение о сборе денег продавливается через родительский комитет класса. Надежно и безопасно. Никто и никогда никаких отчетов по бумагам о потраченных деньгах не потребует. Да и кто потребует, когда речь идет о благополучии чада.
В Казахстане борются с денежными поборами давно. Однако побороть никак не могут. Чиновники поняли, что одними указами и постановлениями проблему не искоренить. К этому делу подключили родителей и общественность. В школах создали некие родительские комитеты, которые теперь не собирают, а сообщают о тех, кто собирает.
На сегодняшний день поборы в школах - это не только нарушение прав несовершеннолетних на бесплатное получение основного общего образования, но и коррупционное деяние. Различные социологические исследования доказывают, что самый высокий уровень коррупции на сегодняшний день в учреждениях образования. Так, согласно опросу, проведенному в четвертом квартале прошлого года Ассоциацией социологов и политологов Казахстана, более 46 процентов заявили, что детские дошкольные учреждения полностью или частично коррумпированы. Около 60 процентов то же самое сказали о школах и вузах.
В прошлом году и за два месяца текущего по фактам коррупционных преступлений в республике возбуждено 307 уголовных дел в отношении работников образования. К дисциплинарной ответственности привлечены 847 человек, к административной - 28.
Поборы в школах ведутся не от хорошей жизни. Министр образования неоднократно акцентировал внимание на том, что у наших учителей низкая заработная плата. В Минобразовании даже подсчитали, что зарплата педагога не покрывает минимальных необходимых жизненных потребностей. По данным Агентства по статистике, средняя месячная заработная плата на январь текущего года в системе образования составляла 39 021 тенге, притом, что по республике - 61 378 тенге. Величина прожиточного минимума, включающая минимальный набор продуктов питания, товаров и услуг, равна 12 240 тенге. Здесь не учитываются коммунальные расходы, затраты на общественный транспорт, приобретение одежды и расходы по содержанию детей. Из расчетов Министерства образования, сделанных на основе опроса учителей, следует, что потребительские расходы семьи работника образования из четырех человек, проживающей в городе, составляют 76 800 тенге. Аналогичные затраты на селе - 61900 тенге.
По мнению министра Жансеита Туймебаева, зарплату учителей необходимо дотянуть до среднереспубликанской. Однако даже в этом случае она будет минимальной по сравнению с другими странами. Так, в соседней России (в переводе на тенге) педагоги получают 93 500, в Эстонии - 170 тысяч, в Сингапуре - 650 тысяч, в США - 789 тысяч.
Однако нет никакой уверенности, что даже при достойной зарплате поборы в школах прекратятся. Ведь судьям ежегодно повышают оклад, и на сегодняшний день от этого правосудие не стало более справедливым.
В России с незаконными школьными поборами борются сообща. Родителей призывают сообщать о данных фактах в соответствующие органы, при этом анонимность гарантируется.
Кроме того, наши соседи еще четыре года назад внесли поправки в Кодекс об административных правонарушениях и в Закон “Об образовании”, предусматривающие штрафы и даже дисквалификацию учителей и директоров школ за незаконные поборы. Видимо, там раньше нас поняли, что не может быть поборов без ведома директора. И честное имя учителя зависит от директора напрямую. Так, если директор в РФ потребует от родителей “спонсорский” взнос за зачисление в школу либо решит отчислить неугодного ученика, ему придется заплатить штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей. А на саму школу могут наложить взыскание от 100 до 200 тысяч рублей. Если же этот директор повторно проштрафится, то его уже дисквалифицируют на срок от 1 до 2 лет.
Астана |