|
Алла Иванилова
“Меньшинство нередко становится большинством, потому что встает с постели и голосует”, - сказал кто-то из великих, и был прав. В Казахстане вопрос о национальных меньшинствах всегда обсуждался с особой осторожностью, как, впрочем, и в последний раз...
На этой неделе в Министерстве иностранных дел прошел семинар, на котором обсуждались вопросы участия национальных меньшинств в социальной и политической сферах страны.
Межэтническое и межрелигиозное согласие - основной “конек” Казахстана в председательствовании в ОБСЕ. В стране проживает 130 этнических групп. И, как уверяют чиновники, все живут в мире и согласии. Права всех нацменьшинств соблюдаются в полной мере. По словам члена Центральной избирательной комиссии Марата Сарсембаева, в обеих палатах парламента насчитывается 36 представителей национальных меньшинств: уйгуры, украинцы, немцы, белорусы, узбеки, балкары... “23,1 процента от общего числа всех депутатов”, - констатировал Марат Сарсембаев.
Учитывая, что Казахстан в следующем году займет пост председателя ОБСЕ, европейское сообщество следит за каждым шагом нашей республики. Особое внимание уделяется национальным вопросам. По словам Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств Кнута Воллебека, Казахстан идет по правильному пути.
Комиссар поддерживает идею главы государства о трехъязычии - знании казахского, русского и английского. При этом он считает, что данная инициатива не должна ущемлять права этнических групп. Уйгуры, немцы, украинцы и представители других национальностей должны иметь возможность в полной мере изучать родной язык, а правительство, в свою очередь, обязано предоставить им для этого все необходимые условия. “Иначе национальные меньшинства могут рассматривать трехъязычие как ассимиляцию с черного входа”, - отмечает Кнут Воллебек.
|
К интеграции необходимо приступать со школьной скамьи |
По мнению представителя ОБСЕ, к интеграции необходимо приступать уже со школьной скамьи. Именно в школе мы начинаем познавать мир, другие культуры и языки. Если школьная программа не предусматривает изучение родного языка, то у ребенка нарушается интеллектуальное и психологическое развитие, что влияет на его успеваемость и в дальнейшем не дает возможность преуспеть в карьере. “В итоге он не усваивает ни родной, ни государственный язык”, - сделал вывод Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств.
Как же привить жителям некоренной национальности любовь к казахскому языку? По мнению комиссара, “языковое возрождение не должно пугать меньшинства”, поскольку карательные меры только усугубят языковой раздел. “Надо четко им заявить, что они смогут пользоваться своим языком в больнице, в местном органе власти или в управлении своим бизнесом. Необходимо заверить государственных служащих из числа меньшинства, что их просто так не уволят из-за незнания казахского языка”, - отметил Кнут Воллебек. Государственные органы должны набраться терпения и ждать, пока этнические группы захотят “добровольно ассимилироваться”, что не запрещено международным правом.
Но чиновники не должны сидеть сложа руки. В таких делах нужна изобретательность. Так, на одной из своих прошлых встреч с главой Казахстана Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств предложил использовать на телеканалах субтитрование как самый экономичный способ внедрения в умы казахстанцев государственного языка. Эти рекомендации, кстати, уже воплощаются в жизнь на казахстанском ТВ.
Кроме того, “защитник” нацменьшинств предлагает выпускать новости на узбекском и уйгурском языках. Хотя бы один новостной блок в день. “Намного лучше, если граждане Казахстана уйгурской и узбекской национальности будут смотреть новостные выпуски, произведенные здесь, нежели зарубежные программы иногда в искаженной интерпретации”, - считает комиссар. Самобытность меньшинств не ограничивается песнопениями или зажигательным танцем в пестром национальном костюме. Представители этнических групп должны принимать активное участие в государственном управлении.
В этой связи демократичные европейцы надеются, что власти Казахстана рассмотрят вопрос о представительстве меньшинств на областном и местном уровне - в маслихатах и акиматах. Более того, они полагают, что существующая система “девять зарезервированных мест в парламенте” нуждается в усовершенствовании. Этнические сообщества должны выбирать своих представителей в законодательный орган путем прямого голосования. На каждое место должен претендовать более чем один кандидат. И что самое главное, в ОБСЕ считают, что политические партии необходимо поощрять за включение нацменьшинств в партийные списки на проходные места и за их выдвижение на избирательные округа на местных выборах.
Астана |