|
Алла Иванилова
В Казахстане до сих пор не научились писать качественные законы. К такому выводу пришли участники круглого стола “Законотворческая деятельность: проблемы и пути совершенствования”
Проблем в отечественном законотворчестве предостаточно. Парламентарии отмечают, что поступающие к ним законопроекты не отличаются грамотностью. Орфографические ошибки, несоблюдение юридической техники, неидентичность текстов на русском и казахском языках... В декабре прошлого года парламент принял новый Налоговый кодекс. Спустя месяц в документе, который уже вступил в силу, обнаружили серьезную ошибку, которая могла стоить государству десятки миллиардов тенге.
Об этом поведал депутат мажилиса Мурат Абенов. Ряд статей Налогового кодекса фактически освобождали нефтяные компании, сжигающие на факелах попутный газ, от уплаты компенсаций. Народные избранники тогда заговорили о том, что законодательная ошибка, возможно, стала лоббированием интересов нефтедобывающих компаний, и намеревались внести в Налоговый кодекс упущенную норму. Мажилисмены и сенаторы направляли в правительство запросы с подсчетами, сколько могут потерять бюджеты областей из-за лояльности налогового законодательства. Так, по расчетам депутатов, бюджет Актюбинской области мог недосчитаться около 15 миллиардов тенге, Атырауской - около 4,5 миллиарда, Западно-Казахстанской - более 4 миллиардов, Мангыстауской - 4,6 миллиарда, Кызылординской - около 1,5 миллиарда.
Лоббирование это или законодательная ошибка, сейчас уже никто не скажет. Но мажилисмена Мурата Абенова удивляет тот факт, что никто не понес ответственности за “миллиардную ошибку”.
Депутаты неоднократно жаловались, что к ним на рассмотрение поступают непроработанные законопроекты, в которых разработчики лоббируют свои ведомственные интересы. Так, мажилисмен Виктор Киянский считает: “Многие министерства, особенно Министерство индустрии и торговли, крайне некачественно разрабатывают законопроекты”. В частности, депутат “припомнил” презентованный недавно в мажилисе парламента законопроект “О защите прав потребителей”.
Вице-министр юстиции Дулат Куставлетов привел в качестве “яркого примера непроработанности законопроектов и неудовлетворительной работы юридической службы” законопроект Министерства по чрезвычайным ситуациям “О внесении изменений и дополнений в Закон “О пожарной безопасности”. “При экспертизе законопроекта было выявлено отсутствие должной, обоснованной необходимости вносимых поправок. Отсутствовала правоприменительная практика, анализ действующего законодательства в соответствующей области правового регулирования, предполагаемые правовые последствия и конкретные ожидаемые результаты в случае принятия вносимых предложений”, - отметил вице-министр. Он также заметил, что документ не содержал сравнительной таблицы, пояснительной записки и результатов расчета, подтверждающих снижение или увеличение затрат объектов частного предпринимательства. В итоге межведомственная комиссия забраковала внесенные МЧС поправки и отправила документ на доработку.
Некоторые парламентарии отмечают, что отечественные ученые, которые готовят правовую экспертизу законопроектов, нередко злоупотребляют плагиатом. “Две трети заключений переписано у российских авторов”, - отметил народный избранник Мурат Абенов.
При этом, как констатировал мажилисмен, в прошлом году на экспертизу законопроектов было выделено более 600 миллионов тенге. Депутатами рассмотрено 70 законопроектов. “Почти по 10 миллионов тенге на каждый законопроект”, - подсчитал мажилисмен и пришел к выводу, что на такую сумму можно сделать качественную, многостороннюю экспертизу.
Парламентарии жалуются и на частоту внесения изменений и дополнений в нормативные акты. Не успеет закон выйти из парламента, еще не подсохла на нем подпись президента, как в него тут же начинают вносить поправки. Особенно это касается кодексов. В прошлом году в Гражданский и Уголовный кодексы поправки вносились пять раз, в Административный - 13 раз.
В Министерстве юстиции не отрицают тот факт, что законотворческая деятельность в стране хромает. Сегодня многие министерства формально подходят к разработке законопроектов. Грешат не только орфографическими и юридическими ошибками, но даже неправильно оформляют документ.
Дабы пресекать такие инциденты, Минюст в помощь юристам разработал единые правила оформления проектов законов, методические рекомендации, а также составил русско-казахский словарь юридических терминов. Загипа Балиева пообещала в этом году решить проблему по юридической технике и вопрос с лингвистической экспертизой, в частности, с идентичностью текстов на государственном и русском языках. Кроме того, глава Минюста отметила: “Теперь все государственные органы при разработке нормативно-правовых актов сначала будут смотреть на решения Конституционного совета”. Об этом в КС давно говорили.
Астана
На сегодняшний день в стране насчитывается 286 законов, около 10 тысяч подзаконных актов, которые включают постановления правительства, приказы министров, нормативные правовые акты местных исполнительных органов власти. |