|
Алла Иванилова
Казахстанские реализаторы аудио- и видеопродукции, а также компьютерных дисков уже месяц как живут по новым торговым правилам. Согласно им продавать такую продукцию можно только в торговых домах и магазинах
Государственные мужи решили нанести сокрушительный удар по “пиратству”. Правительство внесло изменения и дополнения в Правила внутренней торговли. Отныне торговать аудио-, видео- и компьютерными дисками на улицах, базарах и привокзальных площадях запрещено. Более того, это карается по закону штрафом в размере до пяти месячных расчетных показателей.
Реализовывать лицензионную продукцию можно только в торговых домах и магазинах. При этом власти дали разъяснения, что следует считать торговым домом, а что относится к магазину. Так, “торговый дом - это капитальное стационарное строение, в котором расположена совокупность торговых объектов и объектов общественного питания, управляемых как единое целое, предназначенное для торговой деятельности, обеспеченное торговыми, административно-бытовыми и складскими помещениями и площадкой для стоянки автотранспортных средств в пределах границ своей территории”.
В свою очередь, “магазин - стационарное строение или его часть, обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товара к продаже”. Исходя из этого, как заключила заместитель председателя Комитета по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Нургайша Сахипова: “Продажа в бутиках, где нет складских, административно-бытовых, подсобных помещений, считается нарушением правил”.
Более того, продажа в магазинах и торговых домах осуществляется при наличии разрешения администрации помещения. Это значит, что человек заключает договор, в котором указывает свои реквизиты и адресные данные. “Для нас и для тех органов, которые привлекают к ответственности нарушителей прав очень важно знать местонахождение правонарушителя. Привлечь его к ответственности, когда ты не имеешь его РНН и данных о местонахождении, очень сложно”, - заметила Нургайша Сахипова.
Несмотря на новые правила, на улицах продолжают торговать пиратскими дисками. Между тем, согласно статистике Минюста, с момента вступления в силу постановления была проведена 51 проверка, по результатам которых изъято около 21 тысячи экземпляров контрафактной продукции на сумму 1 миллион 401 тысяча тенге. 42 человека привлечены к административной ответственности.
Некоторые наблюдатели считают, что таким образом государство лоббирует интересы крупных казахстанских производителей лицензионной аудио- и видеопродукции. Как известно, таковых в стране мало. Большинству отечественных звукозаписывающих компаний не по карману иметь собственный магазин или отдел со всеми сопутствующими помещениями в торговом доме. Государственные мужи, наоборот, говорят, что таким образом они развивают конкуренцию, тем самым развивая рынок шоу-индустрии.
Кроме того, борьба с пиратством имеет транснациональный характер. Те страны, которые недостаточно защищают права на интеллектуальную собственность, попадают в “черный список 301” (от статьи 301 Торгового акта США). Это чревато экономическими санкциями.
Так, в 2001 году в Украине наблюдался значительный рост нелегального производства лазерных дисков. Управление Торгового представительства США отнесло Украину к наиболее неблагоприятным странам в “списке 301”. На тот период Украина являлась наибольшим производителем и поставщиком пиратских дисков в Европе. По результатам расследования Соединенные Штаты приостановили действие привилегий для этой страны, а в 2002 году применили санкции в размере 75 миллионов долларов на импорт из “неблагоприятной” страны. В результате усилий, предпринятых украинским правительством по принятию изменений в Закон о лицензировании лазерных дисков, тарифные санкции были отменены. Статус Украины в “списке 301” был изменен, экономические санкции сняты.
Сегодня в черный список входят, казалось бы, на первый взгляд, такие благополучные государства, как Канада. Свое место там нашли и многие страны СНГ, в том числе и Россия. Однако Казахстан и Кыргызстан еще не попали в этот список и делают все, чтобы не попасть. “Государство не должно отвечать за действия отдельных лиц”, - считает заместитель председателя Комитета по права интеллектуальной собственности Нургайша Сахипова.
Надо полагать, что наша республика может лишиться многого, если попадет в черный список, поскольку, как сообщила Сахипова, “генеральная система преференций по Казахстану составляет огромную сумму. Это несколько сотен миллионов долларов, которые мы получаем при наличии этой генеральной системы преференций. Прежде всего она состоит из таможенных пошлин”.
Астана |