|
Галя Галкина
Документальный фильм “Не про собак”, который режиссер снимал почти 20 лет, будто вовсе и не фильм даже, а вырванное из жизни свидетельство, божий глас и глаз, уставленный в нас, людей. Голос Бога и Совести в нас, говорящий: “Как вы жестоки! Но как вы добры и милосердны!” Это все про нас, людей
“Казахстанский режиссер Владимир Тюлькин взял Гран-при IX Байкальского международного кинофестиваля “Человек и природа”, - сообщило информационное агенство “Интерфакс-Сибирь” (Иркутск, Россия) осенью прошлого года. - Жюри отметило, что разногласий в оценке этого фильма не было!” В конкурсной программе участвовала 21 лента, отобранная из 170 работ, представленных в оргкомитет фестиваля. Жюри возглавлял народный артист России, зав. кафедрой неигрового кино во ВГИКе профессор Виктор Лисакович. А растерянный Тюлькин уже дома, в Алматы, после вручения Гран-при, говорил о том, что для него осталось загадкой, каким образом отборщики фильмов для фестиваля в Иркутске узнали о его ленте, ведь он не посылал фильм на конкурс...Однажды он получил по почте письмо, в котором организаторы фестиваля сообщали, что им известно о существовании фильма “Не про собак”, и они просят казахстанского режиссера выслать этот фильм отборочной комиссии.
- Я очень долго делал этот фильм. С ним связано много странных, необъяснимых вещей. Работа над лентой длилась даже не годы, а десятилетия. Тема человеческой жестокости и добра будто взывала все эти годы... Но вот история получила свое завершение! Фильм снят. Люди увидели его. Это главное.
Была давняя история, случилась она лет 30 назад. В глубокие застойные годы, когда в городах большой державы еще не ведали о терактах, заказных убийствах, массовых расправах...
Тюлькин только переехал в Алма-Ату и устроился работать на “Казахфильм” осветителем. Его товарищ Сергей Копытин искал собаку для художественного фильма. Люди подсказали обратиться к собачникам. И в результате он попал в собачий крематорий, где уничтожают собак. Он был под впечатлением этого посещения и рассказал об увиденном Владимиру Тюлькину...
В Алма-Ате в те годы существовал собачий крематорий. Находился он в яблоневом саду, который в тот момент цвел. Сергей Копытин зашел в этот утопающий в цветении сад, увидел, как девочка играет со щенками. Щенков было много, возможно, 10. Вполне идиллическая картина. Сергей подошел к бригадиру собачников, познакомился с ним. Тот его предупредил, что сейчас будет особенное и страшное действо и, наверное, лучше не смотреть на происходящее: “А если все же вы увидите это, то можете потерять сознание”.
Сергей Копытин решил остаться и посмотреть. Но то, что произошло потом, было непередаваемо. В ужасе он наблюдал, как берут обломок трубы, глушат им собак в кузове машины, потом сбрасывают вниз, отрезают головы. Шкуры убитых собак сжигали, а мясо готовили на продажу. Сергей на самом деле чуть не лишился чувств. Потом передал Тюлькину, не мог носить в себе.
- Меня потряс рассказ моего друга, запал в душу. Я тогда не думал, что буду снимать фильм о бездомных собаках.
Спустя годы Владимир Тюлькин, в 1992 году, став режиссером, начал снимать свои первые документальные ленты. И так случилось, что один из фильмов был посвящен собакам. Владимир познакомился с собачниками, “вошел к ним в доверие”.
- Наблюдал воочию, как жестоко обходятся с бездомными собаками. Действо страшное, я хотел, чтобы подобного не было. А как сделать, чтобы этого не было? Показать! Потому что рассказы не передают ужаса происходящего. Все делается обыденно, быстро и крайне жестоко. И безысходность ситуации еще в том, что люди не понимают самой жестокости того, что они делают. Я снял фильм, он назывался, как и нынешний, “Не про собак”. Но фильм не получился, в нем не было найдено чего-то такого, какой-то грани... Грани допустимого - это нельзя показывать, и не всякий будет смотреть фильм, но это нужно показать... Как режиссер, я понимал, что люди должны увидеть это, чтобы была обратная реакция, чтобы в головах, душах зрителей что-то происходило, возникло отношение к явлению.
Владимир признал, что фильм не получился. К тому же собачники отказались сниматься. А без них замысел разваливался. Тогда режиссер снял игровой фильм, в котором собака сидит в клетке, ждет своей участи, а собачников играют актеры. Фильм назывался “Рэм”. Происходящее - воспоминания собаки о том, как она оказалась в клетке, какой была ее жизнь. Фильм получился полуигровой, полудокументальный...
И все же тема жестокости людей по отношению к братьям меньшим не давала покоя режиссеру. Он вернулся к своему фильму “Не про собак” через годы. Первая история была игровая, вторая - документальная. И в этом втором эпизоде режиссер решил противопоставить собачнику, у которого жестокость и убийство вошли в обыденную жизнь, женщине, хозяйке множества бездомных псов.
Нина Васильевна Перебеева, героиня новой версии фильма, любит собак, ухаживает за ними, собирает их повсюду, дает приют, кормит, общается с ними. Всего она приютила 80 собак.
Но и на этот раз, по мнению режиссера, фильм не удался. Да еще и продюсер телеканала, просмотрев рабочий материал, готовый вариант фильма, запретила Тюлькину завершать работу над ним и тем более показывать его зрителям. Слишком страшно, жестоко все выглядело на экране.
Владимир Тюлькин тем не менее завершил работу над фильмом на другой студии, у Мурата Нугманова. Но и эта работа не нравилась режиссеру, не было в ней некой ноты, которую он сам слышал, но не мог передать. Еще раз Тюлькин перемонтировал фильм, и опять неудача. Но тема не отпускала Владимира. Пепел убитых собак бил в сердце режиссера. К тому времени было уже снято четыре фильма.
- Наконец блеснула идея - все снятые фильмы перемонтировать и объединить в один. Но на этот момент умерла главная защитница собак - Нина Васильевна Перебеева. Она скоропостижно скончалась в марте 2007 года от рака.
Собаки в доме Перебеевой поселились более сорока лет назад. Многие помогали женщине деньгами, пропитанием, некоторые ветеринары бесплатно наблюдали за здоровьем собак. По соседству с Ниной Васильевной жила представительница общества защиты животных, она часто приходила, чтобы помочь. После смерти Перебеевой осталось восемьдесят собак. Общество защиты животных почти сразу разместило на форуме Pet.kz, Zoo.kz и на многих других форумах обращение: “Срочно нужна помощь приюту собак в связи со скоропостижной гибелью владельца! Помогите пристроить животных, иначе им грозит усыпление”. Люди отнеслись к проблеме с пониманием и сразу же откликнулись. Стали приходить.
Так в жизни, а не на экране случилось противостояние добра и зла. Одновременно с добровольными помощниками приехали собачники, чтобы забрать животных и уничтожить их. Но люди противостояли им, не отдавали питомцев Перебеевой. Они вскладчину собрали деньги и наняли охранников, чтобы они не пускали собачников в дом.
На добровольных началах была организована инициативная группа, преимущественно из молодых и успешных людей. О трагедии писали в газетах, по городу распространили листовки. Судьба остальных шестидесяти собак решилась иначе, но тоже вполне благополучно. Хозяйка другого частного собачьего приюта Лидия Михайловна Казанина к своим двадцати собакам с радостью приняла осиротевших животных. Других взяла соседка Нины Васильевны. Но часть животных осталась в старом доме покойной Нины Васильевны. Инициативная группа во главе с представительницей общества защиты животных Ириной собиралась каждую субботу. Добровольцы наводили порядок, привозили корм собакам и просто уделяли внимание четвероногим, лечили их. Соседка, взявшая на себя часть собак, тоже часто заглядывала в дом Нины Васильевны, наблюдала и ухаживала за питомцами.
Самые разные люди приняли деятельное участие в судьбе осиротевших собак, именно поэтому Владимир Тюлькин назвал свой фильм “Не про собак”.
- Многое не вошло в этот фильм, но в нем осталось главное - противостояние людей, творящих жестокость, убийство, и людей, добрых, полных участия к собакам.
Международный фестиваль документальных фильмов в защиту природы “Человек и природа”, на котором Владимир Тюлькин получил Гран-при, состоялся в старинном российском городе Иркутске. Даже то обстоятельство, что в диске, на котором записана лента “Не про собак”, было несовпадение звука и изображения, не помешало завоевать фильму высшую награду. Но и зрители, и члены жюри не заметили этого дефекта, так были захвачены происходящим...
В фильме “Не про собак” есть момент, когда главный герой, собачник, рассказывает свой сон. Ему приснилось, что все собаки, обреченные на гибель, предстали перед ним, взяли в кольцо человека, начали сдирать с него кожу. Владимир Тюлькин будто вновь испытал ужас, пережитый этим собачником:
- Видимо, Бог направлял этого человека, пытался показать ему всю жестокость, греховность его деятельности.
Владимир Тюлькин считает, что и его, режиссера, Бог не отпускал много лет и даже десятилетий, призывая завершить ленту, которая все это время не получалась. Но спустя годы картина состоялась. И повествует она о том, как зарождается зло в сердцах людей, как оно укореняется, стирает границы дозволенного... Как этому злу противостоят те, чьи сердца открыты только для добра. И это про нас, про людей.
Справка “НП”
Фильмы, снятые Владимиром Тюлькиным:
1987. “Буду защищаться сам” - док. фильм. Приз за лучший фильм на Всесоюзном фестивале документального кино, г. Волгодонск. Приз зрительских симпатий на Всесоюзном смотре работ молодых кинематографистов, г. Москва.
1995. “Опыт Креста” - док. фильм. Второй приз открытого фестиваля документальных фильмов “Россия”, г. Екатеринбург. Приз экуменического жюри и специальный приз независимого подросткового жюри на Международном фестивале неигрового кино в Лейпциге (ФРГ, 1995 г.). Гран-при фестиваля правозащитных фильмов “Сталкер”, г. Москва. Участие в Международном фестивале документального кино, Амстердам, Нидерланды. Серебряный приз Международного фестиваля документальных фильмов, г. Биарриц (Франция),
1995-2000 гг. Один из постановщиков казахстанского телесериала “Перекресток”. |