|
Алла Иванилова
Многим кажется, что пытки - это изжившее себя явление. Однако оно не потеряло актуальности и по сей день. За высокими заборами казахстанских учреждений закрытого типа до сих пор пытают людей
Это только в американских фильмах полицейские зачитают задержанному его права и предоставят адвоката. В Казахстане все обстоит иначе. Отечественные стражи порядка молча задерживают, по нескольку суток держат в ИВС, в служебных кабинетах или вовсе в подвалах. Ни о причине задержания и тем более ни о каких правах подозреваемому не сообщают. Его допрашивают часами, не давая даже воды, а иногда возможности присесть и воспользоваться туалетом. Но что самое страшное - задержанного избивают, выбивая нужные показания.
Некоторым это покажется неправдоподобным, ведь наше государство идет по гуманному пути развития. Однако, как показывает практика, применение пыток в нашей стране явление вполне заурядное.
Если верить официальной статистике, то в Казахстане почти не применяют пыток. Количество зарегистрированных преступлений по этой статье с 2004 по 2007 год составило 16. При этом в трех случаях дела были приостановлены и в трех прекращены.
Совсем другая статистика в Международном бюро по правам человека и соблюдению законности. За четыре неполных года поступило около 800 жалоб, из них 586 случаев задокументировано. Из общего количества обращений 151 случай зафиксирован в учреждениях МВД, 427 - в пенитенциарных учреждениях, 4 - в учреждениях КНБ, 4 - в психиатрических клиниках, 3 - в детских учреждениях (при Министерстве образования и Министерстве труда и социальной защиты). Практически все заявления были получены от самих жертв, очень редко - от их родственников, а от адвокатов вообще не было ни одного обращения. Больше всего жалоб поступило из Алматы, Астаны и Костаная.
Из них следует, что основными методами пыток при неформальных допросах являются избиения как в целом, так и по определенным участкам тела предметами, не оставляющими физических следов, например: пластиковыми бутылками, наполненными водой или песком, по пяткам, книгами по голове.
Выбивают показания удушением пластиковыми пакетами или противогазами, в которых перекрывают клапан или впрыскивают токсические средства. Кроме того, полицейские применяют сексуальное насилие, удерживают человека в неестественных позах, приковывают наручниками к горячей батарее или подвешивают.
Доказать применение пыток крайне сложно, поскольку они допускаются в учреждениях закрытого типа. При осмотрах врачи чаще всего не фиксируют всех, имеющих травмы, так как заинтересованы в сокрытии. Это приводит к тому, что у потерпевших очень редко имеются медицинские документы, подтверждающие факт получения телесных повреждений. К тому же, по закону, для медицинского освидетельствования лицо, получившее телесные повреждения, либо его защитник вынуждены ходатайствовать перед администрацией следственного изолятора. Причем эту процедуру оплачивает заявитель. Таким образом, доступ к врачу у жертвы пыток ограничен как законодательно, так и на практике.
Отсутствие свидетелей также тормозит дела о пытках. Адвокаты, которые призваны защищать права задержанных, чаще всего из определенного круга знакомых и удобных полицейским. Отсутствие механизма проверки качества их работы ведет к устоявшейся практике низкого качества бесплатной юридической помощи или повсеместному нарушению профессиональных стандартов этики адвоката.
Согласно законодательству, к органам, которые призваны предотвращать и расследовать случаи применения “неформальных допросов”, относятся органы внутренних дел, национальной безопасности и прокуратуры. Это обстоятельство делает практически невозможной объективную проверку сообщения о применении пыток, поскольку проверяющие и “истязатели” являются сотрудниками одного ведомства и здесь срабатывает принцип корпоративности.
Чаще всего действия полицейских квалифицируют не как “пытки”, а как превышение должностных полномочий либо как принуждение к даче показаний.
Пострадавшие, в свою очередь, не согласны с приговорами суда и не устают его обжаловать. Они пишут в госорганы и президенту. Но, к сожалению, ответа не получают.
В прошлом году Казахстан ратифицировал Факультативный протокол к Конвенции против пыток. Это дает возможность всем, кто пострадал и не нашел справедливости ни в одной отечественной инстанции, подавать жалобу в Комитет ООН против пыток. Сейчас такие заявки уже готовятся правозащитными организациями.
Астана |