|
Алла Иванилова
О том, что в Казахстане “хромает” законопроектная деятельность, говорят давно и постоянно. Однако от слов законотворцы не переходят к делу. В прошлом году в Министерство юстиции на юридическую экспертизу поступило свыше трех тысяч подзаконных актов (указы, постановления и распоряжения премьер-министра, проекты постановлений правительства и указы президента). Из них более 60 процентов возвращено на доработку из-за низкого качества
Депутаты парламента постоянно “ругают” правительство за некачественные законопроекты. Вот и на этот раз, выступая на заседании коллегии, председатель Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе мажилиса парламента Рахмет Мукашев отметил: “Законопроект разрабатывается одним государственным органом, другие госорганы смотрят его невнимательно, и согласование зачастую носит формальный характер. Это приводит к тому, что в стенах мажилиса законопроект перерабатывается практически на 50-60 процентов, а в отдельных случаях и больше”.
Продолжается практика отсутствия аутентичности текстов законопроектов на казахском и русском языках. Кроме того, не всегда исполняется распоряжение премьер-министра об обязательном участии соответствующих должностных лиц на заседаниях рабочих групп. На сегодняшний день самыми спорными законопроектами, которые рассматриваются в парламенте, являются “О частной детективной деятельности” и “О правовых актах”. В частности, первый проект закона, который находится в мажилисе более года, предусматривает право частных детективов проводить индивидуальную беседу, обращаться к физическим или юридическим лицам для получения информации и создавать общественные объединения. При этом депутаты полагают, что без расширения полномочий частных детективов этот институт в Казахстане не заработает в полной мере и закон будет иметь декларативный характер, что лишит граждан дополнительной возможности защитить свои права и интересы. В этой связи парламентарии предлагают расширить права сыщиков и разрешить им осмотр помещений, наблюдение с использованием видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и других средств, заявлять ходатайства, принимать на работу помощников и подавать жалобы на действия физических и юридических лиц, получать вознаграждение за выполненную работу и возмещение расходов, понесенных при оказании детективных услуг, и другие полномочия, вплоть до наделения их оперативно-розыскными правами.
Таким образом, мажилисмены вносят поправки в половину текста законопроекта и полностью меняют его концепцию и содержание. “Наш Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе в связи со сложившейся ситуацией полагает принятие этого законопроекта в настоящий момент нецелесообразным. В этой ситуации комитет считает необходимым определиться инициатору законопроекта с дальнейшей судьбой данного документа”, - заявил депутат. В свою очередь министр юстиции Берик Имашев указал на конституционные разногласия поправок депутатов в проект закона “О частной детективной деятельности”. “Почему в свое время правительство передало нам? Потому, что здесь очень много конституционных ограничений: расширение прав частных детективов - это ограничение прав других наших граждан. Согласно Конституции ограничение прав возможно только со стороны государственных органов”, - заметил глава ведомства.
Второй спорный законопроект, в целесообразности принятия которого сомневаются депутаты - “О нормативно-правовых актах”, носит декларативный характер, а некоторые его понятия вносят путаницу в законодательство. Так, проектом закона предлагается исключить норму об обязательном проведении антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов. На проведение этого вида экспертизы ежегодно из бюджета выделяли 1,5 миллиарда тенге. Более того, данные экспертизы носили зачастую формальный характер, так как законодательством уже предусмотрены нормы о предупреждении коррупционных проявлений, и должностные лица априори должны соблюдать этику государственных служащих и противодействовать коррупции. “В то же время в проекте закона содержится норма об обязательном проведении антикоррупционной экспертизы по всем нормативным правовым актам. Нам не понятна позиция правительства по данному вопросу”, - констатировал глава Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе мажилиса парламента. Более того, по мнению народных избранников, этот законопроект противоречит Конституции и существенно ограничивает права депутатов на законотворческую деятельность.
Министр юстиции Берик Имашев пообещал, что качество законопроектов улучшится. Ведомством разработаны изменения в проект постановления правительства “Об утверждении типового положения о юридических службах государственных органов” в части обязательного проведения юридическими службами анализа замечаний по проектам, которые вернул Минюст. “По результатам проведенной работы госорганами в адрес Министерства юстиции будут направлять результаты этой деятельности с конкретными предложениями по совершенствованию, что позволит, по нашему мнению, повысить качество нормативно-правовых актов”, - заверил глава ведомства.
В минувшую пятницу в Министерстве юстиции прошло расширенное заседание коллегии, где подвели итоги работы за 2014 год. Главным результатом работы ведомства в минувшем году стало стопроцентное исполнение плана законопроектных работ, который содержал 41 законопроект. Из них 30 разработаны в исполнение поручений главы государства и администрации президента, семь - по поручению правительства. Министерство юстиции подготовило шесть проектов законов, в том числе предпринимательский кодекс, который недавно презентован в мажилисе парламента, а также “О правовых актах” и “Об оценочной деятельности”.
Астана |