|
Ярослава Науменко
Существует жестокая романтическая легенда, что никто из первых налоговых инспекторов США не умер своей смертью - уж больно граждане не любили платить налоги. Противостояние с мытарями закончилось в пользу последних, теперь налоги в Америке платятся исправно, а налоговики живут долго и счастливо. Чем закончится противостояние отечественного бизнеса и различных “проверяльщиков”, пока неизвестно. “Вести бизнес в нашей стране по всем правилам и законам больше невозможно, иначе надо просто закрывать его”, - констатировали на встрече в дискуссионном клубе вице-президент Независимой ассоциации препринимателей Тимур Назханов и Александр Калинин, вице-президент Казахстанской федерации недвижимости
Когда чиновники писали наши законы, в том числе регулирующие деятельность малого и среднего бизнеса, они всегда оставляли для себя лазейки, считают эксперты. “У меня впечатление, что государство специально это делало, чтобы держать бизнес на крючке”, - сказал Александр Калинин. Тимур Назханов подтвердил: чиновники всех времен и народов все пишут законы под себя, чтобы им удобно было.
- Возьмем Закон о частном предпринимательстве, принятый в 2006 году. Мы тогда вошли в парламентскую рабочую группу и сформулировали несколько пунктов, в том числе пункт о проверках. Даже разработчики с нашим вариантом согласились и сенаторы изменений не внесли. Но когда документ вернулся после согласования с министерствами, оказалось, что те добавили два пункта, по которым финполиция, налоговики и таможенники имеют полное право проверять бизнес в любое время. И все наши поправки были насмарку. Министерства и ведомства в итоге все равно оставили себе большие полномочия. Это их хлеб.
На недавнем круглом столе в ЮСАИД глава американской торговой палаты в республике Кеннет Мак заявил, что иностранные инвесторы обеспокоены судебными преследованиями предпринимателей в Казахстане. В США налоговые недоимки считаются серьезным преступлением и караются по всей строгости закона. Однако даже видавших виды американцев поражает крайность мер, которые выбирают наши правоохранительные органы для восстановления справедливости.
“В Казахстане низок порог перехода преследования за экономические преступления, за экономические нарушения из административного в уголовное, - сказал Кеннет Мак на посвященном борьбе с коррупцией круглом столе. - Если иностранная компания, к примеру, не заплатила налогов на 17 тысяч долларов, такое нарушение сразу же приведет к уголовному преследованию, поставит под удар руководство компании”. В итоге руководству даже крупных престижных компаний приходится спешно покидать пределы страны, чтобы не быть арестованными.
Сейчас, чтобы зарубежные инвесторы не боялись вкладывать деньги в Казахстан и чувствовали себя уверенно, верили в судебные и таможенные системы, нужно срочно менять законодательство и меры воздействия.
Вопрос о количестве проверяющих органов нам тоже стоит решить как можно скорее. На данный момент каждый из них имеет два-три кодекса, пять-десять законов, несколько сотен подзаконных актов, регулирующих проверки в этой отрасли. “Предприниматель не может знать всех этих документов, а потому он всегда по бумагам что-нибудь да нарушит, - говорит Александр Калинин. - Бизнес сейчас активно уходит в тень, это пассивная форма сопротивления. А ведь от того, сколько налогов поступает в бюджет, зависит, как хорошо будет жить общество”.
- В Великобритании или Израиле существуют три-четыре госоргана, которые проверяют бизнес, и все, - рассказывает Тимур Назханов. - И живут нормально, массовых отравлений и пожаров нет. Но там существует мощная защита прав потребителей, за счет чего создается консенсус между бизнесом и потребителем.
Это все наше нефтяное проклятие... Алматы - единственный город, где до 60 процентов бюджетных поступлений шли от налогов с МСБ. В остальных регионах процент смешной, например, в западных нефтяных областях доля малого бизнеса в бюджете региона - 2-4 процента. За счет нефти мы закрывали все свои потребности, и на малый и средний бизнес государство особого внимания не обращает. Все слова о поддержке - всего лишь политическая риторика, бизнес, по сути, отдан на прокорм чиновников, чтобы те не возмущались маленькой зарплатой.
В девяностые именно маленькие чиновничьи доходы сформировали систему “откатов”, которую до сих пор не удается победить даже самой разрекламированной антикоррупционной программой.
- Один из министров МВД пошутил, - вспоминает Тимур Назханов, - что после каждого тендера можно начинать оперативную разработку. Он был во многом прав, потому что разработанные правила требуют откатов. Раньше было 10 процентов, сейчас 20, доходит до 50. Чтобы открыть завод или фабрику, нужно получить разрешение первого лица области. А он хочет большие проценты - все 50. Может, нашей страной так и надо жестко управлять, как в соседнем Китае? Урумчи был заштатным поселком, а во что превратился сегодня? Там человек в течение одного дня может получить разрешение на открытие завода, меньше чем за год может возвести завод и начать продавать продукцию. У нас же только год придется собирать разрешения в госорганах, потому что каждый чиновник хочет иметь минимум 5000 долларов за свою подпись на бумажке.
Кстати, в Китае приговорен к смертной казни с отсрочкой на два года бывший президент Китайской государственной нефтехимической корпорации Чэнь Тунхай - за взятки на 29 миллионов долларов, “коррумпированный образ жизни” и баснословные траты на любовниц. Осужденный все нечестно нажитое вернул, повинился и за это он, может статься, заслужит замену расстрела на пожизненное тюремное заключение.
Если пожизненное наказание становится для человека благом, наверное, что-то есть в такой жестокости понятное азиатскому духу... Предание о законе Чингисхана гласит, что великий завоеватель жестоко казнил подданных за воровство. Может, именно такой стиль правления народами позволил полководцу создать самое дисциплинированное государство в Азии с ее специфическим менталитетом?
Непростую жизнь отечественному малому и среднему бизнесу усугубляют и новые изощренные схемы рейдерства.
- Одна из таких - банковское рейдерство, - объясняет Александр Калинин. - Дело в том, что при каждом крупном банке существуют финансово-промышленные группы. Эти группы имеют целью захват крупного серьезного бизнеса, используя свое особое положение. Тем более, сегодня из-за кризиса сложились для этого особенно благоприятные условия. Когда предпринимателю необходимы были оборотные средства, он оставлял банку в залог свой бизнес. Пришли трудные времена, залоговая стоимость минимизировалась и оценщики при банках начинают переоценку. В итоге стоимость предприятия за счет несправедливой оценки вместо миллиона долларов оказывается равна 200-300 тысячам. По этой цене банк и пытается его забрать. Сейчас мне приходится много консультировать по этому вопросу и выступать экспертом в судах, прокуратуре и КНБ.
Защитники интересов бизнеса подтвердили - будут и впредь активно выступать за законодательные реформы. Жить, как прежде, наш бизнес просто не сможет.
- Объективно у нас маленький рынок, большие пространства и небольшое население, - соглашается Александр Калинин. - Но даже при таком раскладе малому и среднему бизнесу места хватит. И интересны могут быть не только питание и розничная торговля, но и масса других направлений, которые при нормальной кредитной политике будут развиваться. |