Ботагоз Омар
В высших эшелонах власти периодически заявляют, что между Казахстаном и Россией налажено сотрудничество по всем направлениям. И в политической, и в экономической, и в культурной жизни. Однако на более низком уровне это просто не ощущается
По неофициальным данным, на московских прилавках можно встретить в основном только коньяк и некоторые кондитерские изделия казахстанского производства. Остальная продукция поставляется неохотно, так как для того, чтобы продукция марки “Made in Kazakhstan” только вошла в сеть одного из крупных магазинов Москвы, предпринимателю необходимо нелегально заплатить владельцу торгового помещения от 10 до 20 тысяч долларов США.
Но низкую активность демонстрируют и сами казахстанские предприниматели. Темпы их производства едва успевают покрыть потребности внутреннего рынка. Достаточно посмотреть ассортимент продукции в ряде казахстанских магазинов, чтобы в этом убедиться.
К примеру, если в стране и есть фабрики по пошиву одежды для широкого круга лиц (в основном шьют лишь национальную или специализированную одежду), то это лишь единичные факты. Аналогично обстоит дело и с предметами домашнего обихода, техникой, невелик ассортимент полиграфической продукции.
Отечественные предприниматели, пожалуй, смогли занять только одну нишу на внутреннем товарном рынке - в сфере пищевой продукции. Но и здесь она спорит с аналогами российских, украинских, киргизских производителей или продукцией из дальнего зарубежья.
При всем при этом реальные факты неприятия единичных попыток казахстанских бизнесменов внедриться на российский рынок бесспорно удивляют. Ведь при этом используются не рыночные механизмы.
Как сообщил “НП” информированный источник, сегодня под вопросом стоит и создание международного центра приграничного сотрудничества на севере страны. Этот центр планируется создать на примере центра Хоргос, расположенного на казахстанско-китайской границе.
Предполагается, что товары, которые проходят транзитом через Китай, Западно-Казахстанскую область, дальше будут проезжать через Саратов и попадать в Европу. “Но, к сожалению, Министерство экономического развития России против этого, потому что они боятся за своих производителей. Есть риск того, что российские производители просто встанут, ведь китайский товар может осесть на территории России. Пока российская сторона не примет федеральный закон о приграничном сотрудничестве, этот центр не будет открыт”, - отметил эксперт, пожелавший остаться неназванным.
Вместе с тем данный коридор мог бы значительно сократить время доставки продукции через Россию в европейские страны. Например, тем же китайским производителям сегодня для доставки грузов в Европу приходится пересекать Индийский океан и провозить их через всю Африку.
Астана |