|
Ирина Гайкалова
После развала Союза молодежная преступность стала неотъемлемой частью жизни нашего общества. Не было уже ни молодежных организаций, которые могли бы хоть как-то повлиять на среду подрастающего поколения, ни дворовых клубов, ни воспитателей, ни вожатых. Прошли годы, но что изменилось? Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК констатирует, что количество приводов несовершеннолетних в полицию ежегодно возрастает в среднем на 12-15 процентов. По данным статистики, в составе преступных деяний несовершеннолетних преобладают (до 80%) преступления против собственности (кража, мошенничество, грабеж, разбой, угон транспортного средства, умышленное уничтожение или повреждение имущества), остальные 9-10 процентов приходятся на преступления против общественной безопасности и здоровья населения (хулиганство, хранение, распространение наркотиков)
Каковы причины детской преступности? Одну из них мы назвали - невнимание взрослых, предоставление детей самим себе. Некоторые видят также причину в том влиянии, которое оказывает на детей телевидение, компьютерные игры с их порой довольно агрессивным настроем.
Подсчитано, что подростки проводят в среднем от трех до четырех часов в день у телевизионного экрана и можно предположить, что сила воздействия на неокрепшую детскую психику играет существенную роль.
Вместе с тем реальность такова, что большинство малолетних преступников, совершивших тяжкие преступления, игнорируют телевидение, находятся вне сферы его влияния. Поэтому считать средства массовой информации главной причиной роста преступности среди несовершеннолетних было бы в корне неправильно.
Сейчас в Казахстане принята Концепция развития ювенальной юстиции, которая во главу угла ставит перевоспитание подростка, ставшего на преступный путь, а не его наказание. Это очень важный шаг, но вопрос, что делать, чтобы дети не становились преступниками, остается открытым. У разных государств есть свой опыт его решения.
В Алматы внедряется практика школьных полицейских. Констатируется даже некоторое снижение количества правонарушений среди школьников.
Конечно, это положительная тенденция и такая профилактическая тактика даст свои плоды. Но на плечах школьных полицейских не может лежать вся ответственность за детские правонарушения. Учитывая количество учеников в школах, рабочие нагрузки полицейских, которым кроме работы в школах, нужно еще ходить по домам школьников, находящихся у них на учете, беседовать с родителями и многое другое, ноша кажется непосильной.
Есть еще один специалист, на которого тоже сейчас возлагается ответственность - школьный психолог. Но далеко не все школы в республике, и особенно в сельских районах, имеют в штате психолога. Один из школьных психологов, с которым удалось побеседовать, что называется, по душам, признается, что справиться с объемом работы бывает очень не просто, к тому же психолог в школе обязан вести предмет “Этика и психология семейной жизни”. “А что представляет собой ставка психолога? Около 18 тысяч тенге. Плюс 2 тысячи в месяц за занятия по предмету. И как же при такой заработной плате требовать, чтобы человек “выкладывался” на работе? К тому же занимался профилактикой преступности? - говорит специалист. - Все, кто сегодня работает в школе, - энтузиасты. Но долго ли так будет продолжаться? Кто займется решением наших проблем?”
Пока эти вопросы остаются без ответа. Итак, получается, что сегодня вся ответственность лежит на школе. Родители в этом вопросе остались в стороне.
Очевидно, что нужна долгосрочная и планомерная работа, молодежная программа, которая бы не ограничивалась уроками патриотизма в школах, а была бы настоящей, адаптированной к нуждам молодых людей.
К примеру, хорошо бы создать молодежные центры по типу тех, что созданы в некоторых европейских странах, куда подросткам можно просто прийти в любое время, пообщаться, “потусоваться”, а также и получить помощь психолога, других узких врачей-специалистов, если есть в этом необходимость.
Для создания таких центров нужны средства, помещения, люди, которые будут в них работать. Но все это окупается в будущем снижением преступности, наркомании, числа абортов среди подростков и так далее. Сегодня же у нас нет даже дворовых клубов в той мере, в какой они необходимы.
Родители также не могут оставаться в стороне от этой проблемы. Возможно, именно с них надо начинать профилактическую работу. Порой родители остаются наедине со своими проблемами. Им тоже нужна помощь социального (в том числе и материального), психологического, педагогического и юридического характера. Как оказать эту помощь - это уже вопрос к государству. |