|
Ирина Гайкалова
Трудовая миграция в условиях кризиса экономики становится одной из главных проблем стран Восточной Европы, Казахстана, России. Эксперты предупреждают: принимающие страны, каковой все последние годы являлась наша страна, могут столкнуться с серьезными проблемами: люди теряют работу, они никому не нужны, но и домой не торопятся возвращаться
По данным МВД, в 2006 году в Казахстан на заработки въехало около двух миллионов человек, в 2007-м - еще около полутора миллионов иностранцев. По подсчетам международных организаций, у нас ежегодно в зависимости от сезона работают от 500 тысяч до миллиона нелегальных трудовых мигрантов. Подавляющее большинство из них составляют граждане стран СНГ.
Эти бравые цифры, свидетельствующие о растущей потребности страны в рабочей силе, сегодня оборачиваются другой стороной “медали”. Целая армия как легальных так и нелегальных рабочих может остаться и уже осталась без работы. Сколько этих безработных людей? Кто уехал, сколько осталось? Если раньше никто не знал точного числа мигрантов, то сейчас и подавно полная неясность.
Экономический кризис лишний раз показал, насколько запущены у нас вопросы трудовой миграции. Два года назад власти попытались навести хоть какой-то порядок в этой сфере и провели так называемую легализацию. Но из легализованных в 2006 году 164 тысяч трудовых мигрантов в 2007 году этот статус сохранили за собой только 93 тысячи. То есть эта мера стала половинчатой: сезонные рабочие, к примеру, пройдя один раз легализацию, в следующем году снова оказывались “нелегалами”. А о полноценной амнистии этих людей речь так и не зашла.
Сегодня ситуация обостряется. Большие и малые строительства закрываются, люди оказываются не просто без работы, а без средств к существованию - на обочине жизни. Криминальные сводки пополняются данными о преступлениях бывших рабочих “строек века”. В Алматинской области в текущем году мигрантами совершено 92 преступления, в числе которых кражи, грабежи и даже двойное убийство. В целом, по некоторым данным, больше половины преступлений в Алматы совершается нелегальными мигрантами. В Алматы в этом году был создан Центр поддержки трудовых мигрантов при содействии фонда “Евразия Центральной Азии” (ФЕЦА), который должен был дать юридическую и психологическую помощь мигрантам.
“Я бываю на стройках, встречаюсь с рабочими и вижу всю эту непростую ситуацию, - рассказывает Ляйла Ахметова, руководитель центра. - Как живут эти люди? Если строится особняк, то обычно они живут за высоким забором и тщательно скрываются от посторонних глаз. Строители сдают хозяевам свои паспорта. Время работы - с семи утра до девяти вечера, ни о какой технике безопасности или здоровье речь, разумеется, не идет”.
Сейчас многие стройки остановились, но заборы остались, а за ними - вагончики, бараки. Мигранты там и живут - без света, элементарных удобств, еду готовят на кострах.
“Днем они обычно отсыпаются, а ночью выходят на “промысел”, - рассказывает Л.Ахметова. - Люди озлоблены, они не знают, куда им деваться и на что надеяться”.
Трудовые мигранты тем не менее востребованы, считает Ляйла Ахметова. Ту черную работу, которую они делают за 200-300 долларов в месяц, ни один казахстанец делать не станет. “Мы заинтересованы в них - на грязную работу никто не идет. Строителями работают узбеки, на барахолках работают киргизские женщины, тяжести там таскают киргизские мужчины”.
Недавно аким Алматы сказал, что в сфере нелегальной миграции надо наконец навести порядок. НПО готова подписать меморандум о сотрудничестве с государственными органами. Уже четыре месяца идут переговоры и, возможно, учитывая, что обстановка накаляется, меморандум все-таки будет подписан. Но проблема в масштабах республики не решается. Надеяться, что мигранты уедут и решат проблему таким простым образом, тоже не приходится. Многим просто некуда ехать, они предпочтут остаться здесь и пытаться заработать любым способом - от случайного приработка до кражи. |