Ирина Гайкалова
Беспрецедентным называют случай, который произошел в одном из судов Алматы. Три года лишения свободы получил мужчина, который... довел до самоубийства свою жену. Этот факт - повод еще раз взглянуть на непростую ситуацию с бытовым насилием в нашей стране
Что подтолкнуло молодую женщину, находящуюся на седьмом месяце беременности и будучи кормящей матерью полуторагодовалого малыша, свести счеты с жизнью? Какие неприглядные тайны своей семейной жизни унесла она с собой? Можно только догадываться. Однако и того, что известно, достаточно для того, чтобы проникнуться безграничным сочувствием к ее судьбе.
Как сообщает прокуратура Турксибского района, будучи материально полностью зависимой от своего мужа, она вынуждена была терпеть унижения, оскорбления, постоянные измывательства от него. Новая беременность лишь усугубила ее зависимое положение.
Государственный обвинитель добился наказания для виновника происшествия. Суд Турксибского района вынес приговор: преступник получил три года за насилие над женщиной. Однако, на наш взгляд, преступление было совершено еще и по отношению к полуторагодовалому сыну, который остался сиротой, и к тому, кто так и не был рожден.
Такое явление, как “бытовое насилие”, обычно тянет за собой целую цепь печальных последствий. Кажется, что три года в этом случае - не такая уж и справедливая кара...
Однако в этой ситуации радует хотя бы тот факт, что преступление вообще не осталось безнаказанным, так как насилие в семье - одно из самых трудно доказуемых преступлений.
“Обычно цикличность насилия идет по нарастающей, - говорит Зульфия Байсакова, руководитель “Союза кризисных центров”. - Поэтому вполне возможно, что ситуация в семье у этой женщины только усугублялась. Следствием постоянного психического напряжения стало самоубийство”.
К сожалению, обстоятельства складываются таким образом, что реальной помощи ждать неоткуда. Кризисных центров от государства практически нет, материальной помощи тоже, а как жить, имея на руках маленького ребенка и будучи беременной? Вот и получается, что единственным “выходом” для загнанного в угол человека станет расставание с жизнью.
По оценке экспертов, в Казахстане свыше 60 процентов женщин хотя бы раз в жизни подвергались физическому или сексуальному насилию. При этом в суды обращаются лишь пять процентов жертв бытового насилия. О чем это говорит? О том, что женщины не доверяют следственным и судебным органам, боятся мести мужей, а также о том, что они безграмотны в правовом отношении.
Казахстанские женщины сталкиваются со множеством самых разных проблем. К наиболее острым из них можно отнести такие, как нестабильность семьи, высокий процент разводов, растущее число неполных и бездетных семей.
Другая группа проблем касается психологической и духовной сферы, возможностей самореализации женщины, все еще существующая разница в оплате мужского и женского труда, отсутствие перспектив роста. Все это и многое другое толкает женщин к суициду.
По данным ВОЗ, уровень суицида среди казахстанских женщин - 11,1 случая на 100 тысяч человек, что более чем в три раза превышает показатель США. Тем не менее проблеме суицида уделяется очень мало внимания в нашей стране. Сказывается нехватка психологов-консультантов, отсутствие телефонов доверия, центров психологической помощи в областных и районных центрах.
Переломить ситуацию можно законодательно. Но что мы имеем сегодня? С прошлого года на рассмотрение депутатов и общества был вынесен законопроект “О предотвращении и пресечении бытового насилия”. По сей день он лежит в нижней палате парламента и пока депутатами не обсуждался. Хотя в обществе уже прошли бурные дискуссии по его содержанию.
Самая главная претензия представителей неправительственного сектора - отсутствие в законопроекте материальной составляющей. З.Байсакова комментирует проект: “Пока не будет предусмотрено финансирование приютов, социальных услуг, поддержки жертв насилия, этот закон будет “пустым”. Зачем он в таком случае нужен? Просто как красивая декорация? |