|
Галя Галкина
В конце сентября в Абхазии состоится инаугурация нового Президента республики Александра Анкваба. В августе в качестве наблюдателя на выборах нового президента в Абхазии находился соучредитель Европейского международного фонда “Равные возможности для всех” Валерий Гульбас, наш соотечественник
- Как проходили выборы в стране, история которой на протяжении последних десятилетий складывается столь трагически? Недавно республика потеряла своего президента Сергея Багапша, который ушел из жизни от скоротечной болезни. И вот - досрочные выборы нового президента...
- Почему нам интересны события, происходящие в Абхазии? Потому что в рамках философии нашего фонда “Равные возможности для всех” на сегодняшнем мировом пространстве глобального политического мира мы предоставляем равные возможности и большим, и маленьким государствам - быть устойчивыми в своем дальнейшем не только политическом, но и историческом развитии.
Мне было интересно посмотреть на это государство с населением не больше 270 тысяч человек, которое возникло на международной геополитической карте мира. Появление этой маленькой республики сопровождалось громкими скандалами, инициированными их соседями. Абхазию сегодня начинают признавать вслед за Россией и Венесуэлой новые страны, такие, как Науру. Последнее государство, которое признало независимость Абхазии - это Вануату, островное океаническое государство. Абхазия сегодня устойчиво стремится в будущую мировую историю.
- Кто пригласил Вас в качестве наблюдателя?
- Мы получили официальное приглашение со стороны спикера парламента Абхазии, посетили государство в дни досрочных выборов президента. Также и в Казахстане были в свое время досрочные выборы, которые вызывали интерес в странах СНГ и мира. В тех выборах победил сильнейший. И в Абхазии вновь избранным президентом стал кандидат, за которым стоят не только политические силы, но и общественность, народ Абхазии. Президентом стал Александр Анкваб, который в первом же туре набрал 54,86 процента голосов. Рауль Хаджимба получил 19,83 процента, Сергей Шамба - чуть больше 21 процента... Александр Анкваб - государственник, политик, еще во времена, когда Абхазия находилась в составе СССР, он был силовым министром. Это человек, который в большей степени ориентирован на строгое соблюдение закона и порядка в стране.
|
Александр Анкваб - первая пресс-конференция в должности Президента Абхазии |
- Что Вы видели как наблюдатель на выборах в Абхазии?
- Я был на 12 избирательных округах, в столице Сухуми, в Новом Афоне, в Гудаутах, в горных селениях. На участках я мог видеть, что от каждого кандидата находилось по три наблюдателя, которые фиксировали, сколько избирателей явилось, сколько было сброшено бюллетеней в прозрачные урны, опечатанные тремя печатями - по количеству кандидатов. Представители штабов проштамповали урны. Когда они вскрывались, каждый бюллетень фиксировался. Когда оглашались предварительные итоги, атмосфера на пунктах, в стране была тревожной, ожидали потрясений в случае несогласия с результатами выборов проигравших кандидатов. Но претенденты оказались достойными людьми, признали правомочность выбора народа, смирились с тем, что они не оказались для общества столь яркими, как их оппонент Александр Анкваб.
Потом состоялась итоговая пресс-конференция, на которой присутствовали все наблюдатели из почти тридцати стран. Ни один из них не высказался, что выборы были недемократичными. Они признали ход голосования соответствующим всем международным нормам. Таким образом было признано, что выборы были прозрачными, исключительно демократичными.
- Абхазия исторически живет потрясениями, войнами. Видимо, ожидалось, что во время выборов будут конфликты, столкновения?.. И какова перспектива развития страны?
- Общество этой страны маленькое, замкнутое, но с очень глубокими историческими корнями. Компактное общество, в котором каждый друг друга знает, где очень сильны внутрисемейные связи, сильны традиции свободолюбивого народа, исторически сильна любовь к своей родине. Вопреки ожиданиям, никаких потрясений не было, хотя, я думаю, кто-то и старался, наверное, “раскачать” общество. Но ничего этого не случилось. Основная задача вновь избранного президента - правильно построить политические внутренние и внешние программы. Как экономист, я считаю, что президенту предстоит правильно выстроить экономические программы, которые шаг за шагом позволят расти экономике государства, через экономический рост внутри государства будут поддерживаться внешнеэкономические связи. А вскоре придет и внешнеполитическое признание.
Именно этот вопрос на первой пресс-конференции я и задал президенту Абхазии: какие именно государственные экономические программы планирует Александр Анкваб и его команда, чтобы дать уверенное экономическое развитие государству? Президент ответил, что, конечно же, программы будут подготовлены. “Но, - сказал он, - я не обещаю, что завтра мы будем жить как в раю”.
|
Старики и дети Абхазии - привилегированный класс |
- Какова ситуация в Абхазии сегодня? Страна поднялась после конфликта с Грузией?
- Этого пока нельзя сказать. Народу Абхазии выпали тяжелые испытания, страна переживала непростые времена на разных исторических этапах. Это государство всегда оставалось суверенным, оно никогда не было “под кем-то”. Народ воевал за свою независимость с древних времен (либо это были османы, либо римляне...) В советские времена Абхазия была суверенной, и долгий период ее не могли ввести в состав Грузинской Советской Социалистической республики. А когда Абхазию все же приняли в состав Грузинской социалистической республики, то страна при этом имела особый статус. Это показатель того, что в те суровые сталинские времена с большим почтением относились к свободе этого народа, государства.
Исторические факты, особый статус Абхазии, уникальные моменты в судьбе страны заинтересовали меня, именно поэтому я присутствовал на выборах президента Абхазии.
- Наверное, независимость государства вызывает ликование у граждан Абхазии?
- Это нельзя назвать ликованием, абхазы вовсе не бравируют... Они очень трагично отнеслись к последним двум войнам со своими соседями, говорят об этом: “Мы всегда были братьями!” Они не ликуют, но горды тем, что через кровь вернули себе историческое право быть суверенными. Хотя Абхазия пережила тяжелый период: существовала экономическая блокада не только со стороны Грузии, но и со стороны России, которая не сразу признала Абхазию как независимое государство. Но последние события изменили отношение такой большой страны, как Россия, к маленькой Абхазии.
- Валерий, есть определенные точки сближения между нашими странами, Казахстаном и Абхазией, хотя масштабы их несопоставимы... Но отношение к пожилым людям, гостеприимство, любовь к детям и традиция многодетности - это то, что сближает наши страны...
- Я - выходец из Казахстана, сейчас живу в Латвии. Как гражданин Казахстана, я имел возможность со своими партнерами создать международный фонд “Равные возможности для всех”. Будучи наблюдателем на выборах нового президента Абхазии, я обратил внимание на то, что простые люди, политики, бизнесмены Абхазии с восторгом отзываются о Казахстане, они тянутся за нашей страной. Они знают, что Казахстан многонационален и дружелюбен. В абхазском обществе много людей, которые в период сталинских репрессий были сосланы в Казахстан, спустя годы они вернулись на родину и до сих пор носят в своей душе тепло казахского очага. Этот очаг их согрел, дал возможность не только выжить, но и быть равноправными членами казахского общества. Они с теплотой, с придыханием вспоминают нашу страну. Абхазы видят: Казахстан уверенно развивается как суверенное государство, радуются за экономические успехи нашей страны. Они хотят, чтобы в абхазском обществе был такой же лидер, какой есть в Казахстане, лидер, который долгие годы возглавляет Казахстан и ведет его не только к экономическим успехам, но и к геополитическому признанию.
И граждане Абхазии хотят подобного для своей страны, стремятся повторить этот опыт. Возможно, пойдет сближение экономик между Казахстаном и Абхазией. Может быть, политики присмотрятся друг к другу, и абхазцы будут успешными учениками в достижении политического, экономического роста, которого добился Казахстан. Они желают этого, они ждут казахстанских бизнесменов и политиков у себя, чтобы напрямую общаться, быть полезными друг другу. Кстати, министр труда и социального развития Абхазии Ольга Викторовна Колтукова родом из Караганды...
Абхазия сегодня напоминает мне Казахстан девяностых годов, где еще нет высокого уровня конкуренции, но где есть возможность успешно вкладывать свои финансовые ресурсы в развитие инфраструктур - портовой, туристической, в развитие аграрного сектора, в совместное производство. И это уже делают в Абхазии не только россияне. При мне приехали представители Торговой палаты Швейцарии, которые намерены строить в Гаграх высокогорный горнолыжный курорт. Они привезли свои инвестиции - более 100 миллионов евро. Я видел, как вместе с представителями международных наблюдателей из Польши приехали несколько бизнесменов, которые активно искали, как можно осваивать новый рынок.
Почему бы казахстанским бизнесменам и политикам не побывать в Абхазии, осмотреться и начать выгодно вкладывать финансы в страну?
|
Александр Анкваб знакомится с представителями страны Вануату, признавшей независимую Абхазию. В центре - Юрис Гульбис - посол по особым поручениям Республики Абхазия в Азиатско-Тихоокеанском регионе |
- Инаугурация президента - это обычно большой праздник, целое действо. И хотя независимость Абхазии признало еще не столь значительное количество стран, видимо, в эти дни в Абхазии ожидают много гостей?
- Вновь избранный президент по своей харизме, по отношению к своему обществу человек скромный, вряд ли он будет проводить пышные мероприятия. Но, конечно, гости будут, чтобы поддержать Александра Анкваба.
Нужно не упустить момент и открывать Абхазию, и не через кого-то, а самим. Ни в коем случае не нужно видеть в абхазах сепаратистов, агрессоров. Мафии и рэкета в стране нет, как нет и проявлений агрессии. Абхазы с горечью говорят, что они вынуждены были стрелять в своих братьев и соседей. Думаю, что пройдет немного времени, когда мудрый грузинский народ и свободолюбивый абхазский народ договорятся между собой. Им не надо мешать, эти два народа, имеющие глубокие исторические традиции, обречены быть добрыми соседями. Так угодно Богу. И иного не будет, кто бы ни хотел раскола и вражды между абхазами и грузинами. |