Ботагоз Омар
Разработчики нового налогового кодекса предлагают ужесточить требования к недропользователям. По мнению Минфина, большинство компаний необходимо освободить от льгот и преференций. Особенно это касается тех недропользователей, которые уже были уличены в уклонении от уплаты налогов
На круглом столе в Астане “Актуальные проблемы правоприменительной практики в налогообложении недропользователей” вице-министр финансов Даулет Ергожин напомнил, почему в свое время государством были предоставлены многочисленные льготы и преференции иностранным инвесторам в налоговой и таможенной сферах. “Мы пошли навстречу инвесторам по данному вопросу, осознавая те риски, которые на тот момент существовали для сохранности их инвестиций, принимая во внимание инфраструктурную неразвитость, сложность транспортировки и уровень мировых цен на минеральные ресурсы”, - сообщил он.
При этом он считает, что в настоящее время многие крупные налогоплательщики, в числе которых и недропользователи, “не в полной мере осознают серьезность выполнения своей обязанности по уплате причитающихся налогов в бюджет”.
По информации Минфина, после проверок налоговых служб только в первом полугодии этого года крупных недропользователей обязали доначислить налогов и других обязательных платежей в бюджет на сумму более 15,5 миллиарда тенге, в том числе штрафов и пени на сумму около 5 миллиардов тенге. По данным Счетного комитета, за последние 2 года крупным компаниям было доначислено налогов на сумму более 200 миллиардов тенге.
В связи с этим Минфин предлагает обратить внимание на мировую практику, которая предполагает лишение данных ранее гарантий, льгот и преференций тех инвесторов, которые не платят законные налоги и нарушают законодательство.
Этот вопрос особенно актуален, учитывая, что политика страны направлена на снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики и повышение экономической отдачи от добывающего сектора.
В целом, по мнению Ергожина, Казахстан должен отойти от психологии “догоняющего государства”. Перестать бояться принимать в установленных законом рамках жесткие решения, со стороны государства инициировать судебные и арбитражные процессы, вплоть до расторжения контрактов с теми, кто их не исполняет и нарушает законодательство, но в то же время принимать во внимание и политические, и международные аспекты наших действий”.
Такого же мнения придерживается председатель Счетного комитета Омархан Оксикбаев. “Проведенный Счетным комитетом анализ исполнения бюджета показал, что если средняя мировая доля государства в проектах по недропользованию составляет 70 процентов, то в Казахстане она не более 25 процентов. Размер экспортной пошлины в стране в три раза меньше, чем в соседней России”, - сообщил он.
По мнению Оксикбаева, в новом налоговом кодексе необходимо предусмотреть отмену стабильности ранее заключенных контрактов и переход налогового режима контрактов на недропользование на текущее налоговое законодательство.
Как сообщил журналистам в перерыве заседания круглого стола Ергожин, сегодня в Казахстане имеется более сотни компаний-недропользователей, которые являются “претендентами” на изъятие предоставленных им льгот и преференций. “Из 440 контрактов сейчас реально можно определить список, включающий в себя как минимум 100 компаний”, - сообщил вице-министр финансов.
Вместе с тем разработчики нового налогового кодекса упускают из виду, что при введении предлагаемых ими изменений в действующее законодательство у недропользователей будет меньше возможностей инвестировать средства в создание новых производств с большой глубиной переработки. На это необходимо обратить внимание, учитывая реальные объемы добычи нефти в стране.
Напомним, что по планам правительства к 2010 году в стране предполагается добыть 100, а к 2015-му - 150 миллионов тонн нефти. Однако, судя по реальным темпам добычи черного золота, эти цифры могут остаться только на бумаге. Наибольший прирост был достигнут с 2002 по 2005 годы, когда объемы добычи выросли с 42 миллионов тонн нефти до 62 миллионов на конец 2005 года.
Однако в настоящее время отрасль практически находится в состоянии стагнации. Темпы роста добычи нефти по сравнению с тем резвым периодом сократились почти в пять раз и составили в 2006-м - 65, а в 2007-м - 67 миллионов тонн. Не сильно должен отличиться в этом рейтинге и показатель нынешнего года - прирост всего на 2 миллиона.
А потому политика по ужесточению налогового законодательства требует взвешенного подхода. Особенно, учитывая нынешнюю зависимость казахстанской экономики от сырьевого сектора.
Астана |