|
Константин Маскаев
В предыдущих номерах “НП” мы подняли проблему самозахвата пустующих городских зданий - явления, которое, на наш взгляд, стало одним из следствий текущего кризиса в целом и депрессии строительного рынка в частности. Речь идет о зданиях в казахстанских городах, и особенно в Алматы и Астане, которые остались до поры пустовать. Одни - старые - были выкуплены, чтобы на их месте начать строительство, другие - недостроенные. Планам владельцев помешал кризис. А этим воспользовались разного рода люмпены, которые успели обустроить в таких объектах уже целые колонии и не собираются их освобождать даже вопреки законным требованиям настоящих хозяев или судебным решениям
Поясним для неосведомленных читателей, что жильцы, поселившиеся в упомянутых объектах, - это либо гастарбайтеры, либо приезжие - сельчане или жители мелких городов, которые пытаются всеми правдами и неправдами “зацепиться” в городах крупных. Причем “поселившиеся” - это мягко сказано. На самом деле десятки и сотни семей, в некоторых случаях презрев закон, расположились на площадях, принадлежащих конкретным гражданам или компаниям, и активно противостоят законным требованиям освободить помещения.
Следует также добавить, что “самоселы” живут в приспособленных помещениях, далеких от санитарных норм и элементарных требований безопасности. Этих людей не смущает и то, что они могут пострадать от электротока, пожара или утечки баллонного газа. Любопытно, что в случае трагедии ответственность понесут именно законные владельцы помещений, но никак не насельники.
Одним из таких объектов стали административно-производственные помещения бывшего автопарка по ул. Фурманова, 28 в Алматы, которые дважды вместе с территорией переходили от одного владельца к другому и теперь стали предметом конфликта между законными владельцами и людьми, которые проживают там сегодня.
Несколько раз районный суд выносил решение в пользу владельца, но территория превращалась в неприступный бастион: захватчики не пускают на свою территорию представителей власти. Не появляются там и полицейские. Попытки хотя бы донести до активистов самозахвата очередные решения суда наталкивались на стычки, в которых страдали или даже на какое-то время становились заложниками судоисполнители и представители истцов (читай - хозяева территорий).
Можно утверждать, что внутри таких резерваций не действуют государственные законы. А их обитатели уже стали трудноуправляемой силой, которую можно привлекать, например, для участия в манифестациях или митингах. Не самая конструктивная оппозиция уже активно эксплуатирует ситуацию вокруг стихийных поселений и, пользуясь дешевым популизмом, указывает власти на бездействие и демонстрирует заботу о “незащищенной части” обездоленных граждан. Кстати, в ходе судебных разбирательств не раз выяснялось, что среди самовольных поселенцев есть и зарегистрированные в пригородах Алматы и области, где имеют жилье...
Мы обратились в различные властные структуры именно Алматы, чтобы, во-первых, привлечь внимание муниципалитета к реально нависшей угрозе, а во-вторых, оценить масштаб явления и понять, насколько информированы чиновники об этой проблеме. Соответствующие запросы были направлены в управление строительства г. Алматы, ГКП “Алматыжер”, в ведомство главного архитектора города.
В долгожданных ответах уполномоченные лица (каждый в отдельности) очертили нам сферы функциональных обязанностей своих ведомств, каждый порекомендовал обратиться в какие-либо другие департаменты, комитеты и управления госвласти. Но ни один не признал наличие проблемы. Более того, сообщили, что не располагают сведениями, указанными в запросе и опубликованными в газете!
|
Горек пепел “Шанырака” 2006 года |
Как это понять? Например, отсутствие сведений по данному вопросу в управлении строительства города Алматы? Что, планы потенциальных застройщиков, выкупавших старые здания и территории в городе, сами по себе, а названное управление - само по себе? И никакого не то что учета, а элементарного желания знать, что происходит на подконтрольной территории? Тем более удивительно, ведь о проблеме под разными ракурсами говорили СМИ республики, проходили даже митинги с участием недовольных самоселов, а попытки законных хозяев навести порядок на собственных объектах натыкались на противостояния с участием женщин, младенцев и канистр с ГСМ - для публичных самосожжений.
Нам не хотелось, как говорится, шагать через голову, но пришлось это сделать. Поэтому на этой неделе мы обратились непосредственно к градоначальнику Ахметжану Есимову по поводу существования проблемы и возможных путях ее решения.
Нас по-прежнему интересуют ответы на следующие вопросы:
- Какие объекты на территории города выкуплены, но до сих пор не используются по назначению?
- Какие объекты в Алматы уже самостоятельно стали стихийными “общежитиями”?
- Какие механизмы и законные решения имеет акимат, чтобы навести порядок в этом секторе?
- Какой арсенал средств имеет городская власть, чтобы противостоять самозахватам?
возможно, что после обращения к акиму найдутся и осведомленные, и разговорчивые чиновники, которые проявят и государственное мышление, и гражданскую позицию.
Кроме того, мы направили запросы, касающиеся энергообеспечения захваченных объектов, в управление энергетики и коммунального хозяйства Алматы, ГКП “Водоканал”, АО “Тепловые сети”. А также попросили комментарии в управлении внутренней политики города Алматы, Алматинском филиале ДП “Нур Отан”, Общественном объединении “Шанырак” и других общественно-политических институтах.
К сожалению, в госорганах живому общению с журналистами предпочли формальную отписку. И что-то нам подсказывает: переписку по данному вопросу можно вести довольно долго, как воду в ступе толочь - движение есть, а результат вызывает большие сомнения. Тем более нам хорошо известно, как трудно заинтересовать чиновника темой, в разработке которой отсутствует материальный стимул.
Понятно, что в чужих объектах поселились не самые успешные граждане-казахстанцы, которые приехали в один из немногих городов страны, где маячат перспективы устроить жизнь, если не свою, то своих детей. Проблема лишь в том, что процесс этот происходит хаотично с попустительства властей, благодаря бездействию закона, о который те самые граждане даже не спотыкаются. И здесь, кстати, формируется целая общность людей, мощная группа (или, если называть вещи своими именами, группировка), которая научилась существовать и действовать не в рамках, а вопреки законам. И это государственных мужей должно беспокоить в первую очередь.
Пока проблема таких территорий остается головной болью законных владельцев, их нежеланных насельников и общественных объединений, которые выступают как бы арбитрами в этих спорах, но на стороне выселяемых граждан. Председатель объединения “Шанырак” Асылбек Кожахметов отсылает к статье 25 Конституции РК, пункт 2 которой говорит о том, что государство обязано заботиться об улучшении жилищных условий граждан республики, и уверен, что без активного участия госорганов проблема не получит разрешения.
Прежде необходимо добиться, чтобы на этих объектах - даже в период жарких баталий за территорию - торжествовал закон. И чтобы полиция (в том числе миграционная) могла иметь возможность проводить элементарные проверки на лояльность среди обитателей. Но государству нужно не только признать проблему и проявить силу, но и продемонстрировать волю к решению острого социального вопроса.
В сегодняшних условиях именно и только государство способно ставить и выполнять столь масштабные задачи, как защита граждан не в ущерб ни одной из сторон. А в то, что степень и острота не сегодня зародившегося конфликта интересов будет расти, придется поверить. Нам придется наконец воспринять как данность процесс увеличения городского населения за счет сельского.
Объективно - Казахстану, учитывая особенности проживания, климат и другие факторы, чтобы прокормить собственных граждан и часть продуктов даже отправить на экспорт, требуется менее 10 процентов населения. Почти сформировавшийся слой отечественных фермеров справится с этой задачей. Только задачу эту нужно правильно поставить. Свободные же или не вовлеченные в агропром граждане будут вынуждены искать применение в городах. В первую очередь потому, что на освоенных территориях уже есть свет и вода. И, соорудив так называемую “нахалку” - то есть, закинув два провода на линию электропередачи, уже можно обеспечивать себя теплом и светом за чужой счет.
А здесь им, как оказалось, мало кто рад. Особенно, когда часть “новых горожан” решает свои финансовые трудности с помощью открытого или тайного похищения чужого имущества. Оговоримся: не все такие. Но негатив отдельных черной меткой ложится на всех приезжих. Многие из них могли бы освоить серьезное ремесло и стали бы специалистами в различных сферах промышленности. Промышленности, которая пока, признаем, представлена слишком узко.
Но не здесь ли может и должна блеснуть искра государственного мышления, устремленного в развитое светлое будущее? Сырьевая экономика в свое время позволила Казахстану хотя бы выглядеть привлекательно на фоне менее успешных соседей по СНГ. Теперь настала пора строить экономику индустриальную. Именно промышленности будут нужны и рабочие руки, и светлые головы. А вокруг промышленного производства получат развитие и наука, и образование, и здравоохранение. И пресловутое жилищное строительство.
Сегодня как-то не принято позитивно воспринимать относительно недалекое прошлое, относящееся, например, к 30-50-м годам прошлого века. А ведь тогда страна дважды пережила разруху и находилась в худшем положении. Но воли государства хватило, чтобы многомиллионная армия беспризорников села за парты рабфаков и техникумов и пришла на заводы и фабрики (многие из которых, к слову, и были только что построены теми самыми рабфаковцами).
Тогда же была решена и жилищная проблема. На улице не остался никто! Именно тогда возникли общежития - как форма временного проживания людей. Скептикам, конечно, есть о чем поспорить. Но мы не говорим, что такая форма обеспечения жильем, идеальна. Но она решала проблему тогда. Может быть, этот опыт применим и сегодня? |