|
Ангелина Васильевна Долгих принимала все испытания, которые выпали на ее долю. В годы ее юности так было со многими. Потеряла отца, мать, брата, но у женщины хватило сил вырастить младшую сестренку Зою
Домой!
- В 1941 году я поехала к бабушке в деревню в Новгородской области. Обычное лето... Мы спали в домике наверху, и вдруг среди ночи начался рев, который всех разбудил. Мы спустились: “Что случилось?!” “Война!” Так все началось.
Стали забирать в армию мужчин, а дядю мобилизовали, а мы остались. Мне тогда было 16 лет.За годы войны мы быстро повзрослели. Председатель сельского совета дядя Егор собрал всех ребятишек и сказал: “Если кто-то будет расспрашивать вас, какая это деревня, говорите: “Деревянная!”
Крепко запомнили его слова. И вот видим: с самолета прыгают парашютисты, прямо в пшеницу! Они идут к нам, открывают ворота, один из них спрашивает: “Какая следующая деревня?” Отвечаем: “Деревянная!” Он удивлен: “Название деревни скажите!” А мы твердо отвечаем: “Деревянная!” Парашютисты ушли. Но потом приехала милиция и задержала их.
Мне хотелось домой, к маме. Я пошла в сельский совет, договорилась там с офицером, старшим лейтенантом. Двое военных везли винтовки, автоматы в ящиках, разрешили мне поехать с ними. Мы отправились в путь. Заехали в лес, там выдали автоматы для обучения солдат и поехали дальше, в Новгород. Один военный вел машину, другой отдыхал. Сменяли друг друга. Один меня попросил: “Следите за воздухом”. А я не знаю, как следить за воздухом... А он лег отдыхать. А я вижу, самолет падает. Закричала ему об этом. Военные выпрыгнули из машины, я за ними. Переждали, потом дальше поехали. Приехали в Новгород, там узнали, что недавно затопило пароход у Новгорода. Я решила ехать поездом. Военные отпустили меня. Пока я шла на станцию, у меня трижды проверили документы. А там мне говорят: “Дочка, нет тебе никаких поездов, вон горелый поехал!”. Что делать? Купила билет на пароход. До самого Волхова над нашим пароходом летел истребитель. Но все обошлось. Потом я пересела в поезд. И там спала до самого Ленинграда. Так я приехала домой. Мне предстояло пережить вместе со всеми ленинградцами блокаду нашего города немцами.
Блокада
Голод начался 8 сентября 1941 года, сначала было терпимо, давали карточки. Но потом начался настоящий голод. Ели все, что находили. 3 августа 1942 года умерла мама. Я отвезла ее на кладбище, на братскую могилу. Брат работал на заводе, 4 апреля 1942 года умер и брат. А отец умер еще в Финскую войну. Остались вдвоем с сестрой. Но мы с ней пережили тяжелые голодные годы - с 1942 по 1943-й. Ели траву, лебеду, олифу, клей столярный... Тогда семьями умирали от голода. Солдаты приезжали, грузили трупы как дрова и увозили.
На крыши домов Ленинграда падали фугасные бомбы. У нас было поручение тушить “зажигалки”. Лазали по крышам, ловили “зажигалки” и тушили. Немцы не кидали 1-2, сразу по 40 штук сбрасывали, мы ловили, как могли, кто перчатками, кто щипцами...
|
Ангелина Васильевна Долгих (справа). 9 мая 2010 года у Вечного огня |
Казахстан
В конце 1943-го, в начале 1944-го всем предлагали работу на заводах. Нас забрали в Петропавловск, чтобы мы там работали. И вот на станции нам дали булку хлеба. Какая была радость! В дороге нас бомбили, но мы уцелели, доехали до Петропавловска. Прибыли на место назначения. Меня берут на местный завод, а сестренку нет. Она маленькая, слабая совсем... Тогда мы поехали в другое место - в колхоз “Алина”, станция Киялы. Там работали на местной швейной фабрике.
В апреле потеплело. Люди стали чистить дома. Работали днем и ночью на швейной фабрике, там постоянно было включено радио “Маяк”. Мы первые услышали по радио, что война закончилась. Ночью, когда мы мотали катушки, через “Маяк” передали эту радостную весть. Была радость, слезы от счастья...
Потом нам вручили медали “Блокада Ленинграда”. У меня также есть медали в честь всех юбилейных дат Великой Отечественной войны.
Война закончилась, я устроилась на работу в школу военно-ослепших №1 в Петропавловске. Проработала там 32 года, вышла на пенсию. Познакомилась с Анатолием Николаевичем, мы поженились. Родила троих детей. Мой муж умер в 1992 году, а в 1993-м умер сын. В Алма-Ату приехали в начале 50-х. А сестренка осталась в Петропавловске. Мы с ней часто видимся.
Каждый год 27 января блокадницы встречаются возле Вечного огня. Вспоминают о прошлом, о тех, кого уже нет с нами. Приходят к Вечному огню и 9 Мая, чтобы увидеть тех, кто отстоял мир в далекие сороковые годы, годы Великой Отечественной войны.
Записала Салтанат Кадыркул,
ученица 11 класса средней школы № 17 имени Трубицына, село Мерке Жамбылской области
Фото Гали Галкиной |