|
Ольга Медведева
Накануне Дня города ветеранов алматинских ЗАГСов и управлений юстиции чествовали в Бостандыкском районе. Живые свидетели истории, им было что вспомнить и сравнить...
Браки заключаются на небесах... А те, кто их регистрирует на земле, - счастливчики, считает Куляш Утегалиевна Таурбаева. За свою сорокалетнюю практику она официально закрепила союз шестидесяти тысяч (!) казахстанских пар.
- У меня иногда спрашивают: не была ли моя работа рутинной? Нет! Хотя ритуал в большинстве случаев был один и тот же, но люди-то разные! Посмотришь на жениха и невесту, и все про них ясно - серьезен их выбор или так себе...
Самую неординарную ситуацию в практике Таурбаевой часто вспоминают ее коллеги. “А теперь, жених и невеста, поздравьте друг друга”, - объявила регистратор, и при этих словах обалдевший от счастья жених бросился целовать не свою невесту, а... Куляш Утегалиевну.
Браки - категория постоянная. Могут меняться климат, общественно-политические формации, власть, денежные знаки, но жениться и выйти замуж - актуально всегда. Правда, модные тенденции наблюдаются и в брачном вопросе. Например, в последнее время все более популярен так называемый французский брак - это когда невеста намного старше своего избранника. Судя по количеству межнациональных браков, в Алматы не ослабевает процесс ассимиляции. Но и тут есть новые акценты. В советские времена интернациональный брак считался жирным плюсом в биографии чиновника-карьериста. И им чаще пользовались женихи-казахи. Теперь тот же жирный плюс ищут женихи-русские, предпочитая казашек-невест.
Все больше в наши дни встречаются пары, впервые переступающие порог ЗАГСа в солидном возрасте, когда жених и невеста имеют за плечами многолетний супружеский стаж и двоих-троих общих детей. “Хотим, чтобы фамилия была одна”, - объясняют они свой запоздалый визит в храм Гименея.
Сегодняшний ЗАГС - это не только семь видов официальных услуг (бракосочетание, разводы, рождение, смерть, перемена имени, усыновление, установление отцовства), но и проведение народных обрядов, как, например, тусау-кесер - перерезание пут малышу, делающему первые шаги в своей жизни. Ветераны службы с профессиональным интересом посмотрели, как в Бостандыкском ЗАГСе 4 октября проходила церемония тусау-кесер для первенца семьи Даулетбаевых - Алихана. Даже малыш, кажется, понимал торжественность момента, одарив собравшихся счастливой улыбкой - Я САМ ИДУ!
В 1985 году ЗАГСы вышли из состава местных исполнительных комитетов и были переданы в органы юстиции. В 2005 году в Минюст из МВД перешла и паспортная служба. Обе структурные “революции” на местах вызвали неоднозначные мнения, но, как показало время, и то и другое пошло на пользу населению. Особенно демократичной стала паспортная политика государства.
Паспортист с 27-летним стажем Жамиля Кошкинбаевна Рахимдилдаева вспоминает:
- В 90-е годы в связи с обменом паспортов мы ежедневно получали план по документированию населения. Однажды меня в качестве ответчика вызывали в Алмалинский суд, где рассматривался иск гражданина Г. Он требовал, чтобы на новом паспорте рядом с его фотографией поставили символику СССР. Сколько нервов он тогда нам помотал!
Создание единой информационной паспортной базы данных вывело на чистую воду мошенников, умудрившихся в переходный период получить паспорта разных республик (например, гражданина Казахстана и России), и позволило навести порядок в этом вопросе.
С января 2008 года отделы ЗАГС РК работают в режиме ИС (информационной системы) для формирования базы данных “Физические лица”, и при регистрации рождения присваивается индивидуальный идентификационный номер.
Справка “НП”
В царские времена была всеобщая паспортизация, и крестьянин действительно не мог выехать из деревни, если не оформлял у станового паспорт. Термин “бродяга беспаспортный” был обычен в обиходе, таких полиция арестовывала и этапировала к месту жительства.
Когда большевики пришли к власти, они в числе первых указов упразднили паспорта, как таковые. Никто в молодой Стране Советов не имел права требовать у гражданина никаких документов. Но большевики тут же попали в труднейшую ситуацию - во многих случаях (например, при выдаче хлебного пайка или пособия) требовалось точно установить личность. Если в деревне это не вызывало проблемы, то в городе жулики ходили из района в район, утверждали, что они здесь живут, и несколько раз получали пособие. Это заставило органы ЧК, затем ГПУ, а позже ОГПУ слезно просить Политбюро ЦК ВКП(б) ввести в СССР паспорта. Политбюро не соглашалось: СССР - свободная страна! ГПУ выкручивалось как могло. Пробовали сделать идентификационным документом трудовую книжку, но их выдавало не ГПУ, а сотни тысяч разных предприятий, не желавших контролировать, где их работник проживает и не числится ли он в розыске. И только через 17 лет советской власти министру внутренних дел Г.Ягоде удалось решить в Политбюро этот вопрос, но лишь частично - в 1934 году Политбюро согласилось обязать жителей городов иметь паспорта. Жители сел по-прежнему могли их не иметь вообще! Но паспортизация вводила жестокие санкции. Например, в 1934 году за проживание в городе без паспорта сажали (!) на срок до двух лет.
Следует отметить, что знаменитые "Стихи о советском паспорте" В.Маяковского, написанные в 1929 году, посвящены паспорту
международному и не имеют отношения к паспортной системе, установленной в начале 30-х годах.
В 1974 году паспорта получили и сельчане. А в 1994 году Казахстан обзавелся собственным бирюзовым паспортом. |