Алла Иванилова
“В последние годы мы стали сталкиваться с проявлениями детского цинизма и жестокости, отсутствием привязанности даже к самым близким людям, потребительским отношением к окружающим, бездуховностью”, - констатировал министр образования и науки Жансеит Туймебаев, обсуждая с депутатами “недетские” проблемы
Сегодня в республике проживает около пяти миллионов детей до 18 лет, что составляет треть населения страны. Более 148 тысяч детей - с ограниченными возможностями в развитии. Свыше 46 тысяч - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Около 18 тысяч детей воспитывается в 12 тысячах неблагополучных семей. Ежегодно примерно у одной тысячи детей родители лишаются родительских прав.
Такие данные привел недавно министр образования и науки Жансеит Туймебаев. В общем, нельзя сказать, что у казахстанских детей беззаботное и веселое детство. Многим подросткам ставят диагнозы “наркомания” и “алкоголизм”. В школах процветает криминал, а в стране распространяется такое явление, как “социальное сиротство”. На сегодняшний день в Казахстане около 35 тысяч социальных сирот при живых родителях. Это отказные, брошенные дети или те, чьи родители находятся в заключении, на длительном лечении, пропали без вести, лишены родительских прав.
Первопричиной социального сиротства является снижение роли семьи в нравственно-духовном формировании личности ребенка. Сегодня многие папы и мамы с утра до вечера находятся на работе. Ребенок предоставлен самому себе.
Сегодня весь мир находится в поиске новых образовательных программ по общечеловеческим ценностям. В основе системы образования Японии лежит курс морали, направленный на воспитание высоконравственной личности. Во Франции успешно реализуется концепция “воспитание через искусство”. В учебных планах школ Литвы обязательным предметом является курс по нравственному образованию. Человеческие отношения и развитие духовности, общественные связи и гражданская этика преподаются в Финляндии.
Нельзя сказать, что в Казахстане ничего не делается в этом направлении. Начиная с 2001 года в школах республики апробируется и внедряется программа нравственно-духовного образования “Самопознание”.
Между тем остается ряд нерешенных проблем. Министерством образования совместно с неправительственными организациями были проведены социологические исследования с участием около 100 тысяч респондентов. В итоге удалось выявить причины непосещения детьми школ, насилия в семье, детского суицида, роста первичной детской инвалидности, проблем школьного питания и др.
Так, исследование проблем всеобуча показало, что из опрошенных 6,5 тысячи детей “группы риска” 35 процентов часто пропускают занятия потому что не желают учиться; 25 процентов - из-за финансовых проблем; 15 процентов - по состоянию здоровья; 14 процентов - из-за отсутствия одежды и обуви; 11 процентов - из-за несправедливого отношения учителей; 10 процентов - из-за скандалов в семье; 5 процентов - из-за вымогательства со стороны сверстников.
Исследование проблем насилия показало, что из опрошенных 1,3 тысячи детей 6 процентов были жертвами вымогательства, 26 процентов терпели оскорбления со стороны сверстников, а к 22 процентам применялось физическое наказание.
Анализ подросткового суицида выявил, что зачастую дети совершают самоубийство из-за нестабильного морально-психологического климата в семье, конфликтов с одноклассниками, неустойчивой психики, незаслуженного наказания, неразделенных чувств. При этом вопросами детства занимаются 9 министерств.
По мнению министра образования, необходимо усилить административную и уголовную ответственность родителей за уклонение от воспитания своих детей, уплаты алиментов, причинение физического и психологического вреда жизни, здоровью и безопасности ребенка. В настоящее время в Кодексе “Об административных правонарушениях” за эти деяния предусмотрен только штраф в размере от 6 до 11 МРП (от 8 до 13 тысяч тенге).
Астана |