ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Категория беззаботных Право

Алла Иванилова
Почти треть трудоспособного населения Казахстана относится к категории самозанятых. Они не готовы пополнять бюджет страны налоговыми отчислениями от своей деятельности, пользуясь наравне с теми, кто это делает, социальными благами. Вопрос в том, как вывести эту категорию населения “на чистую воду”? Ведь нередко эксперты называют такое количество граждан, существующих вне рамок официального поля, бомбой замедленного действия

К самозанятым принято относить граждан, которые зарабатывают себе на жизнь самостоятельно, без привлечения наемных работников и не имеют при этом статуса индивидуального предпринимателя. В эту категорию попадают няни, репетиторы, домработницы, переводчики, фотографы и многие другие продавцы услуг, в том числе и те, которых принято называть фрилансерами. Такие работники не платят налогов и социальных взносов, и поэтому государство постоянно ищет способы вывести их из тени.
Сегодня доподлинно неизвестно, сколько в стране подобных граждан. Но можно приблизительно подсчитать. Из более чем 18-миллионного населения Казахстана трудом заняты 8,6 миллиона, или 66,6 процента в возрасте от 15 лет и старше. Численность же наемных работников во II квартале 2018 года составила почти 6,5 миллиона человек. Получается, оставшиеся, а это более двух миллионов, относятся к категории самозанятых.
Это довольно широкая прослойка людей. При этом “неформально занятых” в Казахстане почти 1,4 миллиона человек. Они не отчитываются о своей работе, не платят налоги и не делают отчисления в социальные фонды. Из-за этого они “отрезаны” от систем социального обеспечения - информации о них нет в базах данных. Известно, что сегодня 28 процентов самозанятых работают в тени, из них около 461 тысячи человек являются работниками на личном подворье. В Казахстане отсутствует организационно-правовая форма для самозанятых в личном подсобном хозяйстве, и они автоматически получают статус “неформальные”.

По словам чиновников, самозанятые - продукт переходного периода, когда в период с 1991 по 2001 год массово закрывали предприятия и сокращали рабочие места, многие остались не у дел - количество работающих на себя тогда увеличилось с 327 тысяч до 2,8 миллиона человек. За последние семь лет их число уменьшилось на полмиллиона, а доля в составе экономически активного населения снизилась с 31 до 26 процентов. Но это по-прежнему высокий показатель. К примеру, в таких государствах, как США и Канада, доля самозанятых граждан составляет менее 10 процентов, в Японии, Финляндии и Великобритании - до 15 процентов. Казахстан наряду с такими странами, как Италия и Корея, относится к группе государств, где численность этой категории превышает четверть рабочей силы.
При этом в мире не существует единого определения самозанятых. В Казахстане и других постсоветских странах под ними подразумевают прежде всего тех, кто не имеет статуса юридического лица и не платит налог, и в этом контексте их воспринимают как проблему, требующую решения. В западных странах, где тоже различают самозанятость в формальном и неформальном секторах, последнюю приветствуют как способ решения проблемы безработицы.

 


Налог на самозанятых

Люди сами по себе - норма это или нет? Мнения различаются: одни считают самозанятых основой зарождающегося среднего класса, другие - серьезной проблемой, выпавшей из поля зрения государства. Должен ли существовать порядок получения статуса самозанятых? Должны ли они платить налоги? Какие меры необходимо принять властям, чтобы не получить в ближайшей перспективе социальный взрыв?
Именно из-за самозанятых передвинули сроки внедрения обязательного социального медицинского страхования. В 2017 году выяснили, что в Казахстане их слишком много, а эта система их бы попросту не охватила, потому что они не делают обязательных отчислений. В итоге внедрение перенесли на 2020 год, но затем с разрешения главы государства - на 2019-й.
После критики президента правительство активно занялось проблемой “самостоятельно и неформально занятых”. К началу 2018 года у 2,7 миллиона казахстанцев не было статуса в базах данных. Для начала чиновники пересчитали тех, кто в тени. В итоге информацию по 800 тысячам обновили. В результате 309 тысяч работников заключили официальные трудовые контракты, 17 тысяч предпринимателей зарегистрировали свой бизнес, 71 тысяче человек помогли с занятостью. Но это капля в море. По оставшимся 1,8 миллиона казахстанцев подвижек пока нет.
Не наблюдается пока и однозначного подхода в этом вопросе. Предлагают различные варианты. Создают рабочие места, однако они малопривлекательны с точки зрения размеров заработной платы и вида деятельности. Власти стараются переквалифицировать самозанятых с учетом текущих и потенциальных потребностей государства и рынка труда. Но большинство обучающих программ устарело, а зачастую формальный подход к организации курсов обучения убивает саму идею, делая ее бесполезной.
Причину того, что казахстанцы не регистрируют свою наемную или предпринимательскую деятельность, в Минтруда видят в несовершенстве нынешних налоговой и правовой систем. Высокая финансовая нагрузка и необходимость сложных процедур регистрации пугает. Поэтому правительство предлагает введение в Казахстане нового налогового режима - единый совокупный платеж (ЕСП), который объединит четыре обязательных платежа: индивидуальный подоходный налог (10 процентов), отчисления в фонд социального страхования (10 процентов), отчисления в фонд медицинского страхования (40 процентов) и отчисления в единый накопительный пенсионный фонд (40 процентов). Он будет распространяться только на физических лиц, подпадающих под одно из требований: не используют труд наемных работников, оказывают услуги только физическим лицам, реализуют физическим лицам сельхозпродукцию (кроме той, что попадает под акцизы) из личного подсобного хозяйства.
Предельный доход за календарный год не должен превышать 100 минимальных зарплат (в 2018 году это 2 828 400 тенге, а в 2019-м ориентировочно 2 969 800 тенге). Величину ЕСП в расчете на месяц предлагают установить в размере 1 МРП для городов и 0,5 МРП для сел. В 2018 году это 2405 и 1202 тенге соответственно, а в 2019-м - ориентировочно 2525 и 1262 тенге. Предполагается, что оплачивать его можно будет через банки или терминалы на счета государственной корпорации “Правительство для граждан”. Далее корпорация сама разделит платеж в бюджет и фонды, а также оповестит комитет государственных доходов Минфина об уплате. Уплата ЕСП означает автоматическую регистрацию деятельности и участие в системе медицинского и социального страхования, пенсионного обеспечения.
Единый совокупный платеж планируют ввести с 1 января 2019 года до 31 декабря 2023 года. Его суть заключается не только в небольшой сумме налога, включающей социальные платежи, но и отсутствии налоговой отчетности, налоговых проверок и административных взысканий. В Минтруда и соцзащиты населения уверены, что новый платеж станет стимулом для выхода из тени людей, которые работают вне формальных договоров. Каких-то больших поступлений в бюджет от ЕСП не ожидается, поскольку основная задача - охватить население социальным обеспечением. При этом планируют, что будет “легализована” деятельность 500 тысяч человек из числа неформально занятых, а также ожидается переток 65,4 тысячи плательщиков из действующих налоговых режимов на основе патента и упрощенной декларации. Более 50 процентов респондентов в ходе социологического опроса выразили готовность легализоваться при условии роста и стабильности доходов, упрощения процедур регистрации и низкой налоговой нагрузке.

Кнут или пряник?

alt

Однако общественность восприняла эту инициативу неоднозначно - как “налог на самозанятых”. Будут ли его платить таксисты, нянечки, репетиторы или сельчане? В качестве козыря у чиновников - кто будет платить ЕСП, приобретет право на полный пакет медицинских услуг в рамках медицинского страхования. У самозанятых теперь только два выхода - они должны платить из своих карманов за страховку либо не болеть. Если же они перейдут в число официально зарегистрированных предпринимателей, то у них появится возможность платить и перечислять социальные налоги от дохода в установленных государством льготных размерах. Тем же из них, кто продолжит работать неофициально, придется платить за лечение по прейскурантам лечебных учреждений, что намного дороже. Но сегодня многие и так пользуются платной медициной, минуя госклиники. Поэтому для работающих на себя это не главный аргумент.
Сегодня присутствует некая социальная несправедливость - те, кто исправно платит налоги, и те, кто не платит, имеют равный доступ к социальным услугам. Также на самозанятых распространяются все социальные программы - детские пособия, финансовая поддержка многодетных семей, инвалидов. Наоборот, они, не уплачивая налоги, находятся в более выгодном положении по сравнению с остальными работающими.
Речь также идет о проблеме пополнения государственного бюджета, которая особенно обострилась в связи с падением цен на нефть. Однако “кнут” в виде налогов даст скорее отрицательный эффект. Это видно на примере развивающихся стран, где те, кто работает исключительно на себя, большей частью сконцентрированы в сфере теневой экономики. Разного рода ужесточения приводят лишь к разрастанию теневого сектора, как, впрочем, и послабления. В итоге получается замкнутый круг.
Так, в соседней России ввели налоговые каникулы для самозанятых граждан, однако эта мера не повлекла массовую регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей. Также совершенно не работоспособной оказалась патентная система: мало того, что стоимость патента предлагается на уровне 10-20 тысяч рублей, что является суммой весьма существенной при тех доходах, которые имеют большинство граждан в регионах страны, так кроме этого необходимо выплачивать еще и страховые взносы, сумма которых в полтора раза выше стоимости патента. При этом мигранты покупают патенты на трудовую деятельность по цене в среднем две-четыре тысячи рублей (в зависимости от региона) и отлично пользуются всеми социальными благами...
Перед властью не должна стоять задача вывести самозанятых в число официально занятых. Необходимо создать такие условия, чтобы самозанятые занимались своим бизнесом вполне легально, им было выгодно зарегистрироваться и оформлять официальную зарплату, платить налоги и делать пенсионные отчисления, как это делается в развитых странах. Там понимают, что это универсальный и распространяющийся тренд, а потому пытаются подстроить свое трудовое законодательство под требования времени и делают акцент на сегментации рынка труда. Такая гибкость способствует легализации нестандартной занятости. Это приведет к полноценному развитию малого бизнеса, вклад которого в ВВП республики очень мал - 20-25 процентов. В развитых странах этот показатель доходит до 60-70 процентов.
Как вариант - можно сделать участие в пенсионном накопительстве гарантированно прибыльным против инфляции, с дополнительными бонусами на добровольные взносы и возможностью использовать средства на образование, лечение и обзаведение жильем.
Выход из этой круговерти есть, и он давно проверен мировым сообществом.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение