Галя Галкина
Наша страна всегда славилась межнациональным миром, благополучием. Казахи - гостеприимный народ, и этот добрый “вирус” гостеприимства, открытости, взаимопомощи передался представителям всех национальностей и народностей... Но сегодня в сфере межнационального общения наблюдаются симптомы нестабильности.
Не так давно я участвовала в Евразийском телефоруме, который проводила в Москве Евразийская телерадиоакадемия. После завершения его работы участники отмечали закрытие фестиваля в одном из китайских ресторанов в центре города. За соседним столиком сидел известный российский телеведущий, он поднимал антисемитские тосты, один из них: “Чоб на нашей ридной Украине не было ни жидив, ни москалив”. Бр-р! Видимо, маски были скинуты. Еще днем уважаемый телеведущий произносил пафосные речи о творческих достижениях участников - представителях разных стран и народов, о необходимости межнационального диалога.
Представляется, что такая ненависть к “ненашим” - тяжелая форма болезни. Как оценивают психологи, психотерапевты проявления ксенофобии, ненависти к представителям другой расы и объединение в группы на почве этой ненависти?
С этим вопросом мы обратились к
Надежде Хаитовой, врачу-психиатру, психологу, члену Профессиональной психотерапевтической лиги.
- Надежда, какова природа этой неприязни?
- Есть такой шутливый вопрос: против кого дружите? А на самом деле, увы, совсем не смешно. Идеи, объединяющие людей вместе, могут быть высокими. Или обычными. Или низкими, спекулирующими на наших “эволюционных хвостах”.
Человечество как вид “размазано” по эволюционной лестнице: голова уже в небесах, а хвост топнет в болоте. Объединяться по цвету кожи и волос и дружно орать: “Ату его! Ату!” - при виде непохожих - вековечная попытка “найти виноватых”.
Слава богу, есть и другие примеры. Лауреатом Нобелевской премии по литературе в 2006 году стал турецкий писатель Орхан Памук. В своей книге “Стамбул: город воспоминаний” он не только описывает исламские обычаи и урбанистические пейзажи, но прослеживает литературные маршруты европейских писателей (Нерваля, Готье, Флобера).
А вот в родной Турции Памука недавно судили “за нанесение морального ущерба турецкой нации” - за его публичные высказывания о геноциде армян в 1915 году и о преследовании курдов. Вот так и в каждой нации: есть своя “совесть”, которая готова страдать за правду, и есть свои “защитники чистой крови”. Но люди с совестью - товар редкий, штучный, а вот тех, других, стало опять многовато...
Бог во время строительства Вавилонской башни разделил людей на нации с разными языками, и это было наказанием за гордыню, которую вдохнул в них Сатана. Всегда в отношении к каждой иной культуре существовало две разных линии: первая - страх, неприятие, ненависть, попытки доказать, что “мы лучше” или “они во всем виноваты”; вторая - интерес, попытки понять, осмыслить иное, обогащение новым, восторг перед неизведанным...
Люди “первой группы” преследуют “чужих”, сбрасывают на них агрессию, зарабатывая таким образом нешуточные кармические долги. А люди “второй” - дружат, путешествуют, изучают иные миры, обогащая свой мир. Каждый сам делает этот выбор. Хотя для человека высокого духовного уровня он очевиден. |