|
Ирина Гайкалова
То, что преступность у нас растет, видно невооруженным глазом. Трудно было бы ожидать другой картины, учитывая, что кризис начался не вчера. Однако истинные масштабы разгула преступности остаются за пределами наших знаний
Приведем всего лишь два примера, иллюстрирующих, как легко можно отговорить простых граждан писать заявления в полицию и требовать расследования преступлений.
Эти две кражи произошли в разных районах города, но по одинаковому сценарию, что позволяет предположить: действует одна и та же группа людей. Их действия таковы: к женщине-водителю в авто подходит человек, просит опустить окошко и интересуется, как же можно пройти куда-либо.
Пока сердобольная женщина показывает заблудившемуся путь, другой вор открывает дверь машины, забирает сумку и убегает. Одна из наших собеседниц даже умудрилась побежать за похитителем, так как в сумке находилась заработная плата сотрудников предприятия, где она работает бухгалтером. Но, конечно, догнать не удалось.
Другая даже не сразу заметила исчезновение сумки, где лежали документы на дачу и деньги. Но в обоих случаях они хорошо запомнили того человека, который их расспрашивал о дороге, и могли бы создать его фоторобот, если бы полиция им это позволила сделать.
Что же дальше? Как ни странно, действия полицейских тоже происходили по одному и тому же сценарию. Узнав, что у женщин в сумках лежали важные документы, удостоверяющие собственность их дачных участков и домов, паспорта и удостоверения личности, полицейские стали в один голос “советовать” не писать заявлений о краже. Почему? Добрые стражи порядка, оказывается, радели о пострадавших: по их словам выходило, что женщины не смогут в ближайшие годы восстановить документы, если напишут заявление!
Дело в том, что, опять же по словам полицейских, пока уголовное дело не будет закрыто, никто не позволит восстановить эти документы. Абсурд, но женщины поверили стражам порядка и не стали заявлять о краже.
Одна настаивала на том, что запомнила преступника в лицо и могла бы описать его внешность, тогда назойливой посетительнице предложили просмотреть уже имеющиеся 10 тысяч словесных портретов - зачем составлять еще один? Вот так в разных РОВД и в разное время двух незнакомых между собой женщин уговорили не заявлять о том, что с ними произошло.
Мы обратились к адвокату, председателю общественного объединения “Форум адвокатов” Таиру Назханову с просьбой прокомментировать эти истории и действия полиции. Вот что он ответил: “Ждать окончания расследования для восстановления документов не требуется. Можно спокойно восстанавливать документы и во время расследования уголовного дела. Почему отговаривали от написания заявления? Ясно, что нераскрытые уголовные дела портят картину показателей райотдела полиции. Так, на основании заявления о краже вещей и документов из салона автомашины следователь обязан возбудить уголовное дело по ст.175 ч.2 УК РК, а именно - кража, то есть тайное хищение чужого имущества, совершенное группой лиц по предварительному сговору.
Возбудив данное уголовное дело и приняв его к своему производству, он обязан давать отдельные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, проводить сам следственные действия: допросить потерпевшую, установить и допросить свидетелей и т.д.
Но шансы, что в огромном мегаполисе найдут этого вора, крайне малы. Возможно, что преступник поймается на какой-нибудь краже и его “примерят” к этому нераскрытому делу или он сам добровольно расскажет об этом эпизоде. Но и даже после этого вероятность, что он вам возместит ущерб и вернет документы, ничтожна: вещи продал, деньги истратил, документы выкинул”. Все это так, только вот наша статистика осталась без этих двух преступлений. Сколько еще таковых “ненаписанных” остается в тени - трудно даже представить.
Хотя прокуроры попытались недавно дать свой ответ на этот вопрос. За семь месяцев этого года прокуроры обнаружили более четырехсот преступлений, укрытых органами внутренних дел. В том числе сорок тяжких и три особо тяжких преступления. Кроме того, по данным прокуратуры, манипулируя статистическими данными, полицейским удалось завысить раскрываемость почти на один процент. За нарушение правил учета и регистрации около ста тридцати сотрудников правоохранительных органов Алматы привлекли к дисциплинарной ответственности. Это на 12 процентов больше, чем в прошлом году. Прокуроры отмечают, что полицейские пользуются правовой неграмотностью населения и... отговаривают потерпевших писать заявления.
Для выправления ситуации была создана специальная комиссия, в задачу которой входит недопущение укрывательства. Однако ее работа прокурорами признана неэффективной. |