|
Алла Иванилова
Казнить нельзя, помиловать. Именно такого принципа придерживаются многие страны в отношении несовершеннолетних преступников. Казахстанские чиновники тоже уверены, что метод “пряника”, а не “кнута” улучшит ситуацию с детской преступностью в стране. Для этого в республике не первый год внедряют ювенальную юстицию
Если обратиться к истории, то в средневековой Европе права ребенка никак не регламентировались. Дети несли такую же ответственность, как и взрослые, и в отношении них могли применять практически все виды уголовных наказаний. Толчком к изменению системы явился небывалый рост детской преступности в конце XIX - начале XX века в Европе. Система правосудия для несовершеннолетних сначала появилась в Соединенных Штатах Америки - в 1899 году в Чикаго создали первый детский суд - и быстро получила развитие в европейских государствах. Первоначально все сводилось к созданию специализированных детских судов, но позже идея расширялась и оформилась как ювенальная система, куда входили различные учреждения, занимающиеся вопросами детства. Сегодня ювенальные суды функционируют более чем в 60 странах мира, и их практика свидетельствует о высокой эффективности и гуманном характере этой системы, основная цель которой - не наказывать, а попытаться исправить несовершеннолетнего преступника.
Первые шаги по созданию ювенальных судов в Казахстане предприняли еще в 2002 году, когда запустили пилотный проект “Ювенальная юстиция”. В Ауэзовском районе Алматы и Карасайском районе Алматинской области заработали первые специализированные суды по делам несовершеннолетних. Проект охватывал около 450 уголовных дел. Подсудимым несовершеннолетним предоставили широкие альтернативы тюремному заключению и, что наиболее важно, доступ к оплачиваемым услугам адвокатов. За несколько лет эксперимент показал себя успешным, и в 2007 году специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних официально открыли в Алматы и Астане. Годом позже в республике одобрили “Концепцию развития системы ювенальной юстиции на 2009-2011 годы”, в соответствии с которой развитие этой системы является одним из приоритетных направлений социально-правовой политики государства. А в 2012 году ювенальные суды появились в каждом областном центре страны.
Чтобы обеспечить действенность создаваемой системы, в Казахстане необходимо сделать еще многое. В развитых странах подростков-правонарушителей окружают психологами, с ними проводят тестирование. У нас же пока специалистов психологической службы не хватает. К тому же после суда ребенок остается вновь один на один с трудностями, приведшими его на этот путь. Кроме того, нужны специальные адвокаты, которые начинали бы работу с подзащитными с момента их задержания. До сих пор не решен вопрос по ЦВИАРНам, где наряду с малолетними преступниками содержатся дети, попавшие в это учреждение в силу жизненных обстоятельств. По остаточному принципу финансируют спецшколы для детей с девиантным поведением.
Если верить цифрам, то снижение подростковой преступности наблюдают в большинстве регионов Казахстана. Однако это связано с динамикой снижения численности населения в возрасте 12-17 лет, то есть детей 1996 - 2001 годов рождения. К примеру, за шесть месяцев прошлого года подростками совершено больше убийств, а число особо тяжких преступлений с их участием увеличилось в два раза. В минувшем году наиболее неблагополучной являлась Восточно-Казахстанская область, где на 10 тысяч жителей приходилось 35 подростков в возрасте 12-17 лет, совершивших преступления, а также Костанайская и Акмолинская, там этот показатель - 30 малолетних преступников.
В некоторых странах уже отказываются от ювенальной юстиции. Так, в стране - “прародительнице” этой системы, в США, в последние годы несовершеннолетние совершают все более тяжкие преступления и проявляют упорство в нежелании исправлять свое поведение. В результате ювенальные суды все чаще передают дела в ведение обычных судов по уголовным делам.
Помимо ювенальных судов, которые повсеместно появились в нашей стране, система во многих странах включает в себя специальные службы, стоящие на страже прав детей. В интернете есть масса примеров, когда у заботливых родителей якобы под предлогом защиты интересов ребенка сотрудники таких служб отбирали детей. В России, где в соответствии с ратифицированными международными документами тоже внедряют ювенальную юстицию, развернулась целая кампания против этих мер. Многие российские эксперты уверены, что это бестолковый механизм, высказываются мнения, что его внедрение разрушит институт семьи и спровоцирует коррупцию со стороны чиновников. Эти опасения были поддержаны Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, который, по словам его пресс-секретаря Дмитрия Пескова, “скептически относится к идее ювенальной юстиции”. Подобные настроения “докатились” и до Казахстана. Некоторые полагают, что ювенальная система в ее полном понимании не подходит для нашей страны, где в некоторых семьях до сих пор применяют “дедовские” формы воспитания. “Вроде почитаешь, так красиво, а на самом деле это нарушение традиционных ценностей семьи! Надо посмотреть опыт Норвегии, Швеции, Германии, к чему это привело! Наших некоторых граждан лишили родительских прав и депортировали в Казахстан, а дети остались! Не надо перенимать опыт!
Астана |