|
Галина Галкина
Я ожидала беседы с “гламурным” фотографом, ибо редакторы глянцевых журналов предпочитают работать с Николаем Постниковым, да еще с двумя-тремя его коллегами по цеху. Увлечение “глянцем” давно в прошлом, хотя Николай принимает предложения такого рода: “Когда-то я посвятил немало времени фэшн, потом - гламуру. Сегодня мне скучны эти жанры. В них много искусственного. Но я делаю это, когда получаю заказы. Если мне платят, я снимаю все, что угодно, кроме порно”.
Нынешнее содержание работ Николая Постникова - этнография и ландшафты Казахстана. Именно этому была посвящена его выставка. Оказывается, это первая персональная выставка мастера отечественной фотографии!
Западный Казахстан, Устюрт... Могилы, мазары, на которых изображены символы, обозначающие род занятий умершего человека. На женском захоронении - украшения, туфельки, головные уборы. Великолепная графика, будто выполненная рукой современного дизайнера. А ведь это XV век. На мужском захоронении - бегущая лошадь. Ее передние ноги в форме молнии (так древний каменотес стремился передать, насколько быстро скачет лошадь).
Античное лицо северного казаха, лукавая физиономия татарина... А вот ангел в степи: мальчик замер, за плечами отцовский пиджак, который на фото выглядит, как два крыла... Еще мгновение, и он взлетит... и действительно - на следующем кадре он волею фотографа будто бы взмыл над землей в полете! Вот герой с широкой золотозубой улыбкой, Постников прокомментировал: “Можно снять целую серию о золотых зубах”. А на этих снимках кадры из казачьего музея в Уральске. Жители-энтузиасты сами создали музей, принесли экспонаты: “Первый музей, где мне не было тяжело. Обычно в залах царит давящая обстановка, а здесь было все иначе - как-то по-домашнему тепло и уютно”. Красивое лицо уральской казачки, в чертах которой ощущается что-то восточное: “У казаков замес богатый, этакий казахстанский коктейль...”
Николай Постников несколько лет ездит по родной стране в составе большой казахстанской экспедиции, частной экспедиции, делает выезды для всевозможных съемок - клипа Батырхана Шукенова, альбома о Мангыстау... Часть из снимков, сделанных в этих поездках, вошла в экспозицию персональной фотовыставки.
- Я не снимаю Алматы и Астану. Не стал бы в альбом включать мегаполисы...
- Почему? Ведь два этих города - наше все!
- В самом формате моей коллекции фотографий большое внимание уделено этнографии и ландшафтам. Люди, которые живут в мегаполисах, в том числе и я, и вы, мы же все - в масках. Жители городов всегда неизбежно - маскированные. Утром мы просыпаемся, пьем чаек, надеваем масочку и бежим по своим делам. Маска нужна для того, чтобы оградиться от огромного количества людей. Поэтому в моем альбоме не будет мегаполисов.
- Казахстан без масок? Ландшафты - это природа без масок. А что самое любимое у фотографа Николая Постникова? Какие фотожанры?
- Если говорить о том, что меня греет, то это этнография и ландшафты. Вот почему на протяжении пяти лет я активно путешествую, и не только по нашей стране. Этот формат не приносит денег, не кормит. И я вышел на тот уровень, когда могу себе подобное позволить. Мой учитель говорил мне: “Заработай авторитет, а потом он будет работать на тебя”.
- А кто Ваш учитель?
- Маститый алматинский фотограф - Герман Алексеевич Линкевич. К сожалению, он рано ушел из жизни.
Я работаю по такой схеме: в городе зарабатываю деньги в коммерческих проектах - с рекламными агенствами, всевозможными компаниями, а потом вкладываю часть денег в экспедиции, в которых снимаю то, что греет душу.
- Есть еще белые пятна в ландшафтах Казахстана, куда не ступала нога Николая Постникова?
- Страна наша огромная. Наверное, всей жизни не хватит, чтобы успеть. Есть какие-то знаковые вещи, характерные для нашей страны, к которым до сих пор не притронулись еще ни фотографы, ни авторы.
- Что, например? Кажется, уже все зафиксировано армией казахстанских фотографов.
- Идеи витают в воздухе. Новое в моем понятии?.. Я как-то видел альбом, посвященный лошади. Для казаха лошадь - это жизнь. Но вот листаю я этот альбом и вижу орловских рысаков, английских лошадей, ахалтекинцев... А где та порода казахской лошади, которая живет не в стойле, выдерживает степные морозы, дожди и слякоть? Лошадь-работяга, совсем не породистая... Она гораздо интереснее и красивее самых породистых. Как ни странно, это пони. Я сделал для себя это открытие. Вот лишь одна из нераскрытых тем.
- Николай, почему любая фотография гораздо выразительнее, даже пронзительнее, чем самый изощренный киноматериал?
- Потому что в кино, даже документальном, присутствует монтаж, текст, музыка, существует некий сценарий. Чтобы “въехать” в замысел режиссера, нужно посмотреть фильм от начала и до конца. Так же, как замысел литератора можно понять, лишь прочитав его произведение от начала до конца. А ведь есть такой жанр, как четверостишие, японские танки. Иные мастера могут одной строкой описать полжизни человека. Фотография - законченное произведение, с завершенной композицией. Она самодостаточна, конечна. Мы долго смотрим на фото, выступаем в роли сорежиссера.
|
Ангел в степи |
Николай Постников незаметно для себя стал мэтром в области фотографии. Уже на протяжении нескольких лет он входит в состав жюри разнообразных конкурсов. Наблюдая на выставке множество работ, Николай пришел к выводу, что с появлением новейших технологий средний уровень профессионалов возрос.
- Фотография кажется несложным продуктом, особенно с появлением цифровых технологий. Появилось много работ - достаточно крепких, технически выдержанных, интересных. А ближе к вершине, на которой пребывают мастера фотографии, такого качественного скачка не произошло. Возможно, и не может произойти.
- Что же тогда хорошая фотография?
- Это симбиоз обстоятельств - отличная техника, мозги фотографа, его воспитание. Автор должен быть философом, психологом, художником.
- Не кажется ли Вам, что многие фотографы слишком увлеклись технологиями? Я имею в виду глянцевые журналы, в которых все модели - на одно лицо.
- Это называется “пластмасса”. Да, можно увлечься... Часто авторы хотят польстить своим моделям, особенно, когда женщина подходит к определенному возрасту, но ей очень хочется выглядеть моложе. И фотограф настолько желает ей угодить, что на фото она выглядит порой, как фарфоровая кукла, потому что автор вмешался в анатомию. Я не думаю, что нужно так активно это делать.
Постников все искал ключ к Жание Яхияевне Аубакировой. Известная в Казахстане пианистка, ректор консерватории, женщина с ярким характером, она долго оставалась в маске (Постников всегда считает главным для начала снять маску с модели, чтобы потом поймать момент для съемок). Как любая женщина, она кокетничала перед объективом, сопротивлялась, не расставалась со своим образом, который не устраивал фотографа. Любящий работать в своей студии под музыку, Николай Постников включил запись, полагая, что это поможет и Жание Аубакировой отвлечься от объектива, забыть о нем. Николай думал: кто привлечет внимание столь искушенной в музыке слушательницы? И включил концерт вокалиста Бобби Макфериана с известным китайским виолончелистом Йо-Йо Ма. Музыка магически подействовала на пианистку, и... маска слетела с ее лица. Постников не упустил это волшебное мгновение. Потом зазвучал Моцарт в исполнении джазового музыканта Чика Корреа. И опять удивление пианистки, которая обратилась в слух. Так возникли эти портреты - неожиданной, новой Аубакировой, удивленной, чуть взъерошенной, искренней... Что-то детское проступило в облике известной персоны...
Для другого человека нужны иные условия: отключить свет и все звуки, чтобы он стал собой перед объективом.
Однажды пришел очень важный товарищ, из министров, всех “построил”, потребовал уважения и максимального внимания к себе. “Уф, перец! Но через пятнадцать минут был уже мягкий и пушистый!” Первое, что услышал Николай от господина: “Как надоели эти фотосессии! Вы себе представить не можете!” Фотограф немедленно парировал: “Вы не представляете, как мне они надоели!” Видимо, человек сразу понял, что сказал не то... И тоже оставил в прихожей свою маску.
Однажды у Николая возник замысел: ему захотелось, чтобы в городе висели большие фотографии из “семейного альбома”. Проект понравился компании РТС “Перекресток”, цель которой, по мнению фотографа, не только деньги зарабатывать, но и внести свой творческий вклад в украшение нашего города. Скоро на остановках появятся огромные фотографии под условным названием “Мы - алматинцы”. На них мы увидим множество алматинских молодых семей. Каждый из снимков излучает тепло, свет и то неповторимое счастье, которое мы обретаем в кругу любимых и любящих людей: “Это самое ценное, что есть в стране - люди”.
Николай листал на мониторе кадры проекта “Мы - алматинцы”: “Смотрите: все разные, красивые, веселые, молодые, счастливые... Глаза горят!”
Как удалось Николаю собрать такое значительное число молодых семей? А он просто обратился в популярнейший сайт - Центр тяжести - кинул клич. И вот они пришли в студию Постникова, мамы и папы с малышами. Люди разных национальностей, профессий, столь непохожие внешне, на фотографиях они объединены принадлежностью к тому самому ценному, что Постников и хотел отразить в своих работах, - счастливой семье.
У Николая был совместный проект с британским фотографом Джулианом Абрамсом. Коллеги предприняли фотопробег от Актау до Атырау. Потом свои работы они экспонировали на выставках в Астане и Лондоне. Джулиан пришел в шоковое состояние от масштабов нашей страны, ее “непричесанных” пейзажей. Правда, англичанина также шокировали условия жизни казахстанцев, непонятные ему традиции: “Джулиану подали голову барана, и он не мог справиться со своими эмоциями”. Английский фотограф был в полной экзальтации, когда узнал, что их с Постниковым выставку в Астане посетит президент Казахстана. Его глаза поползли вверх: “Кто? Президент?! О, нет!” Джулиан был близок к обмороку.
Постников, возможно, стал первым казахстанским фотографом, который, “хоть и в соавторстве”, появился со своими работами в Англии. Он почувствовал себя польщенным: “В сердце Лондона, в Pall Mall Galery, между Трафальгар-сквер и Пикадилли...”
- Вы стремитесь к международной известности?
- О, нет, я слишком ленив, чтобы добиваться мировой славы...
Срыватель масок Постников, сам он тоже имеет в своем арсенале целый набор - маски шута, мудреца, льстеца, пересмешника, философа... Но из-за красочного картона проступают качества, не поддающиеся гриму, - внимание исследователя, смелость художника и бесконечное обаяние любящего жизнь и людей человека. |