Пришло печальное известие из Москвы - ушел из жизни Газиз Ниязович Дугашев, народный артист Казахской ССР, лауреат Государственной премии Казахстана, главный дирижер оперных театров Алма-Аты, Минска, Киева, дирижер Большого театра. О нем говорили в советскую эпоху - “ровесник революции”, так как родился будущий дирижер в 1917-м. Сегодня исчез пафос ассоциаций эпохи социализма, но Газиз Ниязович Дугашев оставался ее ровесником, свидетелем и звездой
Газиз Дугашев родился в Алмате, в семье уйгура-сапожника, который переехал в Казахстан. Отец к этому делу приобщил и Газиза. Каким образом сын сапожника поступил в музыкальное училище? Газиз Ниязович вспоминал свое детство: “Тогда все искали свою дорогу. У меня дома всегда была домбра, на которой играли близкие, пытался и я сам. Какая-то причастность к музыке была”. Окончил училище по классу скрипки в 1939 году. Играл в квартете училища. После окончания училища работал в симфоническом оркестре несколько месяцев, потом в уйгурском театре.
Началась война. И в одном из первых боев под Москвой зимой, в декабре 1941 года, получил ранение. Оно было роковым для скрипача - в правую руку. Получил орден Боевого Красного Знамени и медаль “За отвагу”. Лечился, получил инвалидность, в 1942 году вернулся в Алма-Ату.
Получал мизерную пенсию по инвалидности. Устроился работать библиотекарем в нотный отдел киностудии. Но у Газиза оставались друзья в музыкальном мире, которые помнили его как одаренного скрипача. По рекомендации композитора Евгения Брусиловского Газиза Дугашева взяли в оперный театр к дирижеру, эвакуированному из Киева, Пирадову. Газиз под его руководством стал возвращаться к своей музыкальной карьере. Сначала выполнял техническую работу, потом Пирадов стал поручать готовить спевки, работу с артистами, репетиции. Через год Газиз Дугашев сам дирижировал в опере “Даиси” Палиашвили. Был шумный успех. После успешного дебюта Газиза Дугашева стали вводить в репертуар с балета “Капелия”, оперы “Кыз Жибек”. Потом последовали большие спектакли “Абай”, “Жизель”, “Чио-чио-сан”. Это 42-48-е годы. Так начинала складываться его творческая судьба. Пик карьеры - работа в Большом театре в Москве.
В 1948 году Газиз Дугашев уехал в Московскую консерваторию. В 49-50 годы кадры Казахстана - Дугашев, Досымжанов и другие - учились там по классу дирижирования у профессора Николая Аносова. Параллельно с Дугашевым учился Геннадий Рождественский. Вернулся в Алма-Ату. В 1950-51-м его назначили главным дирижером Театра оперы и балета имени Абая.
В 1951 году Дугашева вызвали для участия во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине. Газиз Дугашев руководил сводным хором молодежи и студентов. Этот хор и его дирижер имели большую прессу. После фестиваля Дугашева отправили на стажировку в Большой театр. С 1952 года его ввели в труппу Большого театра. Спектакли Газиза Дугашева той поры: “Чио-чио-сан”, балет “Фадетта”, “Шурале”.
После успешной практики в Большом театре по просьбе руководства Казахстана его пригласили готовить II Декаду Казахстана в Москве.
Участвовал он и в I Декаде в 1936 году, но ездил туда как скрипач, был на приеме в Кремле, видел Сталина.
Несколько лет Дугашев находился в Алма-Ате, готовя декаду, которая все время откладывалась. Событие состоялось в 1958 году. Директор Большого театра Ансимов писал, что казахская опера Тулебаева “Биржан и Сара” имела огромный успех, отмечал роль и заслугу в этом постановщиков и дирижера Дугашева. Возили алматинцы на декаду балет “Бахчисарайский фонтан”, который также был восторженно принят московской публикой. Дугашева наградили орденом Трудового Красного Знамени. После завершения декады Дугашев вернулся в Большой театр.
В 1968 году опять позвала родина. Дугашев приехал в Алма-Ату. Оставался здесь до 1973 года. Был главным дирижером.
Но наступил момент, когда Дугашев посчитал, что он все сделал в Алма-Ате, и... вернулся в Москву в 1974 году. Москва не отпускала от себя.
До 80 лет Газиз Ниязович активно преподавал. В 80 лет оставил работу. Ушел из жизни на 91-м году жизни.
В свое время Газиз Дугашев входил в число 19 дирижеров высшей категории мира. Этот человек обладал даром именно “поднимать” труппы оперных театров - Казахского, Киевского, Минского. Мог воодушевить, организовать актеров, музыкантов, заряжал их творческой энергией. Вместе они создавали спектакли высокого качества.
Он жил и работал в разных городах. Последние годы провел в Москве. Но Алма-Ата занимала в его сердце особое место: “Алма-Ата всегда оставалась для меня родным городом. Помню всех, с кем работал, и желаю всем моим коллегам и друзьям здоровья. Я благодарен им, а также новому поколению творческой молодежи за память и добрые чувства”. |