|
Галя Галкина
Группа казахстанских документалистов находится в экспедиции в Кыргызстане, снимает сюжеты для цикла документальных фильмов “Мы” в жанре “реалити” о ситуации в стране. Инициировали сериал Центр содействия защите и поддержке кыргызстанцев в Москве и социальный портал
www.grazhdane.kg
со слоганом “Давайте посоветуемся” под патронажем президента Центра содействия защите и поддержке кыргызстанцев Темирбека Асанбекова, а также лидера политической партии “Мекен Ынтымагы”. Главный идеолог и продюсер сериала - Бахыт Килибаев. О съемках рассказывает Эрик Ибраев, продюсер мобильной продакшн-группы проекта
- Участники проекта - операторы, водители, все мы - это главные герои фильма. Ездим по региону, ведем съемки, общаемся с местными жителями, расспрашиваем о нынешней ситуации в стране, о настроениях людей, планах. Занимаемся также тем, что анализируем программы местного телевидения (на бытовом уровне), рекламные ролики, выступления представителей различных партий. Планируем снимать около трех месяцев.
- Каковы цели и задачи съемочной группы, каков регион съемок? Кто именно попадает в кадр?
- Мы бы хотели объективно и максимально точно показать ситуацию в Кыргызстане. Снимаем в разных местах страны, стараемся охватить все регионы - большие и маленькие города, села... Не так давно съемочная группа вернулась из Баткенской области. Прежде всего интересны, конечно же, люди, местные жители. Но мы бы не хотели превратить фильм в сплошной опрос, поэтому разбавляем беседы с людьми юмором, аналитикой, познавательным видео, повествующим о природе, красоте Кыргызстана.
- Что, по Вашим наблюдениям, сегодня происходит в Кыргызстане? Каково настроение людей, наблюдения съемочной группы?
- Сегодня ситуация неприятная, неспокойная и даже где-то комичная... Народ политизирован. Люди еще не отошли от минувших драматичных событий. Складывается впечатление, что политики и население живут в разных республиках. Судя по нашим опросам, у граждан нет доверия к политикам. Все ждут новых людей, каких-то новых идей и решений... Заметны усталость и безразличие у многих. Но вместе с тем в людях просыпается чувство патриотизма. Жители Кыргызстана считают, что нет политического деятеля, который бы себя не запятнал прошлыми темными делишками, связями с предыдущими президентами. Самое интересное - люди абсолютно не агрессивны, а наоборот - приветливы, гостеприимны, открыты... Мы побывали во многих уголках страны и не встретили ни одного человека, который бы косо на нас посмотрел. Хотя, когда мы отправлялись в экспедицию, у нас были определенные опасения.
- Какие вопросы Вы задавали героям сериала?
- Мы снимали простых людей, именно они нам были больше всего интересны, ведь политиков можно было наблюдать по телевизору, почитать о них и их выступлениях в газете. Вопросы были очень простыми: “Чего вы ждете от будущего?”, “Чего вы не хотите видеть в своей стране?”. Люди хотят мира и покоя.
- Что самое интересное происходило в кадре Вашего сериала? Были уже сняты лучшие эпизоды?
- Самое интересное и потрясающее - это природа Кыргызстана. Горы, долины, воздух.
- В каком режиме работает съемочная группа?
- На самом деле работа очень напряженная. Мы спим по два-три часа в сутки, да и то - в машине, по дороге в другой город или область.
- Когда и где казахстанский зритель получит возможность посмотреть фильм?
- Продюсеры проекта хотят показать этот фильм на крупных зарубежных каналах, таких как “Дискавери”, “Нейшинал джиографик”...
- Эрик, наша газета писала о вашем дебютном фильме “Письма издалека”, где Вы выступили в роли сценариста и сопродюсера. Вы также участвовали в большом телепроекте “Лики Евразии”. Пригодился ли Вам опыт предыдущей работы в новом проекте?
- Опыт прежней работы мне частично пригодился. Навыки продюсерской работы - в организации всего съемочного процесса. А вот с режиссурой возникли трудности. Объясню почему. Я всю жизнь занимался тем, что смотрел, как ставятся кинокартины, анализировал действия продюсеров, режиссеров-постановщиков, операторов и в целом всей съемочной группы. А вот с документальным кино вначале у меня не заладилось... Я привык к постановочной работе, но ведь в документальном кино все иначе. Все слишком реальное! Я мог только ставить ракурсы для операторов. Может быть, я максималист, но считаю, что фантазия, которой может обладать талантливый человек, гораздо прекраснее настоящей, реальной жизни, которая нас окружает. Возможно, со мной не согласятся документалисты. Но я на самом деле мечтаю снимать художественное кино. И все же в процессе съемок в Кыргызстане я сориентировался, и все пошло, как по маслу!
- Эрик, Вы ведь сами жили в Кыргызстане, поэтому, наверное, неслучайно, что именно Вы снимаете этот фильм?
- Конечно, мне совсем небезразлично то, что происходит в этой стране. В детстве я жил в провинциальном городке Токмаке в Кыргызстане. Очень хорошо помню эпоху перемен. Интеллигенция пошла на базар торговать и выживать, учителя, врачи, ученые стали заниматься вещами, несвойственными им. Вместо того чтобы учить детей, они думали о том, как выжить. Я застал это время, был октябренком, пионером. Люди уезжали за лучшей жизнью, в нашем многоквартирном доме оставалось две-три семьи. И моя мама на базаре торговала. Всюду были обман, депрессия. Люди начинали спиваться. Вожди пообещали им лучшую жизнь, и на протяжении 70 лет люди в это свято верили. И когда разом рухнул строй, все растерялись. С утра перед школой я занимал очередь, чтобы купить хлеба, а в обед после учебы приходил, забирал свои четыре буханки - как раз моя очередь подходила. Очень сложно было. Но граждане страны поняли, что надо доверять прежде всего самим себе, задумываться о будущем. Мне кажется, что и сегодня люди почувствовали, что народу Кыргызстана надо срочно объединяться! Поняли, что бесполезно смотреть в рот политикам и ждать от них решений.
Справка “НП”
Эрик Ибраев - продюсер мобильной продакшн-группы, режиссер. Участвовал в документальном телепроекте “Лики Евразии” в качестве дизайнера, автор сценария, сопродюсер фильма “Письма издалека” (режиссер Бактияр Сейтказиев). Несколько лет занимался рекламой, писал сценарии для рекламных роликов, джинглов... “Письма издалека” - первый большой сценарный опыт. Мечтал состояться в жизни как музыкант. И сегодня продолжает писать песни |