|
Галя Галкина
Стихи вошли в жизнь аульного юноши-сироты Касыма Аманжолова, сделали его прославленным поэтом. Он, как и его ровесники, не избежал всех испытаний эпохи. Пережил голодные довоенные годы, стал воином, вернулся победителем. Его муза окрепла на фронтах войны. Ранения, а впоследствии и смертельная болезнь рано прервали его жизнь. Жизнь поэта, драматурга, композитора Касыма Рахимжановича Аманжолова была короткой, яркой, поистине звездной. Он прожил всего 45 лет и оставил после себя множество произведений. Ведь творцы имеют вторую жизнь, она продолжается после земного пути - в их произведениях. К сожалению, значительная часть стихотворений поэта утеряна, забыты некоторые песни, так и не переложенные на ноты. Но то наследие, которое осталось после Касыма Аманжолова, составило четыре тома собрания сочинений, изданных в 1977-1980 годах. Прошло более чем полувека, как поэта нет в живых, но его сочинения не забыты, они вошли в золотой фонд казахской литературы, их до сих пор знают, любят, переиздают
В эти дни литературная общественность Казахстана отмечает 100-летие великого поэта, классика казахской литературы Касыма Аманжолова. Торжества проводятся на родине поэта - в Карагандинской области, в Каркаралинском районе. Для нашей газеты о Касыме Аманжолове рассказывает крупный писатель и общественный деятель Сабит Аймуханович Досанов - заслуженный деятель Республики Казахстан, лауреат Международной премии имени Михаила Шолохова, академик Академии российской литературы, академик Российской академии педагогических и социальных наук, профессор, автор нескольких десятков художественных произведений. Он - автор романа “Вторая жизнь”, посвященного жизни Касыма Аманжолова.
Сабит Досанов открыл для себя поэта в раннем детстве, рос на его стихах, что и определило его собственный творческий путь. Влюбленный в творчество Касыма Аманжолова с детства, в зрелости Сабит Досанов стал исследователем его произведений, биографом, хранителем наследия, близким другом семьи поэта.
Касым - любовь
всей жизни
Сабит Аймуханович принес трехтомник стихов любимого поэта, изданный в 1955 году. Книги выглядят зачитанными, на страницах множество пометок. Закладками отмечены любимые стихи Сабита ага. Впервые он листал эти страницы 15-летним подростком. И не расставался с ними всю жизнь!
- Я много читал. Моими любимыми поэтами были Абай Кунанбаев и Касым Аманжолов. Но стихи Аманжолова можно было прочесть только в газетах, так как книги в наш район не доходили.
Но однажды дядя Сабита Досанова, Бейсембек Абенов, купил трехтомник Касыма Аманжолова.
- Я спал с этими книгами! Все три тома выучил наизусть! И до сих пор помню четверть содержания этих книг, хоть ночью меня разбудите, буду на память читать его стихи.
Сабит и сам увлекся поэзией, писал стихи, его хвалили: “Ты такой талантливый, твои стихи печатают в газетах!”
- Я думал, что стал поэтом, гордился. Но когда читал стихи Касыма Аманжолова, Абая, других поэтов, моя гордость собственной поэзией куда-то улетучивалась, я оставался недовольным собой, своими стихами. Тогда подумал: “Чем быть плохим поэтом, лучше стать хорошим читателем!” Так у меня на всю жизнь появилась любовь к творчеству Касыма Аманжолова.
Лаборатория
творчества
После десятилетки Сабит Досанов год работал в районной газете, потом поступил в КазГУ на факультет журналистики, выдержав большой конкурс - 17 человек на место. Но ведь мечты сбываются - Сабит стал студентом. Все время он просиживал в библиотеке КазГУ. Юноше открылись горизонты поэзии, художественной литературы. Он начинает трудиться в казахской литературной газете “Ћазаћ ќдебиетi”. В то время, в начале семидесятых годов, редактором газеты был классик казахской литературы Сырбай Мауленов.
Сабит Досанов предлагает ввести в газету рубрику “Творческая лаборатория”, которая, по его мнению, будет более привлекательной для читателя, чем привычная литературная критика. Идея нравится редактору, он поручает Сабиту вести самому эту рубрику и начать с творчества Касыма Аманжолова.
- Я засомневался, получится ли у меня - как я буду писать о великом поэте, ведь я ни разу не виделся с ним, не общался. Редактор меня воодушевил: “Иди к жене Касыма Аманжолова, она жива”.
Так Сабит Досанов познакомился с супругой прославленного поэта Сакыпжамал. Перед ним предстала пожилая красивая, обаятельная женщина, белолицая, большеглазая, настоящая муза поэта. Сабит расспрашивал Сакыпжамал о том, как работал, как сочинял Касым. Она рассказывала. На основе ее повествования Сабит дебютировал в рубрике “Творческая лаборатория” своей первой статьей - “Как писал Касым”.
Тираж газеты “Қазақ әдебиетi” в те годы был значительным - 60 тысяч экземпляров. Издание хорошо расходилось не только в Казахстане, но и в Узбекистане, Киргизстане, Каракалпакии.
- Газета “Қазақ әдебиетi” и журнал “Жұлдыз” были популярны в те годы. Чабаны засовывали издания за голенище сапога и носили с собой, читали на пастбище, всюду. Когда вышла моя первая статья, на редакцию обрушился шквал звонков.
В литературной газете не ожидали такой активности от критиков, литераторов. Статья понравилась и читателям, и специалистам. Звонили писатели и литературные критики - Мухамеджан Каратаев, Серик Кирабаев, Сагат Ашимбаев...
Они одобрили первый опыт Сабита Досанова.
Как же писал поэт, как вдохновение касалось его, как рождались бессмертные стихи?
По свидетельству жены поэта Сакыпжамал, Касым Аманжолов сначала будто вслушивался в тишину, ловил вдохновение. А потом садился за стол и быстро записывал стихи, словно они уже были готовы в его сознании. Стихи об Алатау рождались не сразу, он их начинал обдумывать ранним утром, всматриваясь в рассвет, а потом также внимательно, завороженно смотрел на закатное солнце. И три четверостишия об Алатау, которые стали классическими, возникли ночью. Сакыпжамал рассказывала, что стихи он писал в основном в это время. Будил ее и в нетерпении читал новые строки. Сакыпжамал была его первым критиком.
|
Касым Аманжолов (в первом ряду слева) с друзьями. В центре - прозаик, переводчик Джардем Тлеков. Уральск, 1930 год. |
Родом из детства
Жизнь Касыма была нелегкой. Пятилетним ребенком потерял отца Рахымжана. Охотник, он был “султаном” среди джигитов, кормил семью охотой. Вдова Рахымжана, Айганша, перешла в жены Оспану, который за калым, мешок пшеницы, забрал себе женщину. Но детей Айганши и Рахимжана - Касыма и его сестру, он оставил родственникам, не взял вместе с матерью. Однажды Айганша взмолилась, соскучилась по детям, просила отпустить ее повидать детей. Оспан жестоко избил ее, запретил ехать к детям: “Рожай мне моих детей. А о тех не вспоминай!”
Касым попал в детский дом, его младшая сестра умерла от голода. Так при живой матери мальчик остался сиротой. Возможно, это сиротство, драма жизни, коснулась души подростка, утончила его душу, сделала чутким сердце. Так родился Поэт.
Как литератор Касым Аманжолов сложился в Уральске. Работал в газете, где заведовал литературным отделом. Писал стихи об Урале, о его великолепной природе, о реке Шаган...
Поэт на войне
Касым перебрался в Алма-Ату. Работал в “Лениншыл жас”, стал членом Союза писателей.
Началась Великая оОтечественная война. Известный уже в те годы поэт получил бронь. Но он отказался от нее, отправился на фронт. Поезд шел через Уральск, именно тогда Касым, направлявшийся на фронт, написал свои знаменитые стихи об Урале... В них он обращается к величественной реке, желает, чтобы она оставалась покойной и тихой, обещает забрать с собой на фронт бураны и метели, сопровождающие реку в зимнее время, поэт предназначает их для врага: “А ты, Урал, торжествуй, оставайся с миром”.
Касым воевал, был ранен, попал в госпиталь на Дальнем Востоке. Еще в Уральске он дружил с Абдуллой Жумагалиевым, молодым казахским поэтом. Они были ровесниками, близкими друзьями. Касым из газеты узнал о том, что Абдулла героически погиб на фронте, в немецком окружении. Он находился на крыше дома, взятого в кольцо немцами. Ему предлагали сдаться, но молодой человек отказался. На объятой огнем крыше он запел песню родины “Ѕакку”, так и погиб с песней на устах. Касыма глубоко взволновала смерть друга. Ночью он написал поэму “Абдолла” - “Легенду о смерти поэта”.
Поэму напечатали казахстанские газеты. “Легенда о смерти поэта” вызвала горячие отклики. Абдильда Тажибаев, Калижан Бекхожин написали о поэме в рубрике “Казахские поэты”. Произведение поэта-фронтовика перевели на русский язык. Откликнулись аксакалы советской литературы Леонид Соболев и Николай Тихонов, который назвал Касыма Аманжолова “жемчужиной казахской поэзии”. Литератор-фронтовик обрел всесоюзную поэтическую славу. С войны он пришел уже признанным поэтом.
Мирные годы
Удивительна история любви Касыма Аманжолова и красавицы Сакыпжамал. Однажды, задолго до войны, он, увидев ее, замужнюю женщину, сказал, что обязательно женится на ней. Так и произошло спустя несколько лет. Он не расставался с Сакыпжамал до конца дней. Всюду брал ее с собой - на поэтические встречи, на беседы в высоких кабинетах. Не сводил глаз с нее до последнего мгновения своей жизни. Она была его музой, женой и подругой.
С войны Касым вернулся раненым, больным. Хромал после ранения в ногу. Жилось нелегко. Были проблемы с жильем - семья ютилась в маленькой квартирке. Касым болел, но не прекращал писать ни на один день.
Сабит Досанов:
- Касым был горячим человеком. Немного выпивал, что с фронтовиками случалось в ту пору. Есть температура водки, есть поэтическая температура... Касым поддерживал этот жар в своем теле. Он никогда сам не создавал неприятностей, но если кто-то его унижал, немедленно отвечал на оскорбление. Характер его был прямой, открытый. Ощущал поэт порой зависть и ревность коллег по цеху. Ведь он уже был признанным классиком. А кто-то лишь пытался подняться на поэтический олимп...
Когда Касыма вызвал Ильяс Омаров, поэт встревожился: “Что я натворил?” У него не было приличной одежды, чтобы пойти на прием в высокий кабинет. Потертые носки сапог натер сажей, копотью от казана, смазал желтком яиц, погладил единственные брюки и отправился к Ильясу Омарову. Взял с собой жену, с которой никогда не расставался. Она была его ангелом-хранителем. Сакыпжамал и на этот раз сопровождала мужа. Ждала его за дверью, пока он общался с известным чиновником. Касым вышел из кабинета со слезами на глазах. Сакыпжамал испугалась: никогда не видела она слез на глазах у мужа-фронтовика, поэта. Ни тогда, когда они голодали, ни тогда, когда его критиковали и унижали... А тут Касым плакал и не сдерживал своих слез. Сакыпжамал кинулась к нему: “Что случилось?” Касым взволнованно ответил: “Оказывается, есть человек, который ценит мое творчество, заботится обо мне. Ильяс Омаров дал поручение, чтобы я получил квартиру. Скоро мы переедем”. Касым приободрился, почувствовал свою востребованность, он был оценен и признан.
О здоровье поэта заботились друзья. А он пекся о тех, кто обращался к нему за помощью. Приехал молодой писатель Баймухамбет Тохтаров, выходец из детского дома, которому негде было жить, Касым, конечно же, принял его к себе.
Однажды на пороге своего дома он увидел и вовсе неожиданную гостью. Перед ним стояла престарелая мать, Айганша, которую он едва узнал. Слухи о знаменитом поэте достигли его родины. Айганша поняла, что ее сын не пропал, не погиб, стал известным в республике поэтом. И она пожелала найти его. Пришла в Союз писателей, ей там дали его адрес. Мать нашла своего ребенка, потерянного много лет назад! Касым сначала вскипел, в нем проснулась обида детства: “Зачем ты бросила меня с сестрой?” Но потом он услышал мольбы матери, отданной за калым против ее воли. Касым принял ее в свой дом, окружил заботой, вниманием. И вновь квартира стала тесна семье, которая пополнилась новыми членами. У Сакыпжамал росла дочь от первого брака Жанна, потом родилась их общая с Касымом дочурка Дарига. Теперь с ними жили Айганша и приемный сын, молодой писатель Баймухамбет Тохтаров.
|
Семья Аманжоловых. Слева направо: Касым, Дарига, Жанна, Сакыпжамал.
Алма-Ата, 1947 год. |
Последний час
В декабре 1954 года Касым позвал Баймухамбета Тохтарова, отправил его встречать новый год в компанию молодых людей, дал ему денег. И распорядился, чтобы для него и домашних Баймухамбет накрыл стол, убрал все диетическое, поставил выпивку, крепкую закуску... Касым намеревался весело встретить новый, 1955 год. Видимо, предчувствовал, что это последнее его застолье. Так и оказалось. Он читал стихи, веселился, играл на гармони, общался с близкими, пристально, с любовью смотрел на любимую жену Сакыпжамал. В который раз сбывались шекспировские строки: “За пять минут до смерти бывает весел человек”. А 16 января Касым тихо умер в своей постели. Поэту было 45 лет. Его отец ушел из жизни в 44 года. Касым надеялся, что если перейдет роковой рубеж в 45 лет, то будет потом жить до ста лет. Но судьба поэтов изначально коротка.
Вторая жизнь
Сабит Досанов, выросший на поэзии Касыма Аманжолова, посвятил любимому поэту книгу. Долго шел к ее созданию. И однажды решился. Посетил родину Касыма Аманжолова, проникся духом края, взрастившего великого поэта.
- В чем особенности поэзии Касыма Аманжолова? Он пришел после поколения репрессированных поэтов, заполнив пустоту - до появления уже наших литераторов-современников. После Абая была могучая волна - Магжан Жумабаев, Шакарим Кудайбердыев, Сакен Сейфуллин, Ильяс Жансугуров...
Потом была новая волна - Абдильда Тажибаев, Сырбай Мауленов, Жубан Молдагалиев, Гафу Каирбеков, Хамит Ергалиев, Калижан Бекхожин. А между репрессированными поэтами и тажибаевской волной появился Касым Аманжолов, поэт-новатор, золотой мост между двумя поэтическими эпохами. Благодаря ему, его мощной поэзии эта пустота в литературном процессе была заполнена. Все следующие за ним поэты считали себя его учениками, вышли из шинели Касыма Аманжолова. Поэт-новатор, Касым отошел от традиций дидактики в поэзии. Его военные стихи были реалистичны, полны боли, а не только традиционной героики и патриотизма. Поэт передал тоску по родине молодых воинов, по мирной жизни...
Сабит Досанов стал хранителем творчества Касыма Аманжолова. В то время, когда имя народного поэта стали забывать, Сабит Досанов стал возносить его на высоту признания и памяти - написал серию статей, выступал на радио, телевидении. Написал исследовательскую статью “Поэтический мир Касыма Аманжолова”. Создал пьесу о Касыме Аманжолове, которая стала известна как радио-пьеса.
Не сразу Сабит Досанов решился написать роман о любимом поэте. Он боялся, что не справится с материалом, советовался с коллегами. Но те отнеслись с сомнением к замыслу писателя: “Про Абая Кунанбаева писал великий Ауэзов. А ты куда? Как ты можешь состязаться с Мухтаром Ауэзовым? Он - классик. А ты не столь уж большой литератор”.
- Но мною двигала любовь к Касыму Аманжолову. И однажды я решился. Поехал на родину поэта - в Карагандинскую область, в Каркаралинский район, маленький поселок Аккора - колыбель поэта. Посетил горы Кызыларай, озеро Шайтанколь - жемчужину Сарыарки. Поехал в Уральск. Ходил по следам Касыма. Перечитывал стихи. Наполнялся духом его поэзии. Задумался о том, как назвать роман. Выбрал название - “Вторая жизнь”. Когда простой человек умирает, его рано или поздно забывают. Но иные из смертных получают вторую жизнь - заслуживают ее своим творчеством, талантом.
Сабит Досанов в дань памяти Касыму Аманжолову организовал проведение столетнего юбилея, выступил с предложениями о юбилейных торжествах, увековечивании его памяти. И в эти дни, 9-10 сентября, на родине поэта идут торжества в честь его столетия. Аким Караганды принимает большую делегацию. Создана комиссия по проведению юбилейных торжеств во главе с акимом Карагандинской области области Сериком Ахметовым.
Программа большая и разнообразная. 160 писателей гостей из всех областей собрались в Караганде, где открывается 10-метровый памятник Касыму Аманжолову. У подножия памятника будут читать стихи-посвящения. Состоится конференция, посвященная творчеству поэта. На родине поэта установлены 200 юрт, туда отправятся участники юбилейных торжеств. Там состоятся национальные игры, гала-концерт.
Сабит Досанов доволен тем, как организованы юбилейные торжества. И все же горечь звучит в его голосе:
- Да, казахский народ ценит и всегда ценил поэтов, литераторов. В этом нужно отдать ему должное. Но, к большому сожалению, наше правительство сегодня закрыло литературу. Об этом горько говорить. Нехорошее время переживает казахская культура. Писатели стали просителями, мягко говоря. А если жестко говорить, то писатели попросту нищие сегодня. Они за свой счет издают книги, потом еще и сами продают их. И не получают гонораров. Академики занялись бизнесом. Народные артисты подрабатывают тем, что становятся тамадами на тоях. В то время, как иные чиновники обогащаются за счет народа. К нашей радости, не все чиновники такие. Серик Умбетов, ныне управляющий делами президента страны, бывший аким Алматинской области, сумел достойно отметить юбилей Мукагали Макатаева. Выделил значительные средства, которыми правильно распорядился, - была реконструирована дорога на родине Мукагали Макатаева, обустроен его музей, построен мавзолей матери Макатаева. Так и нужно поступать - после юбилеев больших литераторов строить дороги, школы на их родине... Ведь они – душа народа.
Так должно отдавать дань поэтам. Ведь они – душа народа.
Выражаем благодарность Центральному государственному архиву кинофотодокументов и звукозаписей РК за предоставленные фотографии.
Досье “НП”
Касым Аманжолов - поэт и журналист, драматург и композитор, переводчик и пародист. Видный деятель казахской поэзии ХХ века, он внес значительный вклад в развитие послевоенной казахской литературы. Творческий путь Касыма Аманжолова был недолог, но его произведения до сих пор живы и любимы в народе.
Родился в Каркаралинском районе Карагандинской области. Окончил Семипалатинский ветеринарный техникум в 1930 году, учился в Уральском педагогическом институте и в Ленинградском институте лесного хозяйства. В 1931-1941-х годах работал в Уральском областном театре, редакциях уральских газет “Лениншыл жас” и “Екпiндi ћџрылыс”.
Во время Великой Отечественной войны имел бронь, но добровольцем ушел на фронт. Самые сильные его стихотворения, пронизанные болью строки поэта-фронтовика, созданы именно в те суровые годы - “Письмо Родине”, “Прощание”, “Весна на фронте”, “Письмо старшему брату” и другие.
После демобилизации в 1946 году вернулся на работу в редакцию газеты “Лениншыл жас”, некоторое время заведовал отделом поэзии журнала “Әдебиет жөне искусство”.
Начал печататься с 1931 года, а первый сборник его стихов “Исповедь жизни” вышел в свет в 1938 году. Затем последовали сборники “Гроза”, “Ураган”, “Прекрасное дитя”, “Стихи”, “Радушный мир”, “Избранные произведения”, “Светлый путь” и другие. В 1955-1957-х годах вышло собрание сочинений в трех томах.
Видное место в творчестве Аманжолова занимает поэтическая публицистика, продолжающая лучшие традиции советской поэзии. В стихотворениях “Процветай, моя Родина”, “За 11 лет”, “Октябрьскому тою”, “Потомкам Испании”, “12 декабря”, “Размышления” и других сказалось влияние Сакена Сейфуллина, основоположника казахской советской литературы. Прекрасна любовная лирика Аманжолова - “Марфуга”, “Знаешь ли ты, моя милая” и другие.
Важной частью творческого наследия Аманжолова являются его поэмы “Два мира”, “Китайская девушка”, “Таинственная девушка”, драматическая поэма “Хорлыгайын” по мотивам песни Естая “Хорлан”, “Буран”, незавершенная поэма “Наш дастан” и другие.
Самая знаменитая из его поэм - “Сказание о смерти поэта” (“Абдолла”), созданная в суровые военные годы. Она посвящена погибшему на фронте в 1942 году поэту-воину Абдолле Жумагалиеву, другу Касыма Аманжолова. Произведение потрясло читателей силой художественного слова. Высокую оценку ему дали Габит Мусрепов, Леонид Соболев, Николай Тихонов.
Не получив музыкального образования, Касым Аманжолов, тем не менее, обладал ярким талантом музыканта-импровизатора и сложил немало песен, аккомпанируя себе на домбре. Не все из этих песен сохранились, но такие, как “Дарига”, “Родной край”, и другие стали очень популярными в народе, вошли в золотой фонд казахской музыкальной культуры.
Известен Касым Аманжолов и как драматург. Он написал несколько пьес, среди которых наиболее значимы “Анкау Жусiп” и “Женитьба Досыма”. Последняя шла во многих театрах страны - на сценах Казахского драмтеатра имени М. Ауэзова, Гурьевского, Семипалатинского и других областных драмтеатров.
Касым Аманжолов писал также стихи для детей, выступал в печати с рассказами и очерками, литературно-критическими статьями. Нельзя не сказать и о такой грани его личности, как талант переводчика. В апреле 1941 года на казахском языке вышел сборник стихов В. Маяковского “Во весь голос” в его переводе. Еще до войны Касым Аманжолов переводил стихи и поэмы Пушкина и Лермонтова, Некрасова и Шевченко, Твардовского и Низами, Шота Руставели. Своей переводческой деятельностью он приблизил к казахским читателям шедевры русской и восточной классической поэзии. Стихи самого поэта на русский язык переводили выдающиеся литераторы Дмитрий Снегин, Борис Слуцкий, Илья Сельвинский и другие.
Большой заслугой Аманжолова было преодоление канонов, смелое экспериментирование в области стиха, в частности, он ввел в казахскую поэзию десятисложную строку. Его стихи и поэмы включены в школьные учебники по казахской литературе. Именем Аманжолова названа улица в Караганде и сельский округ в Каркаралинском районе в Карагандинской области. |