|
Галя Галкина
Нынешним летом дебютировал АгатТеатр “ЛиК”. Зрительская аудитория была не столь многочисленной, но вполне избранной, так как свой спектакль - пластическую фантазию “Энлиль” - актеры играли на частной площадке в предгорьях Заилийского Алатау.
В центре события - Елена Воронова. Несколько лет назад известная звезда спортивных танцев уехала в Москву, где она училась, продолжала свою карьеру в бальных танцах. И вот - возвращение в новом амплуа... В дебютном спектакле АгатТеатра “ЛиК” Елена Воронова предстала в новом качестве: в пластической фантазии по древней легенде “Энлиль” (автор идеи - А. Акрон) она занималась постановкой, сценографией, костюмами и музыкальным оформлением. И, конечно же, танцевала...
Елена Воронова с творческими задачами спектакля справилась непринужденно, вдохновенно, свободно, фантазийно и мастерски...
Ингредиенты спектакля классические - музыка, танец, костюмы... Но в каждом оригинальном произведении есть нечто свое - неповторимое, уникальное, единичное, что и делает его принадлежностью этого автора и коллектива...
Декорациями служили горный пейзаж и великолепный архитектурный ансамбль местного дачного поселка, созданного руками собственно дачников, алматинцев разных профессий, среди которых преобладают геологи. Что и определило содержание представления, ведь именно камни, минералы - плоть земли - вдохновили авторов на создание серии спектаклей, которая так и называется “Кремнеземная форма жизни”.
Был очаг, в котором воспламенился огонь, были бубны и ленты, курение трав и колебание воздуха в предзакатный час, и даже под куполом неба кружила птица, невольная участница действа... И не нужно особых пояснений, все было зрелищно и выразительно, радовало глаз и задевало какие-то редко звучащие струнки души... Артистки двигались в шаге, во вздохе от зрителей, и их танец, жест в конце спектакля, завершился словом руководителя Елены Вороновой:
- Участницы коллектива АгатТеатр “ЛиК” имеют танцевальный опыт в клубах “Радуга”, “Камелия”, где я преподавала и танцевала сама, за исключением Ани Терешиной. Аня родом из Тулы, она отчаянный человек, бросила все в России, приехала сюда, чтобы играть в театре. Мы с ней учились в театральном институте на актерском факультете, теперь вместе переехали сюда. Для нас великим знаком стало то, что Александр Яковлевич Акрон предложил создать АгатТеатр “ЛиК”, где мне выпала ведущая роль. Признаюсь, что я долго не раздумывала. Сейчас мы делаем то, что вы сегодня и увидели. Спектакль “Энлиль” - наша первая ласточка. Мы волновались, как у нас получится... Но, надеюсь, все состоялось. Огонь в очаге горел, мячики и ленты летали, мы танцевали...
Девушки АгатТеатра “ЛиК” танцуют в этюдах в определенном амплуа. Но в коллективе существует лаборатория, в которой каждая танцовщица может раскрыться, выйти из рамок этюда. Что и продемонстрировали артистки в третьей части представления - в импровизации.
На лабораторных занятиях девушки занимались разными видами искусств, не только актерским ремеслом. Как руководитель коллектива Елена Воронова экспериментировала:
- Весь год, а ровно столько мы уже существуем, я раскрывала потенциал девушек, образно говоря, бросала их то в пропасть, то в холодную воду, то в горячую... Что-то из этого получалось. В импровизации девушки представили то, чему научились после года занятий. Что-то мы делали совместно, что-то возникло на ваших глазах... Импровизация, как мне думается, - это высшая ступень искусства. Если человек владеет импровизацией, то ему подвластно практически все.
Пантомима окунула зрителей в мир голливудского кино. Предыстория этого короткого и выразительного представления такова: в Москве в театральной студии “Нота Бене”, участницами которой были Лена Воронова и Аня Терешина, поставили номер Hollywod, с ним девушки выиграли фестиваль “Виват, Россия!” в итальянском городе Римини. Лена Воронова решила предложить Hollywod алматинским зрителям, номер был несколько переделан, Лена и Аня танцуют теперь вместе с Ольгой Коробковой. И мы увидели новую версию Hollywod с участием Фрэнка Синатры, Одри Хепберн, Мэрлин Монро, Чарли Чаплина, Аль Пачино, Адриано Челентано и так далее...
Девушки танцевали в фотомасках, причем лица-маски немного несоразмерны телу, что добавляло происходящему комичности, иронии и некоей киномультипликационности!
Были также искрометные “Севильяна” и “Тангос”, в которых участвовали все актрисы... В отдельных танцах каждая из девушек исполняла сольную партию: Анна Терешина - во “Фриде”, Елена Воронова - в “Кармен” и “Посвящении”, Юлия Куцая - в “Стрит джазе”, Полина Гиричева - в “Таинственном обряде”...
Завершающим аккордом явилась Импровизация. Интрига была в том, что участницы не знали сценария, рисунка танца. Все рождалось на глазах... Но и в импровизации АгатТеатр “ЛиК” остался сплоченным коллективом: у каждого была своя роль, а Лена Воронова осталась лидером, ответственным за общую композицию танца, за свободу каждой девушки в творческом самовыражении...
Магия танца, искусства такова, что хочется пересечь эту границу, разделяющую зрительское кресло и театральную сцену, и вторить артистам - словом, жестом...
Можно понять страсть Ани Терешиной, которая “бросила все в России, продала машину, корову” и, внимая этому артистическому зову, танцует в пространстве новой для себя страны. В спектакле она - помощник режиссера, но еще и частичка души спектакля. Елена Воронова, кажется, дразнила зрителей, пересекая эту заповедную границу - вымысла и реальности, общаясь с ними (с нами!), протягивая руки, заглядывая в глаза, вступая в диалог, вовлекая в танец...
Представление - частная инициатива группы людей, которые не исключали прекрасное, духовное из своей жизни и сделали его сегодня общим достоянием. “Энлиль” - пример меценатского искусства. Театр и зрители выражают благодарность за помощь в создании спектакля Виталию Воронову, Андрею Штопелю, Наталии Климовой.
В программке написано “Продолжительность спектакля - 45 минут без антракта”. А расходились мы - разъезжались, спускались с предгорий в город, “в суету и потоки машин”, с ощущением непрерывности этого чудесного танца “Энлиль”, продолжающегося и сейчас... И славно, ведь, к счастью, сердца и души у нас не каменные, не очерствели мы, не одичали совсем...
Немного шумерской истории о происхождении Энлиля...
Вторым по могуществу божеством шумерского пантеона считался Энлиль. Его имя означало “владыка воздуха” - прообраз и отец более поздних богов Гроз в пантеонах других народов древнего мира. Энлиль был старшим сыном Ану, рожденным в небесной обители, но он сошел на Землю еще в незапамятные времена и поэтому считался главным среди богов Неба и Земли. Когда боги собирались в небесной обители на Совет богов, Энлиль возглавлял совет вместе со своим отцом. Когда же боги держали совет на Земле, они встречались в доме Энлиля, в храмовом комплексе Ниппура культового города Энлиля, где находился его главный храм Е.Кур - “дом, высокий, как гора”.
Не только шумеры, но и их боги признавали первенство Энлиля. Они называли его Правителем Всех Земель, говорили, что “на Небе он - царевич, на Земле он - Правитель”. “От его приказаний трепещут Небеса и сотрясается Земля”: “Энлиль, чей голос слышен далеко, чье “слово” высоко и свято, решенья чьи не подлежат сомненью, - он судьбы всех провозглашает... И Боги на земле покорны, словно псы, ему, простираются пред ним, преданно глядя, ждут от хозяина благоволенья”.
Шумерские тексты также сообщают, что Энлиль прибыл на землю еще до сотворения “черноголового народа” - так шумеры называли род людской. В те далекие времена, когда земля была безлюдной, Энлиль построил город Ниппур, ставший его “центром управления”, посредством которого осуществлялась некая “связь” Неба и Земли. Тексты называли эту связь Дур.Ан.Ки (“связь Небо - Земля”). “
Согласно шумерским источникам, “в те далекие времена, когда Ниппур населяли лишь боги, а человек еще не был создан”, сначала было - нет, не слово - сначала был камень...
И зрители спектакля “Энлиль”, которым показали дорогу и просто довезли до этой удивительной сценической площадки, наблюдали превращение камня в человека... |