|
Алла Иванилова
Министерство обороны начало перевод казахстанской армии на автоматизированную систему управления войсками (АСУВ) и планирует завершить этот процесс к 2015 году. Согласно разработке, каждый солдат, выходящий на дежурство, будет оснащен передатчиками (телефоны, рации, портативные ноутбуки и т.д.). В случае любого ЧП он может оперативно по выделенному каналу связи передать информацию “по цепочке” на самый верх. В центральном и каждом региональном командном пункте будет находиться оборудование, принимающее сигнал, и центр обработки данных, так называемый дата-центр. При этом машина будет служить в качестве советчика и предлагать к утверждению командирам несколько вариантов в соответствии с казахстанской военной доктриной
Среди главных разработчиков ноу-хау - начальник главного управления информатизации и связи Министерства обороны Амандос Суранчиев. “Автоматизированная система управления войсками обеспечит информационное превосходство и позволит получить интерактивную, высокоточную картину действий противника и своих войск в режиме реального времени. Источниками информации являются разные сенсорные устройства – от радара до спутника”, - обещает он.
Чтобы понять, как работает АСУВ, военные специалисты побывали в тех странах, где эта система уже внедрена, - Соединенных Штатах Америки, Израиле, Франции, Турции, России и Белоруссии.
В республике существует Военный институт радиоэлектроники и связи. В будущем он превратится в научный центр АСУВ. Также создаются центры военных стратегических исследований, в которых будут разрабатываться стандарты. А пока наши военные учатся в зарубежных странах, где армия уже автоматизирована. Кроме этого отечественные курсанты обучаются в таких российских городах, как Санкт-Петербург, Ульяновск, Рязань.
Экономисты еще не подсчитали, во сколько Казахстану обойдется автоматизация армии. Есть только примерные цифры. Так, в 5 миллиардов тенге оценивается оснащение одной типовой бригады необходимыми современными средствами связи.
По идее автоматизация повышает мощь армии. Хотя на этот счет есть разные мнения. Как говорит Амандос Суранчиев: “По мнению экспертов, одна автоматизированная мотострелковая сухопутная бригада по своему боевому потенциалу превосходит аналогичную, традиционную, в пять раз”.
|
www.voina.net |
А если рассмотреть недавние события в Грузии, то, по данным военных аналитиков, у грузинской армии были элементы АСУВ, но незавершенные. “В первые два дня войны они показали свою эффективность. У них были хорошие автоматизированные разведывательные системы, связанные с бронетанковой техникой, автоматизированные карты местности. Но у них не было полного цикла автоматизированного управления войсками”, - высказал свою точку зрения “военный автоматизатор” Амандос Суранчиев.
Сегодня в обществе будируется вопрос: нужно ли автоматизировать армию до отдельного солдата? В таких странах, как Израиль, США, Белоруссия, существует концепция цифровой армии. По ней каждый солдат должен быть напичкан цифровым оборудованием и становится как бы единым сенсорным источником, уничтожающим элементом.
Однако по этому поводу военные уже давно ведут дискуссии. Оппоненты приводят вполне человеческие доводы: мол, представьте, идет война, температура воздуха плюс 50 градусов, на солдате 40 килограммов оборудования, его атакуют со всех сторон, но из-за лишнего груза он становится неповоротливым. В итоге воины снимут с себя всю тяжесть и останутся лишь в бронежилетах и с автоматом. Кроме того, есть риск заглушения цифрового солдата с помощью радиоэлектронной борьбы.
“Если армия слишком заавтоматизирована, возникает больше проблем с безопасностью. Выйдет что-то одно из строя, и весь механизм перестанет работать. Мы хотим найти “золотую середину” и поэтому сегодня решаем, что автоматизировать и до какого уровня: бригады или батальона (роты)”, - считает Суранчиев.
Есть скептическое мнение, что автоматизация вооруженных сил приведет к оттоку кадров. Машины заменят людей. На заре становления отрасли информатизации так думали все. Однако с появлением принтера, наоборот, стало уходить больше бумаги, следовательно, понадобилось увеличить количество рабочих в целлюлозной промышленности. Разработчик АСУВ считает, что “ненужных людей не будет”: “Сейчас автоматизация улучшает процесс принятия решений, то есть количество людей, наоборот, может увеличиться. Чтобы обслуживать дорогостоящее оборудование, необходимо создавать новые институты”.
Астана |