ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Окончательная “бумажка” Право

Константин Маскаев
Обратили внимание, что в регламенты, инструкции, правила и лексикон чиновников проникли разные термины и понятия, которых прежде там не было, как не было и самой ситуации? Во всяком случае, такой масштабной ситуации. У въедливых же и особо дотошных правовых буквоедов неизбежно возникнет масса трактовок. Как и вопросов.
Например, что такое самоизоляция? Нужно исключить любые контакты с окружающим миром. И однако мы понимаем, что речь о чем-то не настолько строгом и абсолютном, поскольку жителям можно посещать ближайшие торговые точки: магазины, аптеки. Как тогда на практике решать вопрос с ответственностью за нарушение этой самой самоизоляции? И так во всем. В общем, юристы говорят о появлении такого феномена как “чрезвычайное законодательство”


Но только условие: кем угодно, когда угодно, что угодно, но чтобы это была такая бумажка, при наличии которой ни Швондер, ни кто-либо иной не мог бы даже подойти к двери моей квартиры. Окончательная бумажка. Фактическая. Настоящая. Броня.

М.А. Булгаков. “Собачье сердце”

 

Так где же та грань допустимого пренебрежения пунктом и буквой, за которой следует безоговорочное наказание или снисхождение и прощение? Ее нет!
Изначально закрыв города Алматы и Нур-Султан на въезд, выезд, вход и выход, власти позже пошли на некоторые послабления. В карантинные зоны стали пускать тех, кто работает не только в сфере жизнедеятельности, обеспечения безопасности или поддержания карантинного режима, но и другой персонал - по заявкам компаний, которые сохранили возможность работать или не могут остановить производственные процессы. Но на кордонах не оказалось достаточно внятного правила - кого пропускать, а кому отказать. Поэтому иные “стражи ворот” выбирали самый простой метод дифференциации: не пускать никого.
Теперь нам пришлось увидеть сходную ситуацию, но уже внутри Алматы. Городской штаб решил отказаться от бумажных справок, дающих людям возможность ходить на работу. Сослались на отсутствие единой формы бумажного документа и заподозрили руководителей отдельных компаний в намерении раздать “вездеходы” всему своему персоналу. Предложили до 1 апреля составить заявки от предприятий на занесение работающих сотрудников и автотранспорта в специальную электронную базу и ввели “цифровой” пропускной режим с 6 апреля.
В течение первой недели действия этого режима в базу не успели внести всех, чьи данные подавали в заявках. Но риск нарваться на штраф, арест и водворение автомобиля на штрафстоянки навис.

 

 

В специальной службе, которая занимается формированием базы, надо полагать, теперь всегда жара. Как удалось узнать, изначально приняли около 61 тысячи заявок на транспортные средства и около 187 тысяч ИИН граждан. Вбить (причем корректно, то есть без ошибок!) все это количество персональных данных за короткое время оказалось довольно сложно. Если, конечно, акиматовская служба не рекрутировала для скорейшего решения этой задачи достаточного количества сотрудников. Но граждане-то отправлялись на работу и вчера, и позавчера! И многие испытали то неловкое чувство, когда полицейский уличил их буквально в нарушении режима карантина. При этом большинство граждан шли с работы и на работу на том основании, что ранее городской штаб оставил им эту возможность. Не их вина, что в процесс вмешались обстоятельства чисто технического плана. По факту граждане должны быть на работе, поскольку штаб разрешил. И пока их данные не отразились в очередной базе, они находятся на улице незаконно, нарушают режим и нарываются на штрафы, аресты, что там еще предусмотрено за такое безобразие? Только за минувшую и текущую недели нам говорили, что базы обновили, трижды!
Сложно понять, как реализуют угрозу наказывать автовладельцев, попавших в период карантина в поле зрения камер “Сергек”. Как эти камеры будут выявлять нарушителей? По условным “маршрутным листам”? И почему условные нарушители - пешеходы и пассажиры общественного транспорта - оказались в более выгодном положении, чем автомобилисты?
Наказание в виде ареста несколько казахстанцев получили за пранки и фейки. В правовом регулировании таких названий преступных деяний, думается, нет. А наказанные есть. Причем явно за дело: за дезинформацию, за введение в заблуждение, что могло, например, породить панику или недоверие к словам и действиям власти. Поэтому судам пришлось прибегать к излюбленной палочке-выручалочке - статье о мелком хулиганстве.
А что, если отбывшие наказание позже подадут на апелляцию - в стремлении оспорить правоприменимость статьи в их конкретном случае и получить какую-нибудь материальную компенсацию? И при удачно выбранной линии защиты “чести и достоинства” иной адвокат способен успешно отработать свой гонорар в интересах клиента. Нет?
Учитывая же, что формуляры, издаваемые местными штабами по противодействию распространению коронавирусной инфекции, подчас конфликтуют с распоряжениями республиканских властей, можно предположить, что после победы над пандемией и снятия связанных с ней ограничений следует ждать куда более весомых исков со стороны юридических лиц: компаний, организаций различных форм собственности.
Известный юрист Виталий Воронов считает, что сложившаяся чехарда актов и правил (метафора моя) уже сегодня создает благоприятные и привлекательные условия для формирования адвокатами клиентских баз для будущих исков против госорганов, вскоре могут начать подавать групповые иски, в том числе на действия госорганов.
Естественно, будет много гражданско-правовых (экономических) споров, связанных с неисполнением обязательств, с попытками избежать ответственности или переложить ее на государство в связи с форс-мажорными обстоятельствами.
До конца апреля может произойти много событий, создающих новые правовые, зачастую неожиданные ситуации, вполне вероятно, неурегулированные действующим законодательством. Поэтому иски будут.
Но это позже. Сегодня же правоохранительная и судебная системы оказались в довольно выгодном для себя положении - есть на что сослаться, чтобы не соблюдать нормы, гарантии, сроки, регулируемые кодексами (УПК, ГПК, КоАП). Но затем придется вспомнить, что по юридической силе кодексы выше любого закона, кроме конституционного. Даже закона о ЧП!
Любопытный период переживаем. Но самое интересное, думается, нам еще предстоит наблюдать.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение