|
Галя Галкина
После распада СССР, обретения независимости, пережитого страной периода “бури и натиска” девяностых годов представлялось, что независимость и есть национальная идея. Но, по оценкам политологов, ученых, общественных деятелей, на каком-то этапе развития независимости оказалось, что наше сообщество так и не обрело национальной идеи. Лучшие умы республики принялись за ее формирование. И по сей день этот историко-культурный феномен - национальная идея - остается объектом изучения. В докладе Каната Ильича Нурова на VI Международном форуме предприятий безупречного бизнеса “Факторы, влияющие на конкурентоспособность” таким фактором названа национальная идея
- Как журналиста меня всегда привлекала тема национальной идеи. Возможно ли сформировать идею, проработать ее и предложить как некую догму для граждан страны, политических институтов, образовательных структур, для культурной сферы, бизнеса?
- Конкуренция государств в мире за контроль над территориями - всеобщее явление. Благодаря государству как территориальной, общегражданской общности люди получают прежде всего два общественных блага: безопасность и образование личности. Сознательная и героическая смерть Газиза Байтасова при исполнении служебного долга в Таразе напомнила всем изначальную ценность государства, несмотря всю угрозу от него для свободы личности. Конкурентоспособность нации на всеобщем уровне - необходимое условие конкурентоспособности предприятий, товаров и личностей в мире. И она начинается с национальной идеи, поскольку нет в мире вещей, в основе которых не лежали бы идеи этих вещей, их назначения и сущности.
Национальную идею часто смешивают с государственной идеологией и иными инструментами управления обществом. Но национальная идея как историко-культурный феномен есть основа любого общества, которое как общечеловеческая ценность существует всегда конкретно в виде какого-либо этноса или народа. Поэтому национальная идея объективно существует как интегрирующее начало общества. Она нуждается не столько в формировании, сколько в научном открытии и развитии. Поэтому говорить о формировании национальной идеи несколько некорректно. Ее можно только познавать и приобщаться или не приобщаться к образу жизни, в котором она реализовывается. И поскольку национальная идея дает ответ на вопрос “кто мы есть”, в чем наш характер, то она неразрывно связана с ответом на вопросы, куда мы идем, в чем наша миссия...
- Вы хотите сказать, что национальная идея изначально существует в обществе, провозглашена она или нет? Или даже вопреки тому, как ее сформулировали?
- Любая социальная общность на практике может не осознавать своей национальной идеи, связь своей культуры с историей и природой. Национальная идея по тем или иным причинам может быть искажена, неразвита или вообще не реализована. В последнем случае мы будем иметь дело с исчезновением духа народа и превращением его в другой народ, несмотря на прежнее имя и генетические связи. К примеру, современные монголы - это не древние монголы, а греки - это совсем уже не древние греки. Этнос - это культурно-бытовая общность, а не антропологическая и уж тем более не кровно-родственная. В любых групповых стереотипах поведения скрыто разворачивается развитие нормативной ценности, то есть идеи, инстинктивно воспринятой всеми представителями этноса в качестве причины и цели их сосуществования.
- Как все-таки можно коротко сформулировать это понятие? В лихие девяностые национальной идеей на бытовом уровне провозгласили деньги, личное обогащение. Но в этом цинизме было соответствие происходящему в те годы. Это в советскую эпоху даже в популярных песнях пелось: “Прежде думай о Родине, а потом о себе”... Ну а если серьезно, то национальная идея - это..
- ...историческая функция природного характера народа. Вот что скрывает от нас история, вот почему войны возможны. Целые народы не заставить воевать только за материальные интересы, о них можно всегда договориться. Люди не противятся государственному призыву, если наличествует угроза существованию их культуры. В этом смысле и государства, и народы исчезают в войнах по тем же причинам иррационального животного поведения, которые описаны в биологии. Идеология государства во имя общегражданской национальной идеи может учитывать или не учитывать объективной данности объединяемых государством национальностей. Но их этнические культуры все равно будут существовать, реализовывать себя как через нее, так и без нее, раскалывая многонациональный народ как гражданское население.
- Казахстан всегда гордился многонациональностью населения, сплоченностью, дружественностью... И в этом прочитывается одна из составляющих понятия “национальная идея”... Причем представляется, что эта многонациональность выступает неким преимуществом и во внешних связях страны.
- Игнорировать национальности с их этнической культурой так же нельзя, как игнорировать нации с их общегражданской и общечеловеческой культурой. Если мы, казахи, будем закрыты к остальным казахстанцам, к России как ближайшему соседу и к миру в целом и препятствовать тем самым глобальному накоплению информации, то глобализация просто сметет нас как политическую нацию, и казахи как титульная национальность могут потерять свое национальное государство. Национальные государства даже в моноэтничных странах Европы имели изначально (и имеют до сих пор) общегражданский, а не этнократический характер. Конечно, если мы будем внедрять общечеловеческие и либерально-демократические ценности без учета особенностей титульной национальности, то общегражданские цели национального государства тоже будут обречены на провал, угрожая потерей этнической самобытности казахов. Потеря казахского языка и искусства - потеря не только для Казахстана, но и для всего человечества. Другого государства казахов в мире нет. Этносы изначально существуют на уровне разнообразного этнического происхождения - национальности, но они могут и должны существовать и на интегрированном уровне всего народа, то есть гражданства - нации. Когда-нибудь под национальностью мир будет иметь в виду только гражданство.
- В чем же и где то своеобразие казахов как титульной национальности Казахстана, которое сохранит и разовьет казахскую нацию как единый народ Казахстана? Сегодня на улицах появились женщины в хиджабах. Это можно воспринять как “возврат к корням”...
- Все изученные на сегодня культурные стереотипы социального поведения казахов, несомненно, выводят нас на идею индивидуальной открытости, включающей толерантность, как на феномен сугубо казахской ментальности. Понятно, что немало есть представителей и других национальностей в мире, так же открытых, как и казахи, но вряд ли они составят такую пропорцию в своем этносе, чтобы это считалось их этническим или национальным свойством. У нас женщины никогда не носили ни паранджи, ни хиджабов, и на коне обязаны были защищать очаг от врагов в отсутствие мужа. Более того, они представляли собой степную власть и при живом еще муже имели отдельные печати. Народные сказки и игры полны откровенных сексуальных мотивов. А шедевры казахской музыки и песен всегда были раскатисты, раздольны и не скрывали в себе азиатских переливчатых мотивов, так характерных для Дальнего и Ближнего Востока. В Казахстане не было институтов западного классического или восточного патриархального рабства и даже феодализма, тот или иной вид которого прошли почти все народы мира.
- Вы говорите об открытости казахов. Но мы живем теперь в обществе, где не только рухнули стены и занавесы, но само пространство открылось настолько, что межгосударственные границы воспринимаются чуть ли не условностью. Этому во многом способствовал Интернет...
- Под идеей индивидуальной открытости подразумевается прежде всего принцип открытой свободы. В свое время Карл Ясперс сетовал, что Запад слишком увлекся закрытой свободой в культивации так называемой частной жизни (privacy), закрытой для открытого общения и обсуждения. На Западе близкие отношения буквально называют закрытыми (closed). Сегодня перед нами технологически разворачивается глобальное информационное сообщество. Однако информационные технологии культурно еще не обеспечены новой моралью. Люди мира психологически не готовы к IТ-развитию и даже в правительствах они по-прежнему продолжают лгать и себе, и другим, надеясь на ушедшую в прошлое закрытость, избегая личностного развития. Индустриальная культура повсеместно испытывает глубокий духовный кризис. Для перехода в информационное общество ни Запад, ни тем более Восток не могут предоставить из своего арсенала ни одного этнического стереотипа поведения, в котором бы идея открытия личностью своей частной жизни непосредственно всему миру могла бы локализоваться и потом глобально развиться.
Казахский же этнос имеет такой архетип в своей культуре. Хотя он был деформирован под влиянием советского образа жизни. Какими бы ни были разными казахи в антропологическом и генетическом смысле, все их поступки обусловлены идеей индивидуальной открытости, то есть личной свободой, открытой для общения и для общества. Феномен батырства как нельзя лучше демонстрирует характерную суть духа казахов. Батыр - это венец “казакования”, казачьего образа жизни. Каждый казак, будучи джигитом в начале своей жизни, жаждал достичь этого этапа народного вознесения, быть одиноким Рыцарем степей, поэтом-любовником и национальным героем, неподвластным даже ханам. Казачество как аульный, “байский” способ кочевания было высшей стадией развития номадизма (кочевой культуры) после пастушества и таборно-куренного кочевания.
- В чем же суть казахского характера? И разве прочие народы не стремятся к свободе? Когда говорят “немец”, “француз”, “русский”, “американец”, возникает некий ассоциативный ряд... Но чаще это, конечно, вульгарно-бытовые клише...
- Истинная суть казахского характера не столько в социально-политической, сколько в психологической свободе, история которой только начинает разворачиваться по миру. Эта психологическая свобода стремится реализоваться через открытие своей личности обществу. И в горе, и в радости казахи почитают за грех скрывать свои чувства и хотят приобщить к ним весь мир. Отсюда проистекают очень многие, весьма странные обычаи публичного сопереживания. Соблюдение многих из них уже выхолощено и экзальтировано, но в них мы можем раскрыть для себя вполне адекватную духовную основу для образования личности информационного общества и формирования информационной культуры на этническом уровне. Казахстан сейчас переполнен духовным томлением в процессе своего глобального позиционирования и самоосознания. Геополитически мир перестал быть одно- или двуполярным и сейчас именно здесь формируется новый регион со своей совершенно новой идеологией. Казахстан будет либо принужден к исполнению своей национальной идеи через “тяготы и лишения”, либо он осуществит ее сознательно в соответствии со стратегией развития государства.
- Сейчас может показаться, что казахский язык, его возрождение, защита становятся национальной идеей. Хотелось бы взять слово “защита” в кавычки, потому что произнесите вы его, и найдется масса агрессивно настроенных защитников, что и происходит сейчас кое-где.
- У народа Казахстана нет иного пути, как признать за исходную точку развития тот факт, что мы давно уже, как национальное государство, интегрировались в русскоязычное пространство межнациональной коммуникации. Казахстан осваивает уже англоязычное глобальное пространство. А казахскому языку необходимо культурное возрождение через пропаганду народного художественного искусства, после чего его научно-техническая и административно-правовая модернизация через коллективное творчество масс не заставит себя долго ждать. Придумывание и административное насаждение казахского языка государством только препятствуют этому глубокому процессу его выживания и развития. Чтобы сохранить элиту и культуру титульной национальности, у нас нет иной цивилизованной цели, кроме как стать политической, общегражданской нацией (неважно, как ее называть - казахской или казахстанской). Если мы будем стремиться сделать “Казакстан только для казахов”, то мы будем следовать не просвещенной, а мракобесной идее и уподобимся диким, архаическим народам. В этом случае мы пойдем против национальной идеи как исторически сложившегося характера и миссии единого народа Казахстана. Тогда вряд ли мы добьемся отождествления понятий “казахстанец” и “казах” по примеру европейских стран. А пока запрещение термина “Казахстанская нация” является серьезнейшей политической и исторической ошибкой, которая смерти подобна.
Вселяет надежду то, что у большинства простых казахов, знающих свой родной язык, еще жива национальная идея общегражданской общности. Мы, казахи, личностно открыты, потому что сильны духом казачьего союза “Алаш”, и наша национальность должна стать нацией, чтобы быть информационным обществом. Когда-то русские каза`ки уже были частью тюркских каза`ков (“монголо-татар”). Почему сегодня они не могут быть снова едины? Ка`заки всех национальностей и вероисповеданий - объединяйтесь!
Справка “НП”
Канат Ильич Нуров - президент научно-образовательного фонда “Аспандау”. Образование: КазГУ имени аль-Фараби, Академия немецкого союза чиновничества (город Бонн, ФРГ), Маастрихтская школа менеджмента (Нидерланды), СМА; Ph.D (США). Опыт работы: Алма-Атинская школа менеджмента, Фонд поддержки предпринимательства при МЭ РК, Ассоциация фермеров Казахстана при МСХ РК, Международная аудиторско-консалтинговая компания “Делойт&Туш”, вице-президент - главный финансовый директор АО “Казахтелеком”, управляющий директор АО “Казкоммерцбанк”. |