|
Константин Маскаев
Синдром рулевого
Новый Закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения” - как движение по бездорожью - похоже, обеспечивает особый комфорт только тому, кто рулит (как в прямом, так и в переносном смысле). Остальным же участникам движения, пассажирам и тем, кто стоит на обочине, остается совершать прыжки, пируэты и прочие упражнения, чтобы вписаться в новую концепцию и хоть как-то соответствовать ей. В данном, именно переносном, смысле, под теми, кто рулит, следует подразумевать представителей государства на наших дорогах - ведомство дорожной полиции. Под прочими же “пассажирами” - всех остальных участников движения, а равно пешеходов и других граждан, не имеющих отношения к доблестной когорте стражей дорог
При общем взгляде на новые условия, по которым нам отныне предстоит строить свои перемещения на колесах - вроде бы все не так уж и плохо. С нами, по-видимому, иначе нельзя. Только потенциальные хлыст и палка способны “остепенить” любителей полихачить, выпить за рулем, оставить автомобиль там, где ему стоять не положено, или там, где он создает помехи всему потоку и без того загруженных улиц. Весьма кстати (буквально на этой неделе) сыграла на руку моему другу недавняя традиция наказывать за непристегнутый ремень. И многие теперь, хоть и ворчат, а пристегиваются. Так вот, дружище попал в ДТП. Обе машины пострадали так, что будь “оппоненты” непристегнутыми, по крайней мере, в одной из машин были бы серьезные травмы, не совместимые с жизнью. Спасли ремни. Все живы. В хлам - только машины.
И все же при внимательном изучении закона и, главное, системы штрафов и наказаний обнаруживается, что стражи дорог в большей степени озабочены увеличением степени нашей материальной ответственности, нежели предупреждением ДТП или защитой той же “безлошадной” части граждан. За нарушения, связанные с движением по дороге и способные привести к аварии с участием других транспортных средств, предусмотрены более серьезные штрафы, чем за нарушения против пешеходов. Например, за нарушение правил проезда перекрестка - 5 МРП впервые и 15 МРП при повторном нарушении; выезд на “встречку” - тоже 15 МРП. Охранять дорогу от парковок и остановок в неположенных местах дорожные полицейские тоже собираются весьма ревностно.
Но куда ревностнее они намерены охранять посягательство на свои собственные прерогативы! Ответственность за незаконную установку специальных световых и звуковых сигналов может колебаться от 15 до 2000 МРП! Использование фальшивых номеров на автомобиле - тоже тяжелое посягательство на закон, и наказание куда суровее, чем за езду по тротуару. Тут нижняя планка ответственности - от 20 МРП. То есть не пропустить пешехода на переходе и подвергнуть его жизнь и здоровье серьезному риску - не такой, в общем-то, и грех. А вот примерять на себя неприкосновенные полномочия людей в мундирах - лучше не пытаться. Дороже выйдет, чем по тротуару прокатиться.
Спору нет, в целом новый закон нацелен не только на усиление ответственности за нарушение правил, но призван уменьшить число ДТП, травм и других невеселых последствий. Тем не менее не обнаружили мы в нем последовательного подхода к системе наказаний. И даже немногочисленные приведенные примеры это подтверждают. А одна из последних идей, озвученная недавно начальником управления безопасности движения Комитета дорожной полиции МВД РК Жанатом Сулейменовым, просто умиляет. Речь идет о наказаниях за повышенную шумность выхлопных труб автомобилей. Предполагается наказывать владельцев автомобилей с неисправными глушителями, а также оборудованными специальными громкоревущими “спортивными” глушителями. Идея, спору нет, хороша. Часто, особенно ночью, можно встретить в городе любителей “порычать”. Звук, издаваемый такими “глушителями”, а на самом деле усилителями звука, не просто превышает положенные 80 децибел. Он реально мешает спать горожанам и пугает детей и старушек. Но “страшная” мера наказания, которую предлагает ввести полицейский чиновник, может вызвать лишь шквальный смех, но не страх - от одного до двух МРП штрафа! (1 МРП сегодня равен 1168 тенге). Представляете, как будут забавляться владельцы “спортивных” глушителей, как бы выплачивая этот крохотный налог на звук? Уж тот-то, кто увлеченно дооборудует свой автомобиль, такую “суровую” меру просто не заметит.
Наконец, не нашли мы в новом законе никаких мер за повышенное содержание СО в выхлопе, за дым из выхлопной трубы, никакого решения как-то изменить ситуацию с автомобилями, чей срок эксплуатации давно перевалил за все моральные или разумные меры. Собственно, и из прежней практики было заметно отсутствие у дорожных полицейских интереса к чадящим, ревущим, гремящим автобусам или грузовикам.
В изложенном контексте закон, о котором было столько дискуссий, выглядит неказистым и однобоким. Вроде бы и хотели, как лучше, а вышло, как удобно тем же дорожным полицейским. Надеяться, что это лишь пилотный проект, который нам всем совместными усилиями предстоит шлифовать, не приходится - дабы ревнителей, не дай бог, не потревожить. |