|
Галя Галкина
В 1942 году в местечке Ушконыр, что в Каскеленском ущелье, родился Абдрасил Жомартов. У него был старший брат Абдразак. Внизу под плато Ушконыр стояли три дома. В одном из них жил Абиш, отец будущего президента страны, в другом - родители Абдрасила - отец Чаушен и мать Зейнеп, по соседству дедушка Ракиш. Отец Абдрасила был пчеловодом.
Как сложилась судьба этих мальчишек? Абдрасил с девяти лет мечтал стать летчиком, спустя годы земляки узнали о штурмане гражданской авиации Абдрасиле Жомартове. Его старший брат Абдразак стал министром бытового обслуживания КазССР, членом-корреспондентом Национальной инженерной академии Казахстана. Нурсултан, сын Абиша, стал президентом страны.
Как поднялся в небо Абдрасил? Его вознесла мечта детства
Бесик
Малыш лежал в бесике, качался в одиночестве в своей младенческой колыбели. Мать не успевала ухаживать за Абдрасилом. С самого раннего утра уходила она работать на свекольное поле. Гектар сахарной свеклы (это была трудовая норма Зейнеп) нужно посадить, обработать, полить, прополоть, а потом собрать и сдать на сахарный завод в Бурундае... Работала с восхода солнца и до поздней ночи, все делала вручную, трактора не было, трудилась без помощников.
Абдрасил рос здоровым, спокойным. Зейнеп едва успевала заниматься сыном, все время трудилась. До двух лет лежал Абдрасил в колыбели, бесике, как сказочный богатырь. И вырос настоящим богатырем - крепким, стройным, красивым.
Травы детства
Когда мальчику исполнилось 8 лет, он поступил в школу в совхозе Первомай (ныне Бекболат), что за селом Чемолган. Там и закончил семилетку Абдрасил.
- В Первомае жил наш дедушка - Момыш-ата. Бабку я не помню. А дед запомнился. Он дал мне свой огромный чабанский тулуп. В нем я и спал - закутаюсь в теплый тулуп, свернусь калачиком и сладко сплю до утра. Момыш-ата работал сторожем. У него был прекрасный яблоневый сад - с апортом, белым наливом, лимонкой. Когда апорт поспевал, запах стоял по всему поселку. Отдельные яблоки весили по 800 граммов, попадались даже по килограмму. Это сейчас сорт апорта испортился. Жалко. Деревья постарели, их вырубили, а новых не посадили.
Абдрасил вспоминает эпизод, когда в непогоду молния ударила в дерево, к которому была привязана лошадь Абиша, отца Нурсултана. Животное погибло, дерево упало на дом, огонь перекинулся на крышу, дом сгорел. Семья Абиша после пожара жила бедно. В войну Абиш не был призван, так как у него была повреждена нога. В военные годы только женщины остались в селе Первомай, в Чемолгане. Абиш был назначен бригадиром. Но, как и многие в те годы, семья Абиша жила тяжело.
- Когда мы выросли, родители Нурсултана переехали в Чемолган, а наша семья - в поселок Первомай. Мы с ним учились в одной школе в Чемолгане, эта школа теперь - живой музей. Сами места стали историческими, достопримечательностью нашего края. Ведь именно здесь начиналась судьба нашего президента.
Абдрасил помнит уголок, где прошло его детство. В тех местах трава была зеленая, сочная, густая. Горная вода - чистейшая, вкусная. Ребятишки нашли там живой источник -родник. Пили воду прямо из горного арыка.
- И никакой дизентерии никогда не было. Мы, пацаны, нарвем яблок и сразу в рот. Воды напьемся из арыка и - вперед! Арычной водой поливали огороды.
Куляш
Маленькая сестренка Абдрасила Куляш, внучка Момыш-ата, жила рядом. Своих родителей Куляш Кыстыкбаева не помнит. Мама умерла весной 1944 года. А отец не вернулся с фронта. Воспитывал ее дед.
Абдрасил часто бегал к дедушке Момыш-ата, чтобы поиграть с Куляш - через огород, по свежей траве, босиком.
После седьмого класса Абдрасил учился в селе Чемолган. Приходилось ходить пешком до школы и обратно 5 километров. Машины в ту пору были редкостью. Иногда могла проехать полуторка - машина военных времен с фанерной кабиной. Детвора весело шагала по чемолганской дороге в школу и обратно. По пути собирали румяные яблоки, сочную, душистую райку, сладкий урюк, с удовольствием грызли фрукты, запивая чистой, холодной водой из арыка. Иногда опаздывали на уроки, но учителя не ругали детей из отдаленного населенного пункта. Так, немного поворчат и усаживают за парты утомленных дорогой учеников.
- Мы по одиночке не ходили. Все двадцать человек дружно шли в школу, если задерживались по дорогое, то все двадцать и опаздывали на урок. Вместе и из школы возвращались, вместе играли. Никогда не ссорились, были дружными. Среди нас не было обмана, хитрости...
Это был самый счастливый период жизни маленькой Куляш. Она находилась среди своих родных - дедушки, сестер и братьев. Пока не умер любимый дедушка Момыш-ата. Порвалась последняя ниточка, которая связывала ее с родителями, мамой и папой... Пусть она не знала их, но дедушка рассказывал о маме, папе. И любил ее, свою внучку. Куляш училась в 8-м классе, когда умер Момыш-ата. Вскоре и бабушка умерла, последовала за своим любимым мужем. Куляш забрали родственники по линии отца, увезли ее в Алма-Ату. На долгие годы рассталась она с Абдрасилом, своим братом.
Вперед, к мечте
В 1960 году Абдрасил закончил восьмилетку. Пошел в школу поздно, будучи девятилетним.
Абдрасил жил вдвоем с мамой. Брат Абдразак закончил семилетку и поступил в индустриальный техникум, стал самостоятельным. Закончил индустриальный техникум, приступил к работе в Каргалы на суконном комбинате. Потом поступил в Московский текстильный институт на заочное отделение, получил диплом. Пройдут годы и Абдразак станет доктором технических наук, академиком Национальной инженерной академии, выдающимся ученым в области развития текстильного машиностроения. Абдразак Чаушенович в 1984 году был назначен министром легкой промышленности Казахстана.
А судьба Абдрасила была стать летчиком гражданской авиации. С 4-го класса мечтал он об авиации, усиленно занимался спортом. Абдрасил закончил одиннадцатилетку в Каргалы. Потом учился в вечерней школе, а днем работал.
- Моя первая запись в трудовой книжке значится “землекоп”, такая у меня была профессия - “Бери больше, кидай дальше!”. Работал на капитальном ремонте разных объектов. Два года с лопатой, потом перешел на суконный комбинат в Каргалы. Некоторое время трудился там.
Абдрасил, продолжая грезить о небе, выбрал Челябинское высшее военное авиационное Краснознаменное училище штурманов. Но с первой попытки поступить не удалось. Ведь юноша учился на казахском языке, русского практически не знал. А все экзамены в Челябинское авиационное училище принимали на русском языке. Завалил физику. Русскому научился во время службы в рядах Советской армии в частях, расположенных в Германии. Его сослуживцы были выходцами из разных республик СССР - русские, украинцы, эстонцы, латыши, белорусы... Пришлось всем осваивать язык межнационального общения - русский.
Второй попыткой было поступление в Рыльское авиационное училище. На этот раз Абдрасил сумел сдать вступительные экзамены. К своей радости и гордости, он стал студентом авиационного учебного заведения, одного из лучших в стране.
20 марта 1970 года Абдрасил приехал в Чимкент, где приступил к работе в городском аэропорту в качестве штурмана воздушных судов гражданской авиации.
Молодой летчик уже был женат, подрастал первый сын Серик, ему было три года.
Встреча
- До моего назначения в Чимкент я ни разу не видел Куляш. Хотя все же до меня дошли слухи о ее замужестве, о том, что она живет в Чимкентской области.
Но так случилось, что о приезде Абдрасила в Чимкент очень быстро узнала Куляш, ее известила об этом подруга детских лет Гульбаршин.
- Однажды после рейса выхожу из самолета, спускаюсь по трапу и вижу: идет мне навстречу Куляш. А мы не виделись лет пятнадцать! Но сразу узнали друг друга.
Это была радостная встреча! Много рассказывали о себе брат с сестрой. Они нашли друг друга и уже не прекращали общения, стали часто видеться.
|
Абдрасил Чаушенович с внучкой Айей и Куляш Адиловной |
Махни серебряным
крылом
Абдрасил продолжил образование, закончил Кировоградское высшее летное училище гражданской авиации. И работал потом в гражданской авиации до самой пенсии.
В 1992 году в 49 лет Абдрасил стал пенсионером.
- 22 года отдал гражданской авиации. Летал по всему Союзу. В 1999 году переехали жить в Каскелен. Куляш перебралась в Алма-Ату. Стали чаще видеться.
Жараса, ее супруга, я уважал. Он был отличным механизатором-универсалом. Бухгалтер, комбайнер, тракторист, механик, сам ремонтом техники занимался... Работал в прославленном в то время совхозе Тимурском. А какой веселый, общительный человек!
Жарас, хоть и был вполне солидным, взрослым человеком, гордился своим родственником-летчиком, горячо уговаривал Абдрасила прилететь в совхоз Тимурский на самолете и прийти в летной форме к нему, Жарасу, в гости, чтобы все село увидело это и удивилось. И просил “махнуть” крылом самолета, когда будут лететь над Тимурским. Вот такая детская мечта была у главы большого семейства...
- Но разве смог бы я “махнуть крылом”, пролетая над населенным пунктом?
Конечно, это было невозможно. Во-первых, над Тимурским не было летной трассы. Во-вторых, летал Абдрасил на высоте 5-8 тысяч метров. Какие уж тут взмахи крылом...
- В форме я не любил ходить. Только на работу надевал ее.
Но один раз Абдрасил все же приехал в Тимурский в своей летной форме. Не мог не отозваться на просьбу Жараса. Ведь он всем любил рассказывать: “У меня есть братишка в Чимкенте, он летчик!” И один раз удалось летчику даже “покатать” своих родственников на самолете.
Высоко
держать голову
Абдрасил и сейчас, в свои 68 лет, выглядит молодо - всего на 50. Сохраняет выправку летчика. Природа не обидела его внешними данными. Стройный, сильный, крепкий, красивый... Всюду, где появлялся Абдрасил, его награждали лестными именами и прозвищами. Звали, например, казахским Аленом Делоном. В Чимкентском авиаотряде Абдрасил всегда был первым красавцем.
- Когда я иду прямо, по-воински высоко держа голову, то не замечаю никого по бокам. Некоторые обижаются. Это моя армейская выправка - вижу только то, что впереди.
Есть ли у летчика секреты молодости и здоровья?
- Нужно заниматься спортом, обливаться холодной водой, обтираться полотенцем.
Есть у Абдрасила свое объяснение его не по годам моложавой внешности и крепкого здоровья:
- У меня очень хорошая трудолюбивая, заботливая жена Зина.
Сыновья
Серик, старший сын Абдрасила, пошел по стопам отца. Когда ему исполнилось 11 лет, Абдрасил спросил его, кем бы он хотел стать. Серик ответил: “Хочу стать, как и ты, папа, летчиком!”
Серик окончил Актюбинское высшее авиационное училище. Несколько лет работал в Чимкенте. После развала Союза переехал вместе с семьей в Каскелен. Некоторое время работал охранником на фирме. Потом услышал, что КНБ закупает самолеты гражданской авиации.
- Оказалось, что в распоряжении Комитета национальной безопасности имеются самолеты “АН-26”, “ЯК-42”, а также “АН-72”, который может садиться на воду. Тогда Серик обратился в КНБ, где набирали летный состав. Начинал службу лейтенантом.
В настоящее время 43-летний Серик Жомартов служит в КНБ в чине майора, летает на самолетах авиационной базы Пограничной службы, отслеживает браконьеров во время путины, пресекает их преступные действия. Серик - командир эскадрильи, в которой служат 40 офицеров.
В семье Абдрасила и супруги Зины выросли три сына - Серик, Берик и Марат, 67-го, 71-го, 76-го годов рождения. Серик - потомственный летчик. Берик и Марат получили высшее образование. Но работают не по специальности.
Как вышел на пенсию в 1992 году летчик гражданской авиации Абдрасил Жомартов, так ни разу в аэропорту и не был. Дважды пришлось ему оказаться в Чимкентском аэропорту, в наземных службах искал бухгалтера, решал проблемы с пенсией. Но туда, где стоят самолеты, намеренно не пошел, чтобы “не травить душу”. Если необходимо куда-то отправиться, то едет на собственной машине или на поезде. Абдрасил уверен, что смог бы поднять воздушное судно в воздух. Конечно, нужно немного вспомнить или подготовиться, если пришлось бы лететь на новой технике. Но он принципиально избегает оказаться в аэропорту или на борту самолета, ведь с авиацией связана была вся его жизнь. Вот и решил: лучше сразу обрубить и не думать о любимом деле. Так ему было легче - с глаз долой из сердца вон.
О сестре
- Моя сестренка потеряла родителей еще в детские годы. Она даже не помнит их. Момыш-ата присматривал за ней, за мной. Время было послевоенное, голодное, во всем ощущалась нехватка... Судьба всех казахов одинакова. Детям-сиротам приходилось особенно тяжело. Но всегда были рядом люди, готовые помочь.
Куляш попала в Чимкент, где все ей было чужим - люди, обычаи, нравы... Не зря Чимкент называют казахстанским Техасом, там живут горячие парни. Но Куляш выстояла, хоть ей и приходилось тяжело. Она, хрупкая девушка, работала в совхозе Тимурском бухгалтером. Потом ее выкрали и увезли в семью будущего мужа. Так она вышла замуж - не по доброй воле. Но оказалось, что ей достался хороший муж, замечательная свекровь. Просто таковы были обычаи этого края. Куляш и Жарас воспитали четверых прекрасных детей. Вместе с сельчанами поднимали колхоз, который стал потом знатным в Союзе. Жаль только, что Жарас рано ушел из жизни.
Сегодня Куляш - самая счастливая женщина. Ее дети - Эльмира, Гульмира, Серик и Гани - живы, здоровы, крепко стоят на земле. У Куляш уже десятеро внуков. Дай Бог правнуков дождаться, пожить на радость. Бог видит, он не отвернулся от нее, дает ей полной мерой - добрых детей, хороших внуков, процветание, благополучие... Куляш сегодня живет в тепле, радости, достатке, в окружении любящих детей, внуков...
Каскелен - Алматы
Счастье
- У Куляш хорошие дети, ласковые внуки, приходят к ней, разговаривают, интересуются здоровьем, настроением. Это уже и есть счастье. По кусочкам, маленьким частичкам человек получает внимание, любовь, доброе отношение. Это и есть счастье, а не так, чтобы горой навалилось... Такого не бывает.
Я, как многие мальчишки послевоенного времени, мечтал стать летчиком. Почему? Возможно, это вызвано было фильмами той поры - о войне, о героических военных летчиках. Сколько слышали мы, мальчишки, о славном продвижении нашей Советской армии по фронтам войны. И первыми летели летчики. Я упорно шел к своей мечте, выучился, стал штурманом гражданской авиации. У меня прекрасная жена Зина. Мы с ней не разлучались, переживали вместе трудности, вместе были и в радости.
В 49 лет я ушел на пенсию. Но веду активную жизнь в семье, слежу за домом, помогаю детям. И они мне во всем опора. Жил я честно, не поступался совестью. Ведь у многих жизнь складывалась иначе. Мы знаем, что иные люди не гнушаются взятками, ведут нечестную жизнь. Бог им судья.
По моим стопам пошел мой сын, стал летчиком, занимается любимым делом. Он удачно женился. Привел в дом замечательную невестку. Родилась внучка Айя. Она приносит мне каждый день столько радости! Разве это не счастье?
Куляш тоже воплотила свою мечту как женщина, мать. Родила четверых прекрасных детей, они выросли достойными людьми. Теперь Куляш видит, как они строят свою жизнь - в процветании, благополучии. Она - счастливая женщина.
Счастье... Мы его не замечаем порой. Вот пришла ко мне Куляш с дочерью Эльмирой, мы вместе сели за дастархан, разговаривали, вспоминали, делились новостями, а я уже и счастлив этим. В окружении близких людей я вспоминал былые времена. Разве это не счастье? Конечно, память стирается... Мы ведь каждый день не предаемся воспоминаниям, тем более не углубляемся в годы нашего детства... А тут вспомнили то, что было с самого рождения, когда наши родители были совсем молодыми, а мы сами - детьми. Даже вспомнили то, как я лежал в колыбели. Как мы играли с маленькой Куляш и Нурсултаном, будущим президентом страны. Как мы баловались на уроках, как ходили за много километров в школу и обратно... Вспомнили наши прекрасные места - горы, яблоневые сады, родники с чистой студеной водой. Это ли не счастье?
Послевоенное время было трудным для всех. Слава Богу, мы не пропали. О чем мечтали, то исполнилось. |