|
Ирина Гайкалова
В прошлую пятницу в Алматы подполковник запаса Даулет Жумабеков весь день просидел на стреле башенного крана. На стройплощадке, где происходило это действо, собрался народ, приехали спасательные службы и полиция. Убедительные просьбы слезть с крана и не беспокоить общественность не возымели эффекта - бывший военнослужащий наотрез отказывался идти на компромиссы с совестью
Сидеть на башенном кране на высоте около пятидесяти метров подполковника запаса Даулета Жумабекова заставила... коррупция. Главной целью этой стихийной и опасной для жизни акции стал протест человека против коррупции как таковой. “Как сознательный гражданин я хотел привлечь внимание всего общества, каждого отдельного человека к этой проблеме, - рассказывает Даулет Жумабеков. - Нам пора проявлять гражданскую сознательность. Не только правительство должно бороться с этой заразой, но и каждый человек - тогда, возможно, ситуация изменится в лучшую сторону”. Можно только позавидовать воле и мужеству бывшего военнослужащего - протестуя против “теневых” отношений, как спрут, опутавших общество, он просидел на кране с девяти утра до десяти вечера.
Итак, акция протеста состоялась, однако ставить точку на этом рановато.
Дело в том, что подполковник является одним из активных членов движения БОМЖ - Совета бесквартирных военнослужащих. Название движения говорит само за себя. У людей нет жилья, которое им причитается по закону республики. Они уже не раз пытались привлечь внимание к своей проблеме, однако пока так и остаются без положенных квадратных метров. В беседе с нами Даулет Жумабеков убедительно попросил не связывать его акцию протеста против коррупции с борьбой за квартиры. Мы и не связываем, мы просто рассказываем о том, за что выступает БОМЖ и какова сейчас ситуация на этом “фронте”.
В этом году суд постановил выдать квартиры бывшим военным. В октябре из бюджета поступил 1 миллиард 200 миллионов тенге. На эти деньги и должны были быть куплены квартиры. Но офицеры подозревают, что процесс покупки будет нечестным.
“Есть несколько факторов, которые заставляют нас думать, что условия тендера созданы для одной-единственной компании, что независимые риелторские компании не смогут участвовать в тендере, - говорит Д.Жумабеков. - Почему бы сразу не закупить квартиры на эти деньги в уже готовых домах? Почему надо выдвигать требование, что дом должен быть не ранее девяностых годов постройки? Почему, в конце концов, сроки предоставления документов на тендер были так сжаты - до одного месяца? Нам кажется, что такой подход имеет одну цель - дать возможность выиграть “нужной” компании-застройщику, которая избавится таким образом от своего “неликвида”, который он, видимо, уже выстроил. А кто-то получит полагающийся “откат” за сделку.
Мы предлагали выдать эти деньги на руки нуждающимся семьям, чтобы они приобрели себе квартиры, но этот вариант не рассматривается”.
И все-таки акция борьбы с коррупцией возымела свое действие (трудно не связывать последующие события с нею). Сегодня Даулет Жумабеков находится в Астане и является членом комиссии по контролю за проведением тендера по приобретению квартир. “Главная военная прокуратура оказывает нам полное содействие, - рассказывает Жумабеков. - Кроме того, мы уже были на процедуре вскрытия конвертов с конкурсными документами. Как я и предполагал, ни одна известная риелторская компания не была представлена среди участников. До этого я обращался в 8 риелторских компаний, и только три из них смогли скачать информацию о тендере. При этом ни один телефон, который был там указан, не отвечал. Опять-таки все это заставляет подозревать, что победитель тендера был известен заранее. Мы сейчас можем выявить какие-то нарушения, но все это поздновато”. Оптимизма пока у подполковника мало. Не добавилось его и при встрече с заместителем министра обороны генералом Джанасаевым, которая прошла накануне.
“Он еще больше нас возмутил тем, что заявил: квартирами, что закупаются, сначала будут обеспечены нынешние нуждающиеся военнослужащие и только потом - оставшиеся, бывшие. Вот такая позиция министерства. Что получается? Из 38 человек только примерно пятнадцати будут выделены квартиры, а остальным снова ждать неизвестно чего...”
Сам Даулет Жумабеков прослужил Отечеству более двух десятков лет. Год назад он вышел на пенсию. Согласно закону, военнослужащие, прослужившие 20 и более лет, не могут быть уволены без предоставления им жилья. Но он по-прежнему вынужден арендовать однокомнатную квартиру.
После его акции протеста некоторые представители власти, которые были на месте “происшествия”, говорили, что нарушителя спокойствия неминуемо ждет административное наказание. Однако пока никаких обвинений не было выдвинуто. Да и в чем обвинять человека? “Я никаких требований не выдвигал, ничем не угрожал, я спокойно сидел и ждал, когда закончится световой день. Поэтому я считаю, что никаких мотивов для административного или уголовного наказания в моем поступке не было”, - говорит Жумабеков.
Помнится, что чиновники всякий раз, когда случается экстраординарное событие: голодовка против сноса домов, митинги и пикеты обманутых дольщиков - пытаются сначала обвинить протестующих и грозятся привлечь их по всяким статьям кодексов. Однако потом, когда правое дело все-таки побеждает, никто уже не вспоминает о нарушениях общественного порядка. Так уж получается, что именно такие акции зачастую помогают людям добиться справедливости: когда случается широкая огласка и трудно “утаить шило в мешке”. |