Ботагоз Омар
Поправки в Закон “О государственных закупках” одобрены мажилисом и переданы в сенат спустя неделю после их презентации. Такая поспешность объясняется разработчиком необходимостью поддержки отечественных производителей в условиях мирового кризиса. Однако в объяснениях представителей Минфина есть ряд противоречий, которые вызывают сомнения в целесообразности принятия такого законопроекта
Мажилисмен Ержан Рахметов был руководителем рабочей группы при рассмотрении нового Закона “О государственных закупках” в прошлом году. С момента введения в действие этого документа прошло немного времени, а потому предложение внести в него новые поправки, да еще и в поспешном порядке, по словам народного избранника, “вывело из строя”. Ведь и так с принятием нового закона в прошлом году время проведения процедур государственных закупок удалось сократить с 3 до 1 месяца.
Предлагаемые правительством инициативы дают нацкомпаниям возможность осуществлять закуп необходимых товаров, работ и услуг в считанные минуты. Основное время потребуется лишь на составление договоров с будущими поставщиками.
Но если первоначально речь шла о том, что вне конкурсных процедур договоры будут заключаться только с отечественными поставщиками, столкнувшимися в настоящее время с проблемами дефицита ликвидности (ради которых по поручению главы государства и принимается данный законопроект), то затем стало ясно, что “зеленый свет” в обход конкурентной среды будет дан и импортерам. Мол, казахстанские компании не имеют необходимого ассортимента продукции, проигрывают по цене и качеству, а потому навязывать национальным холдингам только товары под маркой “Made in Kazakhstan” просто нецелесообразно.
|
Made in Kazakhstan |
“Следует напомнить, что организации, менее 50 акций которых принадлежат государству, проводят закупки без проведения процедур, прописанных в законе”, - говорит Ержан Рахметов. Кроме того, в подпункте 47 статьи 4 действующего закона юридические лица, более 50 процентов акций (долей) которых принадлежат государству, и аффилированные с ними юридические лица, имеющие рейтинг корпоративного управления, освобождаются от процедуры проведения государственных закупок. В настоящее время благодаря этой норме “многие национальные компании уже вышли из-под действия этого закона”, считает народный избранник.
Становится очевидным, что принятие новых поправок в закон почти не поддержит отечественных производителей, зато предоставит большую свободу национальным компаниям, вернее, их топ-менеджерам, ежегодно осуществляющим закуп товаров, работ и услуг на сумму около 3-4 миллиардов американских долларов.
Возникает вопрос лишь о целесообразности принятия скомканных мер со стороны правительства, которые почти никак не повлияют на реальное положение дел.
Вместе с тем при изучении законопроекта “наружу” выходят другие нормы, на которых разработчики в ходе его презентации решили остановиться лишь вскользь. Минфин решил значительно сократить перечень лиц, которые могут обратиться с просьбой провести внеплановые проверки на предмет соблюдения законности при проведении конкурсных процедур. Из списка предлагается исключить потенциальных поставщиков, участников конкурса, организаторов госзакупок, экспертов и членов экспертных комиссий. Вместо них жалобы смогут направлять лишь парламентарии и представители органов власти - администрации президента, правительства и прокуратуры.
По мнению мажилисмена Жакыпа Асанова, это предложение противоречит ряду законов. Ведь депутаты и органы власти и без этого вправе инициировать подобные проверки. Тем более что в заключении научной антикоррупционной экспертизы на этот законопроект говорится о том, что предлагаемые нормы повышают вероятность коррупции, ведь в таком случае конкурсы будут проводиться без надлежащего контроля.
“Чем больше мы над этим законом работаем в том варианте, который есть, тем больше он становится коррупционным, - отметил в ходе пленарного заседания мажилиса депутат Еркин Рамазанов. - В законе нарушена конституционная норма, когда все хозяйствующие субъекты должны быть равными”. Многие парламентарии в ходе обсуждения законопроекта так и не получили ответа на волнующие их вопросы, но за документ все же проголосовали. По их мнению, национальным компаниям надо доверять, учитывая, что в них действует отлаженная система корпоративного управления, а должностные лица назначаются после длительных согласований.
Астана |