|
Константин Маскаев
“Казахстан отнесен к числу государств с “умеренным” уровнем, на порядок опередив Россию, Литву, Индонезию, Турцию, Пакистан, которые в рейтинге по уровню борьбы со взяточничеством отнесены к категории “слабых” стран”, - заявил официальный представитель Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финпол) Мурат Жуманбай. Данные взяты из обнародованного отчета американской организации Global Integrity Index, которая оценивала деятельность ряда стран в борьбе со взяточничеством по четырем уровням: “сильный”, “умеренный”, “слабый” и “очень слабый”
В последнее время финансовые полицейские действительно активизировались на фронтах борьбы с социальным злом. Не исключено, что частично причиной тому - пресловутый финансовый кризис, из-за которого в казне ощущается недостаток денег, в результате чего власти ищут альтернативные источники пополнения бюджета. Один из вариантов - ворованные деньги. Как бы там ни было, карающая сталь правосудия трудится, не попадая в ножны - в застенки идут те, кто еще вчера был уверен в собственной неприкосновенности. А годами собираемый “финансовый эйрбэг” не помогает привычно “решить вопрос”, “развести”, “отмазать” и “крышануть”.
Только в одной сфере государственных закупок сумма ущерба, возмещенного государству по оконченным уголовным делам, в минувшем году превысила 397 миллионов тенге, а за 2 месяца этого года уже составила 80 миллионов 200 тысяч тенге. Нередко сами администраторы при планировании бюджетных заявок искусственно завышают цены. В 2008 году было выявлено 265 коррупционных преступлений, направлено в суд 160 уголовных дел, осуждено 70 человек. За два месяца текущего года процент выявления коррупционных правонарушений вырос на 79 процентов.
Раньше о коррупции мы имели весьма приблизительное понятие. Нечто вроде от “все берут” до “почти все берут”. Теперь масштабы вовлеченности чиновников в коррупционные схемы обретают зримые параметры и начинают подчиняться статистическому анализу. Теперь в среде пойманных за руку можно провести социальный срез и определить статус берущих, дающих, закрывающих глаза и просто крадущих: от министров, вице-министров и акимов до руководителей департаментов и мелких сошек, которые, как известно, подчас вырастают в крупные “плуги”, нацеленные на более масштабные нивы и веси. Это значит, что по крайней мере сегодня нам дадут официальные сводки о том, о чем вчера говорилось лишь в кулуарах и признавалось лишь на уровне высокопарных деклараций.
Но... Известно, что лишь поймать вора за руку маловато. Становится, например, известно, что должностные лица в исправительных учреждениях за взятки решают вопросы условно-досрочного освобождения, предоставляют заключенных для работ в частных хозяйствах, разрешают проносить в колонии наркотики и спиртное. А в одной из областей выявлен факт, когда содержание в заключении не помешало осужденному сыграть свадьбу прямо в тюрьме: на территорию пустили невесту, родственников, пронесли спиртное и прочее необходимое для проведения свадьбы. Теперь официально признано, что из казахстанских тюрем за деньги могут и отпустить - просто “по делам”.
Сотрудники МВД получают вознаграждения и за прекращение уголовных дел. Увод от уголовной ответственности по одному эпизоду замначальника центрального отдела полиции УВД Караганды оценил в 8000 долларов. Двое других сотрудников отдела по борьбе с наркобизнесом получили 680 тысяч тенге за непривлечение подозреваемого к уголовной ответственности по факту обнаружения у него наркотиков.
Также охотно используют службу для незаконного обогащения сотрудники налоговых органов. Там вообще все просто и предсказуемо: оплачивается занижение налогооблагаемых сумм или выправление результатов проверок.
Уже известно, что по действующему уголовному законодательству за посредничество во взяточничестве штрафы выросли до 2000 МРП, а максимальный срок за получение или дачу взятки в особо крупном размере увеличен до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Но финпол также инициирует законодательное закрепление материального стимулирования лиц, сообщивших о фактах взяточничества. В финполе делают ставку на активное участие гражданского общества в борьбе со взяточничеством. Но, боимся, и этого мало в борьбе с коррупцией. Поэтому (вполне в духе нашего экономичного кризисного времени) предлагаем еще один метод, при котором нечистоплотные “слуги народа” действительно послужили бы обществу.
Ведь возмездие чаще всего наступает за самый последний эпизод. А если учесть неустанный труд адвокатов, то далеко не в полном объеме. Годы безнаказанности как бы выпадают из процесса наказания еще и потому, что часто коррупционер предусмотрительно прячет свои “успехи”, оформляет имущество “на родственников жены” и всячески страхует себя от потерь. Так, на всякий случай.
Из процесса наказания выпадает главное - возможность государства вернуть похищенные из бюджета средства, материальные ценности, недополученные налоги, нереализованные проекты и т.д. И тут у государства появляется шанс не только вернуть все, но и заставить наконец своих нерадивых слуг отработать на благо страны.
Мы предлагаем пеницитарной системе революционное новшество: создать отдельные тюрьмы для запятнавших себя чиновников всех рангов по принципу хозрасчетных организаций. Пусть такие тюрьмы будут во всем сходны с отелями - с оплатой за проживание, питание, медицинское обслуживание, услуги, пользование прогулочными двориками, библиотекой и телевизором. Сходны во всем, кроме одного - периметр этих тюрем до срока можно будет покинуть только на законных основаниях.
И пусть такие новые сидельцы не удивляются высоким тарифам на мягкий стульчак с подогревом: хотелось красиво жить - можно продолжать ни в чем себе не отказывать. Просто настал тот “check point”, когда приходится платить по-настоящему. И ничего страшного, если стакан газировки по стоимости поспорит с порцией виски на свободе. Зато каждый чиновник вместе с избавлением от неправедно нажитого будет обретать чувство гордости: настало время и ему отработать на социальную программу или пополнить бюджет. |