|
Из чего складывается успех отдельного человека? Успешным считается тот, кто достиг высокого положения в обществе или определенного финансового достатка.
Подчас успешными становятся не благодаря обстоятельствам, а как раз-таки вопреки им. История такого успеха наиболее интересна, потому что его залогом становятся очень сильная внутренняя работа, мотивация, противодействие, преодоление, которое, если хотите, способно изменить предначертанное. И потенциальный изгой, середнячок или прожигатель жизни на первых порах удивляет окружающих своим усердием, а затем и головокружительным успехом.
Чем не пример для каждого, кто поставил крест на собственной жизни и смирился с пресным блужданием по кругу или топтанием на месте?
Мы продолжаем публиковать истории о тех героях, кто своим примером учит нас смотреть на мир с оптимизмом
Серик Ибраев
“НП” продолжает публикацию материалов о людях, которые добились успеха, несмотря на различные перипетии жизни. Их не сломали болезни и трудности. Наоборот, они стали крепче, сильнее и, самое главное, научились ценить жизнь такой, какая она есть.
Сегодня мы расскажем о личной трагедии Анатолия Храпатого - знаменитого советского и казахстанского штангиста, который невероятным усилием воли победил болезнь
- После того как Анатолий покинул пост тренера сборной, у него появилось больше свободного времени, и он снова, как в далекой юности, неожиданно загорелся мотоциклами, - вспоминает супруга Храпатого Галина Ивановна. - Как вы знаете, мой муж был почетным гражданином столицы, его уважали, и люди ему не отказывали в просьбах. В Астане Анатолий помог местным любителям байка основать клуб. А потом и сам купил мотоцикл. Спортивный, очень красивый. Напрасно, конечно, он это сделал... Стал ненадолго выезжать за город покататься с друзьями. 10 августа он принимал участие в мотопробеге в поддержку сборной Казахстана, которая выступала на Олимпиаде в Пекине. Было воскресенье, Анатолий вернулся с автобарахолки примерно в 14.00. Я не хотела его отпускать на мотопробег, ведь ему нужно было через два дня уезжать на Олимпиаду в группе болельщиков. Но он не послушал меня.
Жизнь легендарного спортсмена оборвала иномарка, вылетевшая на встречную полосу на трассе Астана - Караганда. Шансов выжить у Храпатого не было. Столкновение было невероятной силы. Ему было 45 лет. Он был красавцем - мужчиной в полном расцвете сил. Обласканным, как никто иной, спортивной славой и любовью болельщиков.
...А между тем было время, когда врачи прочили ему инвалидную коляску. Его позвоночник не выдержал сумасшедших нагрузок спортсмена, блиставшего на мировых помостах, и дал сбой. Он не мог нормально спать, ходить - боли в позвоночнике были невыносимыми, поэтому регулярно принимал обезболивающие препараты. За счет них и держался. А еще за счет воли и желания вернуться в спорт. Ведь Анатолий Михайлович был спортсменом мирового уровня - пятикратным чемпионом мира, многократный чемпионом Европы, автором пяти мировых рекордов, олимпийским чемпиом в составе сборной СССР 1988 года. Большинство его успехов были связаны с Советским Союзом, но он хотел сделать что-нибудь и для Казахстана, своего родного села Владимихайловки, что в Атбасарском районе Акмолинской области. И сделал. Вылечился, набрал форму и выиграл в составе сборной Казахстана на Олимпиаде 1996 года в Атланте серебряную медаль.
- В 1991 году перед чемпионатом мира в Германии в составе сборной СССР были на сборах в Подольске, - рассказывает Александр Стерликов, личный тренер Храпатого. - На предпоследней перед вылетом в Германию тренировке Толик взял на грудь штангу, и тут у него неожиданно прихватило спину. Обратились к врачам, те развели руками - мол, без обследования ничего не скажешь, назначили обезболивающее. Естественно, ни о каком чемпионате мира уже речи не было, уехали домой.
- Дома продолжали колоть обезболивающие препараты, - продолжает Стерликов. - Толик хотел тренироваться и начал работать. В 1993 году отправились на чемпионат мира в Австралию. По сумме двоеборья Толик стал третьим. В Австралии ему предлагали гражданство, но он отказался, хотел быть полезным родине. После возвращения из Австралии начались невообразимые боли. Врач сборной Казахстана Олег Рогозов обвинил в этом меня - мол, я его перегружаю, называл плантатором. Начали качать спину, продолжали принимать обезболивающие препараты. Поставили перед собой задачу - выиграть Азиатские игры 1994 года в Хиросиме. В этих Играх Казахстан впервые принимал участие.
В 1994 году о Казахстане в мире было практически ничего неизвестно. Огромный обломок советской империи, затерянный в степях Средней Азии. По большому счету, знали только космодром Байконур и президента Нурсултана Назарбаева. Первые Азиатские игры, на которых сборная Казахстана выступала в качестве отдельной команды, имели большое значение для страны. Ведь спорт высших достижений - это хороший пиар. Казахстанские спортсмены не подвели, наша команда заняла четвертое общекомандное место, уступив только Японии, Корее и Китаю. Храпатый внес в этот успех свой вклад. В Хиросиме он завоевал серебряную медаль. В то время мало кто знал, чего стоила ему эта награда.
- В Хиросиме мы сделали Толику компьютерную томографию, - вспоминает Стерликов. - Выяснилось, что один диск позвоночника вылетел наружу, а второй зашел внутрь. Наконец-то ему поставили диагноз! В Алматы мы отправились к мануальным терапевтам. Кто только не лечил Толика! Все обещали помочь, но... Боли начали усиливаться. На спину Толик лечь не мог, спал на коленках, облокотившись на кресло. Тренироваться Храпатый больше не мог.
- При болезни позвоночника боли бывают просто чудовищными, - делится с нами Ирина Фомина, член Ассоциации врачей мануальных терапевтов Казахстана. - У меня лечится пациент, тоже штангист, мастер спорта, у него возникают боли даже при малейшем поглаживании спины. Причем болит не только спина, боль распространяется по всему телу, болят даже внутренние органы. Иногда боль отдает даже в зубы. Причина болевой реакции - отсутствие движения в фасеточных суставах позвоночника. Проще говоря, суставы блокируются, перестают двигаться. Как известно, внутренние органы сокращаются, как сердце, а при больном позвоночнике они перестают двигаться, в результате - боль.
По словам Ирины Фоминой, у штангистов нагрузка на позвоночник очень высокая. Тяжести давят на позвоночник. Позвонки постоянно сжимаются.
- Врач сборной Казахстана Рогозов предложил сделать укол, чтобы межпозвоночные диски рассосались и соединились позвонки, - говорит Стерликов. - Это было очень опасно. После такой процедуры Толику пришлось бы долгое время передвигаться на инвалидной коляске. В общем, мы отказались.
Это сегодня болезни позвоночника лечатся в основном терапевтическим путем, без операций. А в то время, в начале 90-х годов, в Казахстане мануальная терапия только начинала развиваться. Казахстанские мануалисты были малоопытны. Если помните, в то время в Алматы часто приезжали российские мануалисты, которые работали вахтовым методом - лечили пару недель, а потом снова уезжали в Россию. В такой ситуации хождение по врачам с целью избавится от болей в спине являлось настоящим хождением по мукам. Даже у очень сильного человека опустились бы руки, но не у Храпатого.
- И все-таки мы нашли врача в Целинограде, зовут его Александр Григорьевич Левченко, - продолжает тренер. - Он взялся вернуть диски на место. Но вначале надо было выполнять специальные упражнения на позвоночник. Через шесть месяцев он вставил диски. Мы начали тренироваться. Толик показывал хорошие результаты. Чувствовали, что восстановились. На чемпионате Азии 1995 года в Пусане (Корея) Храпатый улучшил в толчке мировой рекорд, принадлежавший Кахе Кахиашвили (после развала Союза грузинский штангист выступал за Грецию под именем Акакиос Кахиашвилис), на килограмм. Толик толкнул 228,5 килограмма. На Олимпиаде в Атланте он был в отличной форме, как будто и не было бессонных ночей, болей. Как будто он не собирался уходить из спорта.
На первой для независимого Казахстана Олимпиаде 1996 года 33-летний ветеран советского спорта Анатолий Храпатый в рывке поднял 187,5 килограмма, в толчке - 222,5 килограмма, в сумме - 410 килограммов и занял второе место, уступив только легендарному Акакиосу Кахиашвилису. Это был не просто большой - огромный успех. Мало кто ожидал, что у Анатолия Михайловича получится встать на пьедестал почета. Мало кто ожидал, что у Храпатого прочно получится крепко стоять на ногах с его больной спиной. Но наш штангист до конца боролся за золото. В итоге завоевал серебро. Но и это была оглушительная победа над болезнью, над собой.
“Это же Храпатый” - уважительно говорили о нем специалисты и болельщики. По словам самого Храпатого, даже золото 1988 года в составе сборной СССР ему менее дорого, чем серебро Атланты-1996.
На первой для себя Олимпиаде 1996 года сборная Казахстана завоевала две золотые, три серебряные и четыре бронзовые медали. В Казахстан наши спортсмены из Атланты вернулись героями. О них писали газеты, рассказывало телевидение. Однако о том, каких трудов и ежеминутных болей стоило серебро Олимпиады Анатолию Храпатому, страна так толком и не узнала. Сам Анатолий Михайлович о своей болезни распространяться не любил. По словам его жены Галины Ивановны, он даже не жаловался на невыносимые боли, терпел молча. Помнится, в 2003 году на мой вопрос о том тяжелом периоде Анатолий Михайлович ответил коротко:
- Не часто вспоминаю, потому что без содрогания о нем думать не могу. Мне тогда не было и тридцати... Я, как лава, сметал на своем пути всех соперников, и тут... врачи говорят об инвалидной коляске. Думал, упал в самый низ... Было страшно. Долго лечился. До сих пор становится не по себе, как вспомню все эти процедуры мануальной терапии. И только благодаря поддержке матери, жены и тренера - Александра Алексеевича Стерликова - мне удалось победить болезнь...
После Олимпиады 2000 года в Сиднее Храпатый закончил карьеру спортсмена. Он перешел на тренерскую работу, возглавил сборную Казахстана по тяжелой атлетике. А затем спустя полтора года и вовсе завязал со спортом, работал в строительстве, воспитывал сына и дочь. В общем, зажил жизнью обычного человека. Об этой жизни он мечтал, когда занимался спортом.
- С женой познакомился в 16 лет. Она училась в медицинском училище, я - в техникуме механизации и сельского хозяйства. В Атбасаре этот техникум считался преуспевающим учебным заведением. Поженились мы в 1984 году. Я 250 дней в году находился на сборах и соревнованиях. Виделись редко, зато писали друг другу часто. Мы до сих пор храним свои письма. В них столько тепла, любви... Придет время, покажем своим детям. Пусть почитают. Ведь там - наша жизнь.
P.S. Из интервью Анатолия Храпатого
- Представьте, что Вы космонавт. И взять в полет можно только трех человек...
- Ясно. Я бы взял с собой в космос свою жену Галю, сына Андрея и дочь Марину, которая родилась за три дня до того, как я стал чемпионом Олимпийских игр в Сеуле. Жена - это единственный человек, который меня полностью понимает, во всем поддерживает.
- Будут ли в Вашей семье еще такие великолепные спортсмены, как Вы?
- Сын Андрей от спорта далек, дочь Марина - тоже. Быть может, внукам достанутся мои спортивные гены.
Семья Анатолия Храпатого в настоящее время живет в Астане. Дети Анатолия Михайловича уже окончили вузы, работают. Правда, своими детьми еще не обзавелись. |