|
Галя Галкина
Его все время спрашивали знакомые, коллеги: “Почему ты стал футболистом, не воспользовался принадлежностью к такой семье, возможностями, связями, не поступил в Московский институт международных отношений?”.
Но именно отец, министр культуры, который в детстве голодал и не имел возможности укреплять свое здоровье, решил, что его дети будут закаленными, что сын будет крепок телом.
Такова уж благословляющая рука отца. Отвел сына на футбольное поле и подарил судьбу яркого футболиста, а потом и выдающегося спортивного комментатора.
Диасу Ильясовичу Омарову, известному казахстанскому футболисту и журналисту, 70 лет!
Знаменитые
родственники
Его отец Ильяс Омаров - крупный общественный государственный деятель, в годы войны - самый молодой нарком торговли, секретарь ЦК Компартии Казахстана, министр культуры.
Гука Омарова, дочь Диаса Ильясовича, хорошо известна в казахстанском кино. Живет в Голландии, Роттердаме. Сейчас больше работает в российском кино вместе с Сергеем Бодровым. Дебютировала в 14 лет в его фильме “Сладкий сок внутри травы”. Имя Гука - это ласкательное от Гульшад, так звал любимую дочь папа. Но именно это имя, Гука Омарова, стало известным в кинематографе, отечественном и российском.
Его двоюродный брат Мухамед-Халел Сулейманов - ученый, историк, литератор, его дети - известная пианистка Жанар Сулейманова, Ильяс Сулейманов - философ, историк, ювелир - двоюродные племянники Диаса Ильясовича. Племянник Диаса - Омаров Ильяс - пресс-секретарь МИДа.
- Я горжусь своими родственниками. Мои братья и сестры гораздо больше заслуживают внимания. Но, как говорил Пан спортсмен из “Кабачка 13 стульев”, было у отца три сына, двое умных, один футболист...
Известный казахстанский комментатор сравнивает себя с пустой консервной банкой... Привилегия поистине интеллигентного человека, тонкого, умного, значительного - иметь такую самоиронию.
Его все время спрашивали знакомые, коллеги: “Почему ты стал футболистом, не воспользовался принадлежностью к такой семье, возможностями, связями, не поступил в Московский институт международных отношений?”.
Но именно отец поощрял его увлечение футболом.
Родом из детства
В 1947 года Ильяс Омаров впервые взял своего сына-непоседу на футбол. Впечатления были ошеломляющими: узкими улочками отец и сын подошли к стадиону “Динамо”, и перед Диасом открылся, распахнулся простор - зеленое поле, высоченные тополя вокруг! Футболисты били по мячу, и он летел выше тополей! Семилетний мальчуган был ошеломлен. Играли тогда динамовские команды Алма-Аты и Риги. И после этого он уже сам стал бегать с мячом во дворе. Иногда отец выходил во двор, ставил Диаса в ворота, проверял его прыть и реакцию.
- В футболе мне нравилось все: и отражать удары, и самому забивать.
Однажды на стадионе “Медик” ребят с улицы собрал тренер Алексей Григорьевич Козелько. Разбил новобранцев на две команды и провел двухстороннюю игру. У соперников два гола забил Тимур Сегизбаев, в другой команде столько же - Диас Омаров. Получилась боевая ничья - 2:2. Вот так великолепный тренер Козелько записал в свою секцию будущих звезд “Кайрата”. Диасу тогда было лет 14-15. Потом он перешел к тренеру Григорию Петрову, так как ближе было добираться до стадиона “Динамо”.
Как игрок, подающий надежды, Диас Омаров попал на первые сборы в “Кайрат”.
“Кайрат” - чемпион!
После сборов в Чкаловске Ленинабадской области Диаса Омарова с молодежной командой повезли в первую поездку - Краснотурьинск, Свердловск, Молотов (нынешняя Пермь)... На следующий год, в 1959-м (Диас Ильясович подчеркивает: “В середине прошлого столетия!”), состоялась первая зарубежная поездка “Кайрата” - в Корейскую Народно-Демократическую Республику. В состав главной команды Казахстана были включены многие молодые игроки (комментарий от Диаса Ильясовича: “Чтобы мы представляли титульную нацию”) - Тимур Сегизбаев, Сайлаубек Есимбеков, Бек Бекбосынов, Диас Омаров... Он в ту пору был студентом первого курса филологического факультета отделения журналистики КазГУ. Еще через год “Кайрат” получает место в классе “А” всесоюзного чемпионата. С этого начинается новая история “Кайрата”. Омарова с Робертом Анторяном поставили на одну ставку в размере 1 600 рублей, спортсмены делили ее пополам. Солидная зарплата! Академики в советское время получали 500 рублей.
Диас еще некоторое время учился, совмещая занятия футболом со студенчеством, потом перешел на заочное отделение. Но высшего образования так и не получил, пришлось однажды сделать выбор.
Диас пришел к тренеру Глебову, чтобы отпроситься на месяц - в университете начиналась сессия. Николай Яковлевич был страшно разочарован: он полагал, что Омаров пробивался к нему на прием, чтобы поговорить о чем-то, связанном с футболом, чтобы явить ему какие-то амбиции, возможно, попроситься в основной состав... Ведь Диас был спортсменом, подающим большие надежды. Увидев справку из университета, тренер гневно вскричал: “Выбрось эту бумагу и никогда не подходи ко мне с этим!” Пропустить месяц игр и тренировок, а потом еще месяц возвращать спортивную форму тренер считал недопустимым.
- Но я считаю, что самостоятельно освоил журналистскую специальность, сэкономил государственные средства, а также не потрепал нервы преподавателям.
Диас Омаров успел поучиться с сокурсниками, имена которых много лет спустя составили славу казахстанской журналистики. Геннадий Толмачев, Валерий Буренков, Ким Утеулин... В этом ряду имя Диаса Омарова не померкло!
- Как футболист я не состоялся. Хотя забил три “исторических” гола, не считал себя “курортником”, не выезжал за счет активности команды. Думаю, что мне не хватало настоящего профессионализма. Тогда были иными идеология и воспитание. Слово “профессионал” было ругательным, звучало обвинительно - “западные профессионалы!”, которые были озабочены деньгами. У нас в то время считалось, что цель зарабатывать большие деньги безнравственна.
Настоящим профессионалом, по мнению Диаса Омарова, был Тимур Сегизбаев. Диас Ильясович называет своих товарищей по команде - Квочкина, Степанова, Каминского, братьев Ченцовых - легендарными спортсменами первого ряда, отказывая при этом себе хотя бы в частичке славы кайратовцев, а ведь в дубле был весьма результативным игроком. Диаса Омарова приглашали в Караганду, а один из братьев Ченцовых специально приезжал в Алма-Ату, чтобы сагитировать его перебраться в омскую команду.
|
1957 год. Диас Омаров третий справа |
Спортивный
журналист
В “Кайрате” Ильяс играл до 1966 года, и однажды в разгар сезона его буквально увел на радио Петр Аркадьевич Деражинский. Популярный в те годы спортивный комментатор предложил молодому спортсмену попробовать свои силы на радио.
- Еще игроком и одновременно студентом факультета журналистики я посылал письма с отчетами о наших матчах и телеграммы в алма-атинские газеты из всех кайратовских поездок. В “Казахстанской правде” мои репортажи получал Григорий Аксельрод. Он обрабатывал их соответствующим образом и публиковал. С припиской: “Наш специальный корреспондент Диас Омаров передает из...”. Часто писал отчеты в республиканскую газету “Спорт”. Случалось, играем в пятницу в Вильнюсе, вечером составляю отчет, отправляю авиапочтой письмо, а в понедельник утром спортивный журналист Булат Бисопанов уже ставит мой репортаж в завтрашний номер газеты. Меня это захватывало, к тому же я активно писал в стенгазету. Мое сотрудничество с прессой поощрял старший тренер “Кайрата” Николай Яковлевич Глебов. Он, кажется, даже гордился тем, что игрок Диас Омаров выступает как журналист в республиканской периодике.
И тут пробил час - Диас Омаров прямо с футбольного поля очутился в комментаторской кабине! По его выражению - “улетучился в эфир”...
Несколько десятилетий его мягкий, глуховатый и столь узнаваемый голос звучал в радиоэфире. Он изустно воссоздал историю казахстанского спорта - в его самый победный, триумфальный период.
|
1980 год. Олимпиада в Москве |
Диас - мыкты монополист
Его репортажи снискали одобрение мэтров - Федотова, Каминского, Каретникова. Очень скоро Диас почувствовал свою профессиональную спортивную компетентность. Ему не надо было погружаться в тему, он ею жил. Его профессиональными кумирами были спортивные комментаторы Лев Филатов, Николай Озеров, Котэ Махарадзе, с которыми он встречался и работал на олимпиадах.
Однажды на Московской Олимпиаде Сейдахмет Бердикулов - известный спортивный журналист, автор книг о спорте - обратился к Котэ Махарадзе с просьбой оценить Диаса Омарова как комментатора. И легендарный Котэ пожурил Сейдахмета за бесцеремонность: “Вместо того, чтобы спросить, как ваши дела, Константин Иванович, Батоно Котэ, как ваше здоровье, а ты меня спрашиваешь про какого-то Омарова!” Сейдахмет Бердикулов выполнил ритуал приветствия и услышал ответ мэтра: “Омаров - хороший монополист. Лучше него никто не знает хоккей на траве”. В ту пору Диас Ильясович на олимпийских играх освещал этот вид спорта. По-казахски это звучало очень хорошо “Диас - мыкты монополист”. Таким был заголовок в материале Сейдахмета Бердикулова. Но и здесь Диас Ильясович стремится снять “пафос”, принизить свои заслуги:
- Сейчас, наверное, это все не считается. Тогда ведь было своеобразным знаком качества, если твои репортажи звучали по центральному телевидению, если ты публикуешься в центральной прессе.
Материалы Диаса Омарова выходили в “Труде”, “Советском спорте”, “Социалистической индустрии”, на АПН.
- В моей молодости Алма-Ата была настоящим крупным спортивным центром. А вот “Кайрат” оставался слабым звеном. Самые сильные команды той поры по игровым видам спорта - “Буревестник” по волейболу, чемпион СССР, обладатель Кубка европейских чемпионов - сейчас это недостижимая мечта для нынешних волейболистов!.. Женская волейбольная команда - чемпион Союза, обладатель Кубка европейских чемпионов, мужская команда по хоккею на траве - восемнадцатикратный чемпион СССР и двукратный обладатель Кубка европейских чемпионов! Команда зимнего хоккея с мячом - чемпион СССР, обладатель Кубка европейских чемпионов! Водное поло - чемпионы СССР! В казахстанских баскетбольных командах, мужских и женских, играли олимпийские чемпионы и чемпионки! У нас проводились крупнейшие турниры - Спартакиада народов СССР по классической борьбе, исторический матч “СССР - Куба”, а кубинцы были сильнейшими по боксу, в Алма-Ату приезжали суперзвезды! Здесь проводился чемпионат СССР по шахматам среди мужчин и женщин. Рекордный бум на “Медео”, где каждый день устанавливался новый мировой рекорд...
В те годы я мог совершенно спокойно разбрасываться такими эпитетами, как “великолепный”, “феноменальный”, “фантастический результат” - причем, без всякой натяжки. Хотел бы, чтобы и сейчас молодые журналисты с легкостью употребляли подобные сравнения в связи со спортивными достижениями казахстанцев, но им приходится комментировать соревнования со сдержанным оптимизмом. Им приходится выражать надежду: “Хорошо бы попасть хотя бы в десятку лучших”.
Его работа на Олимпиаде в Москве - это особая история. К ней мы еще вернемся. Так же, как и к интереснейшим рассказам Диаса Омарова о его знаменитом папе, известных родственниках, путешествиях, друзьях, двух его семьях (он называет их “первым и вторым таймом”... А еще Диас Ильясович общался с классиком русской литературы Юрием Осиповичем Домбровским! Как не обратиться к этим воспоминаниям позже!
На ветеранских футбольных турнирах ему вручают призы как самому возрастному игроку.
- По спортивным понятиям в таком возрасте уже один на один со смертью выхожу. Всякий раз величают меня “старейшим”, даже неудобно как-то. Я предложил особую именную номинацию для себя - “Долгоиграющая плесень”!
Он называет себя “ветераном двух войн” - футбольной и журналистской... Такие две ипостаси у Диаса Омарова - отличного спортсмена, выдающегося спортивного комментатора, удивительно скромного человека, настойчиво отрицающего собственные заслуги.
В сентябре прошлого года в Алматы состоялся турнир на призы Диаса Омарова по мини-футболу среди журналистов.
“Мне польстило то обстоятельство, что, помимо турниров легендарных Тимура Сегизбаева, Сергея Квочкина, на которых я часто бывал, у нас родился и новый. Хотелось бы, чтобы он стал традиционным. Рад, что мне оказана такая честь”.
Из студентов -
в академики
Не имея высшего образования, Диас Омаров стал академиком Академии журналистики Казахстана. Когда он играл в футбол, ему не хватило всего одного матча, чтобы стать мастером спорта, но когда его команда стала бронзовым призером среди ветеранов, то каждому присвоили звание мастера международного класса...
Он перескакивал через промежуточные этапы и звания и сразу (ну, конечно, понадобились годы труда и совершенствования) становился мэтром.
Диас Ильясович не только спортивный комментатор, его комментарии о жизни и людях, странах, книгах полны тонких наблюдений, заинтересованного отношения, я бы даже сказала, любви. Хотя Диас Ильясович избегает высокопарности. Но как иначе назвать любовь, которая прячется за сдержанностью, неназойливостью, беспримерной самоиронией и скромностью (его называют самым скромным человеком из спортивных комментаторов)?
Он слышал себя на протяжении многих лет, когда вел репортажи из Львова, Кишинева, Москвы, других городов Союза: “Идешь по улице, а из каждого окна льется твой собственный голос...”
Он и сегодня занимается любимой профессией в агентстве “Хабар”. Специфику своей комментаторской работы называет “Слова на ветер”.
Диасу Омарову, его незвонкому, несильному, но такому выразительному голосу - 70 лет!
Он прячет внимательные теплые глаза под козырьком бейсболки и что-то декламирует глуховато в своей спортивной комментаторской манере:
- И бросить то слово на ветер, чтоб ветер унес его вдаль...
В свой день рождения 20 октября известный спортивный комментатор вышел на футбольное поле, чтобы по старой традиции на стадионе «Динамо» поиграть в футбол вместе со своими друзьями, такими же ветеранами спорта. Как он сам прокомментировал свою игру : "Забил 4 гола на 8-й десятке без всяких поддавков! Вышел в плей-офф!" |