|
Галя Галкина
Он явился откуда-то из недр земли, как божество, под аплодисменты зрителей, собравшихся на улице. Художник Сева Демидов в алом пиджаке, украшенном немыслимыми предметами, в килте, шотландской мужской юбочке, в цветных чулках, высоких ботинках и, конечно, в одной из своих чудо-шапочек предстал перед публикой... Он воздевал руки, декламировал стихи, улыбался и солнечно сиял, приглашая в свой божественный, яркий мир искусства. Именно Севе Демидову выпала честь и привилегия открывать салон Art Mania, в котором художники самых разных жанров - керамисты, прикладники, ремесленники, мастера-кукольники и другие - отныне выставляют свои hand made работы. А то загадочное устройство, с помощью которого Сева возник из глубин подземного мира, оказалось лифтом для инвалидов - им тоже открыты двери в этом чудо-салоне
Может быть, именно так и выглядел бы современный Дионис - воплощение жизненной силы, как Всеволод Демидов в этот вечер. Художник, стоя у входа в салон Art Mania, объявил себя арт-маньяком... Его называют также Безумным Шляпником, Королем Дураков, Волшебником и Магом, Вечным Вояджером, Святым. Сам он зовет себя Белым Драконом, а еще ЧАЙловеком (из-за любви к чайным церемониям). Шляпника рассматривали, ощупывали, на его фоне фотографировались, принимали от него подарки. Ни один из посетителей не ушел в этот вечер без сувенира, сделанного руками Севы, - волшебного фонаря, исполняющего сокровенное желание (в особенности нематериального свойства), и заповеди-инструкции бога Диониса наших дней - “Каждый сам себе волшебник”.
Кстати, красный пиджак с королевского плеча достался салону Art Mania.
Потом все спустились в просторный подвальчик арт-салона. Портал в иной мир, собственно, и открыл Сева Демидов, он водил людей земли по необъятному пространству искусства, демонстрируя творения - собственные и своих коллег.
- Вы стремитесь сохранить эти уникальные вещи для себя и людей?
- Я не привязан к продуктам своего творчества. Меня не волнует их судьба. Просто делаю то, что не могу не делать... И отпускаю это все. Я - посредник, труба, и не хочу ее засорять...
- Вы и за профессию не держитесь. Сегодня - маг, завтра - повар в ресторане. Смело все бросить и уйти в пиццерию стряпать пиццу - все равно что шляпу мастерить, только из съедобных ингредиентов. Каковы творческие задачи у арт-маньяка на данном этапе?
- Я вообще очень нестратегический человек. Доверяюсь своей интуиции, поэтому у меня нет никаких программ. Вот случилась эта выставка, акция. Выпала на днях поездка в Египет, которую мне подарило небо, потому что поеду, не вкладывая никакой копейки в эту поездку...
- Сева, как из любознательного мальчика, каким Вы были когда-то, возник вот такой человек-праздник, странный для обычного взгляда?
- Не человек выбирает путь, а путь выбирает человека. Я давно это понял. Все, что происходит, принимаю. Мой опыт очень обогащается, и я абсолютно счастлив. И все эмоции, положительные, отрицательные, это мое богатство. До тридцати лет не знал, кто я, зачем и почему... В советское время занимался оформительскими делами, всякой лабудой... Подчинялся жесткой социальной структуре. Но когда понял, что могу делать какие-то уникальные вещи, образовался некий каналец... и жизнь пошла совсем по-другому...
- Вы отец двоих сыновей. Как Вы их воспитываете?
- Делаю много ошибок. На самом деле я жуткий тиран. По большей части, все художники эгоцентричны, уверены, что знают, как все нужно делать. Со старшим я переборщил в своем желании воспитывать, наломал дров, и он заявил, что пойдет своим путем. И пусть делает собственные ошибки, набивает шишки. О’кей! Младшему я тоже предоставляю свободу выбора, может, у меня с ним получится. Просто очень интересно наблюдать, когда неиспорченный человек двигается естественным путем. Семья у нас обычная, в которой бывают и война, и мир. Мне повезло с женой.
|
Лиля Рыжова, автор снимков, примеряет демидовский головной убор |
- А Вы не сбегали из дома, не пытались уйти от родительской опеки, от оков семьи?
- Нет, я был правильный мальчик. А когда набрал половозрелости, то, видимо, мама пыталась со мной справиться, она советовалась по этому поводу с какой-то пожилой, мудрой наставницей. И та сказала маме, вот попадется первая женщина, ты и отдай его... Почти так и случилось. Я женился в 1988 году, в нашей семье всякое бывает, но, надеюсь, мы до конца будем вместе.
- Сева, когда газетчики спрашивают о мечте, то это очень искренний вопрос...
- Какая у меня мечта? Выполнить свою миссию на Земле - я относительно недавно понял ее суть - вдохновлять людей. На успехи, на свет, на творчество, на внутреннюю свободу...
- Я смотрю, у Вас на груди сверкает медаль “Дурак”...
- Да, это остатки от Дня дураков, который я проводил в “АРТиШОКе”... Считаю себя дураком. Я копался в этимологии этого слова: ведь это не совсем то, что многие понимают. Настоящий дурак - это святой.
Святое семейство - Сева и его супруга Лариса - находилось в окружении посетителей, коллег, друзей, которые разделили с ними праздник - открытие салона и персональной выставки Севы Демидова. Лариса принимала поздравления не меньше, чем виновник торжества. “У Вас удивительный муж!” - “Когда я выходила замуж, он еще не был художником, “тем самым Севой Демидовым”, просто работал в рекламном агентстве...”
И как Сева создает свои работы - из пуговиц, соломок, кусочков предметов, лоскутков, стеклышек, ракушек, скорлупок, картона, клочков открыток, - так и я решила собрать впечатления людей о художнике - из фрагментов, отрывков, деталей...
Лариса Демидова, супруга, преподаватель информатики:
- Каково жить с человеком-праздником? Это только сегодня он стал арт-маньяком. А вообще Сева - либо “арт”, либо “маньяк”... Бывает сложно. Я человек обычный, приземленный. Иногда возвращаю его вниз, к земле: “Остынь!”. Посмотрит, скажет “Спасибо!”, а потом все равно улетает. Порой приходится непросто. Если люди не сочувствуют, то жить можно, а когда родственники, бабушки, другие “нормальные люди” начинают жалеть: “Вот, у Вас такой муж”, то задумываешься о своей участи... А так жить можно, как с обычным человеком. Ведь у всех нас есть свои плюсы и минусы, но у него их чуть больше. О Севе говорят “человек-праздник”. Но для того, чтобы был праздник, дома должен быть быт. Каждый день праздник не получается. Дома Сева отдыхает. А потом выходит к людям и празднует. Как совместно воспитываем детей? Сева очень строгий отец. Да, он праздничный, но дома совсем другой. Серьезно относится к воспитанию детей. Есть мастерская, и есть дом. Это раньше все было вместе - творчество, быт, все в одном флаконе... Сева делится со мной творческими планами. Иногда ревниво относится: “Не скажу тебе, а то ты раскритикуешь!” Но чаще все же делится. Мне нравится то, что делает Сева. И спасибо ему и Всевышнему, что мне не скучно с ним.
Лариса тоже советуется с Севой. Особенно, если нужно одеться к празднику. Тогда Сева подбирает к наряду что-то из своей коллекции шапочек, шляп, Лариса надевает творение мужа и блистает на празднике. Старший сын Даниил - химик-технолог. Но в настоящее время занимается творчеством, он поет. Похож на отца, по выражению мамы, Даниил “заразился” вирусом творчества. Тихон еще первоклассник, растет в атмосфере творчества. И в этот вечер Сева вместе с семьей был в центре праздника.
Альжан Кусаинова - журналист, организатор арт-проектов:
- Это человек, которому я внутренне соответствую. Севу я называю Солнцем. Только Сева Демидов может явиться на собственную выставку в безумном пиджаке, в шотландской юбочке, специально под нее друзья сделали ему эксклюзивную кожаную сумочку. Художниками я считаю именно таких людей. Каков он внешне, таков и внутренне. Он очень любит себя дарить. Яркий, феерический, фантастический! Человек-праздник. Если на каком-то мероприятии присутствует Сева Демидов, вы можете быть уверенными, что праздник состоится! Он умеет удивлять, радовать и дарить людям - себя, свое уникальное творчество. Сева - человек светлый и бескорыстный. Ему принадлежат слова: “Делать что-то бескорыстно - это высший пилотаж!” Он сказочно богат своей щедростью. Но в физическом плане, увы, его не назовешь человеком состоятельным. Такие люди и не бывают богачами. Но он заявляет: “Я - Всеволод, я Всем Владею!” У Севы на самом деле все есть - в его внутреннем мире.
|
Как и все в этот вечер, я сфотографировалась на фоне Севы Демидова. Говорят, хорошая примета |
Александр Львович, художник:
- Сева уникален в том плане, что он - самый разносторонний художник. Берется за графику, инсталляцию, кожу - и все у него получается. И не имеет значения, в каком материале работать, главное, что у него происходит в голове. Мне нравится, что за всеми работами Севы есть философский контекст. Это не просто красиво, если вникнуть, за этим кроется двойной и тройной смысл. Его работы интересны, глубоки. И Сева сам по себе открытый, приятный человек. Многие художники - несчастные люди, они могут пережить все, но не могут пережить успех другого художника. Сева радуется за всех, и видно, что он искренне это делает. Не формально, как это получается у некоторых... Сева щедр на подарки - дарит их даже незнакомым людям. Это тоже его характеризует. Многие художники тяжело расстаются со своими работами. Но не Сева. И если бы все делали, как он, искусство бы шло семимильными шагами вперед.
Сергей Ледяев, художник:
- Еще с момента нашего знакомства он покорил меня как художник. И до сих пор Сева - один из самых интересных художников. Хотя о себе он говорит: “Я не умею рисовать”. Действительно, он не из тех, кто может красиво нарисовать. Но зато у него удивительный дар каллиграфии. Хорошо чувствует линию, абстрактные образы. Выражает себя через символы. Он современен тем, что эклектичен... Ведь мы живем в мире, где все перемешано: Интернет - одна большая страна, где все мы обитаем, но, даже находясь в реальном мире, ты чувствуешь, как все перемешано. А для Севы это родная среда. Для него близок и виртуальный, и реальный мир, близок Восток и Запад. И любая его идея - плодотворна.
Он для Алматы - уникальное явление. Севу все знают. Не найдется ни одного художника, кто бы негативно отозвался о Севе. Он завоевал в нашем городе место под солнцем и украшает наше пространство. Я всегда рад побывать на его выставке. Сева меня очень вдохновляет, хотя сам я не могу делать что-то подобное. Но тем и интереснее. Это не вызывает зависти, а наоборот, дарит вдохновение. Его работы светлые, позитивные. И неповторимые. Он умеет наполнить пространство деталями. Он с легкостью дарит свои технические приемы. Ведь редко встретишь профессионала, кто бы так открывался. Сева говорит: “Когда отдаешь, тогда возвращается, когда держишь, то пропадает”. Это на самом деле так.
Ирина Юферова, искусствовед:
- Определение “арт-маньяк” подходит к Севе Демидову. Если он какое-то время не занимается искусством, то начинает физически болеть, погибать. Создает фантастические вещи из собственного воображения. Демидов не похож ни на кого. Как мне кажется, он - арт-маньяк-капитан, пересекающий границы земли, воды, неба, воздуха, реального и иных миров... Для него все завязано в один клубок. Когда была галерея в “Вояджере”, то Сева Демидов стал звонком, будильником, той энергией, которая порождала новые формы, выставки. Это та незабываемая выставка “ДюЖилет” (“Дю” - дюжина лет “Вояджеру”, “Жилет” - когда художники вместо холста, бумаги, глины использовали жилетки)... Демидова переполняли идеи. Сегодня, к сожалению, наши галереи все более коммерциализируются. В этом примета времени. А Сева - один из немногих, кто пытается все-таки соединить коммерческую сторону с фантазией, искусством, энергией духа. Вот это для него самое важное и главное. Это то, что я в нем вижу. При этом у Севы очень правильная, нормальная, человеческая семья, жена. И в этой семье понимают друг друга... В небольшом пространстве хранится тысяча каких-то странных предметов. Жена не выбрасывает этот “мусор”, но и Сева уважает пространство семьи, занимает шкафы, балконы, уголки, откуда это все вдруг “выползает”, чтобы стать чем-то удивительным в руках Севы...
Баян Барманкулова, искусствовед:
- Демидов - счастливая натура, играющая. Как в книге Homo ludens философа Йохана Хейзинга, который пишет, что в основе культуры лежит игра. Так и Сева. Человек играющий - он из любого мусора делает что-то очень интересное. Не боится быть искренним, странным. Что такое быть “странным”? Это значит выпадать не только из норм официоза, но и из правил приличного образа жизни. Ведь каждый из нас старается обрести некие обкатанные формы, чтобы не спотыкаться о других. Это помогает существовать ни на кого не наталкиваясь, быть этаким галечным камешком в реке жизни. Демидов - такой камешек, который хоть и пролежит в речке тысячу лет, но останется кристаллическим, пестреньким, шершавым. Не в смысле шершавости в отношении к другим - он обворожительный, добрый, покладистый, а в том смысле, что не хочет скользить мимо людей незамеченным. Он старается, чтобы его заметили, но таким образом, чтобы вызывать радостную улыбку. Вот идет человек, заметный, в шляпках собственного изготовления. Все, что мы могли бы выбросить, - перышки, монетки, стеклышки, тряпочки, огрызки кожаных ремешков - из этого он создает замечательный объект. А если этот объект шапочка или тюбетеечка, то, чтобы носить его, нужно быть таким же странным, смелым, не боящимся, что на тебя обернутся и подумают: “Что-то здесь не то!” Поэтому, наверное, его объекты обращены к молодым людям, к тем, кто и стремится быть заметным... И это свидетельство того, что сам Сева Демидов - молодой. Хотя он глава семейства, это не мешает ему самому оставаться ребенком в самом лучшем смысле. Сева - счастливый ребенок. И то, к чему он прикасается, становится красивым и несет счастье. В основе образов этого художника лежит мысль, что мир гармонизируется нашими собственными усилиями. Сева Демидов вселяет оптимизм, надежду. Мир в его ощущениях - замечательный и гармоничный.
Фото Лили Рыжовой |