|
Анна Шелепова
По данным Казахстанской туристской ассоциации, каждое лето от пяти до восьми тысяч официально зарегестрированных казахстанцев уезжают отдыхать на Иссык-Куль. Сколько из них возвращаются живыми и здоровыми?
По приблизительным данным, два процента из отпускников, которые предпочли еврокурортам хорошо знакомый Иссык-Куль, умирают. Одни погибают в авариях, другие тонут, у третьих случаются инфаркты.
Комментирует
директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова: “Все мы узнали о том, что на трассе Алматы - Бишкек перевернулся автобус с казахстанскими туристами. Автобус оказался киргизским. Наш автовокзал категорически отрицает, что автобус был зарегистрирован в отделе перевозок. Как оказалось впоследствии, его техническое состояние вызывало много вопросов. Водитель был только один, а мы все знаем, что если дорога занимает свыше восьми часов, то наличие второго водителя обязательно.
Автобус шел груженным овощами и фруктами. Водитель торопился отвезти продукты на оптовый рынок “Алтын Орда” и держал скорость 150 километров в час. Несоблюдение правил дорожного движения привело к гибели 10 человек, еще более тридцати туристов оказались в больнице в тяжелом состоянии. Как сложится их судьба - неизвестно...
По словам главы ассоциации, основная проблема в том, что туроператоры несерьезно относятся к организации отдыха на Иссык-Куле. Кажется, озеро так близко, оно всем известно и вроде никаких проблем нет. Потому не предпринимается консолидированных попыток по обеспечению безопасной доставки туристов до места.
Мы бы добавили к этому резонному замечанию еще и тот факт, что перевозками занимаются в основном киргизские компании. А кто проверяет киргизских водителей на профессионализм, кто проверяет наличие второго водителя-сменщика? Кто может обеспечить и гарантировать отличное техническое состояние автотранспорта, который везет казахстанских туристов?
Кроме того, в некоторых фирмах даже не заботятся о том, чтобы застраховать туристов, отправляющихся в Кыргызстан, мол, что там может случиться, это же близко?
Вторая серьезная проблема - заторы на границах. Туристы вынуждены стоять по пять-шесть часов, чтобы пересечь границу. Многие едут с малышами, а на границе нет никаких условий, чтобы спокойно ожидать своей очереди, - нет лавочек, закусочных, даже элементарных туалетов...
- В мае мы обратились в Пограничное управление КНБ в Астане, к руководителю ведомства генералу Шабдарбаеву, - рассказывает Р.Шайкенова. - Потребовали обратить внимание на проблему. Мы писали о том, что озабочены ситуацией на центральном посту Кордай, о том, что пограничники проверяют документы в неторопливом режиме по принципу: “Подождете!”. Ответа до сих пор нет. Письмо гуляет по кабинетам.
Вот что рассказывает наша коллега, руководитель алматинского корпункта газеты “Казахстанская правда” Елена Брусиловская: “Я оказалась пострадавшей стороной. Первое, что мне непонятно, почему автобусы ходят ночью? С одной стороны, есть логика - туроператоры выкраивают день для отдыха туристам. Однако, с точки зрения людей, которые едут в автобусе, они приезжают на Иссык-Куль уставшими настолько, что этот день уходит на то, чтобы прийти в себя.
Я бы предложила пересмотреть график, поскольку риск аварий ночью всегда повышен. Все видели эти дороги! Это не западные автомагистрали, тем более, дорога идет между ущельями, она не освещается, на ней сейчас много транспорта...
Когда мы ехали по направлению к Иссык-Кулю, на таможне простояли час с небольшим. Тогда мне это показалось ужасным, но это были только цветочки...
Путевку я приобрела в алматинской фирме. Мне пообещали отличный двухкомнатный полулюкс. Я заплатила сто долларов за сутки. Когда я увидела полулюкс по-иссык-кульски, то лишилась дара речи. В конечном итоге, я жила в крошечном, душном номере под самой крышей, в котором не было ни лоджии, ни кондиционера... За сто долларов в сутки я сама выносила мусор и мыла полы... Руководство пансионата сказало мне, что все претензии я должна предъявлять своему туроператору.
На обратном пути наши места в автобусе оказались заняты, и нам, несмотря на наличие билетов, пришлось ехать на задних сиденьях. Отстаивание своих прав могло закончиться дракой... Когда я вернулась в Алматы и пришла с жалобами в компанию, директор даже не соизволил извиниться”.
В услышанной истории нас удивляют несколько моментов. Во-первых, откуда в киргизских пансионатах появились так называемые категории звездности, люксы и полулюксы, если учитывать, что санатории достались стране в наследство еще с советских времен? Получается, что киргизские бизнесмены самостоятельно перешли в еврозону, даже близко не оценивая реальное качество услуг. Они задирают высокие цены, требуют 100 долларов за сутки, но при этом даже не пытаются убирать комнаты, выносить мусор, готовить вкусную еду, не говоря уже о наличии шведского стола и развлекательных шоу-программ, экскурсий - всего того, что можно получить, к примеру, в Турции за 40 долларов в сутки!
На первый взгляд, ужасный сервис кажется киргизской проблемой, но на самом деле она напрямую касается потребителей, то есть нас. Возможно, если бы казахстанские туристы хотя бы на пару недель объявили бойкот всему этому киргизскому бардаку в туристической сфере, то от соседской спеси не осталось бы и следа. Но в том-то и проблема, что на родине сервис, как правило, еще хуже и... в ряды дороже.
P.S. Вчера корреспондент “НП” выехал на центральный пограничный пост Кордай, чтобы выяснить, по чьей вине происходят многочасовые заторы на границах. Репортаж с границы читайте в следующем номере. |