|
Галина Галкина
У него есть аквариум с пресной водой и рыбками, который он держит для сына. Но принцип его таков - самому идти к природе, а не пытаться выловить кусочек природы и принести к себе домой. Он почти не употребляет в пищу рыбу, которую раньше ел с большим аппетитом, и уж, конечно, не смотрит на исчезающие виды океанических животных, которые мы называем “морепродуктами” как на блюдо... Ведь обитатели океана уже много лет являются его партнерами в кино. А сам океан для него - собственный секретный сад, где ему хорошо, комфортно, где он не вовлечен в стрессовую гонку людской жизни...
Рене Эзе - оператор фильма “Океаны”, снятого прославленным режиссерским тандемом Жаком Перреном - Жаком Клюзо. “Океаны” завершили трилогию поражающих воображение зрителей натурных эко-блокбастеров - нового и столь востребованного сегодня жанра, который они же и изобрели, стартовав в середине 90-х, “Микрокосмос”. “Океаны” нельзя назвать документальным фильмом, режиссеры старались уйти от приемов документалистики, именно этого требовали и от команды операторов, запретив снимать “Океаны” как документальное кино.
Рене Эзе прекрасно понимал, что в документальном кино есть некое противопоставление человека и обитателей океана. Операторы “Океанов” снимали фильм так, будто сами были его жителями.
- Мы старались снимать сцены жизни животных океана так, чтобы нас принимали за своих. Среди дельфинов мы были дельфинами, среди китов - китами... Это было необходимо, чтобы животное привыкло к нам, приняло нас и стало вести свой естественный образ жизни... И мы увидели, как оно питается, как размножается, с какой скоростью движется, защищается, проводит свободное время... Кроме того, наша камера должна была быть подвижной. На то, чтобы животное привыкло к нам, иногда уходили не только дни, но и месяцы. Мы не диктовали своих условий животным, образно говоря, “не выкручивали им руки”, стремились к тому, чтобы животное добровольно повернулось к нам, раскрыло свои секреты, показало свой внутренний шарм... А это возможно, когда животное делает что-то совершенно непринужденно, по своей воле... Поэтому нам удалось увидеть глаза обитателей океана, перехватить взгляд голубого кита, дельфина, акулы... И когда животное вот так смотрит на вас, то вы видите осознанность, осмысленность этого взгляда.
- Действительно, возникает ощущение, что фильм снят самими обитателями океана - настолько естественны животные перед объективом.
- Фильм несет также научную нагрузку, мы сделали очень полезные вещи для науки. Когда снимали тунцов или дельфинов, то должны были двигаться с той скоростью, с какой плыли они. И таким образом ученые на основе съемок могли сделать выводы об аэродинамических особенностях строения животных.
Но основное в нашем фильме - донести натуральное, естественное состояние животных, их разнообразные эмоции и вызвать ответные эмоции и соучастие зрителей. Американский оператор Дэвид Дрече снимал кадры о голубом ките, и ему пришлось потратить около шести недель, чтобы отснять только один эпизод. Сравните это со съемками художественного фильма с участием людей - можно остановить съемки, объяснить задачу актерам, участникам фильма, еще раз обсудить эпизод и переснять его. Но с животными идет только натуральный процесс, они не играют, а живут в кадре.
- Случались ли во время съемок фильма какие-то конфликты операторов с животными? В фильме можно видеть, как гигантская акула мирно плывет по своим делам, не обращая внимания на человека с камерой и аквалангом.
- Никогда не возникало никаких конфликтов. Именно этого мы и добивались, ведь концепция фильма - адаптация.
Статистику, которую называет Рене Эзе, знают наизусть все в съемочной группе. Самих участников съемок поражает масштаб проделанной ими работы. Более 400 человек - пять подводных команд, шесть команд на суше - более четырех лет работали более чем в 50 местах Мирового океана, снимая его обитателей. За время съемок было отснято 380 часов материала, более 200 видов животных попало в кадр. Было произведено более 3700 погружений на глубины океана со специальной аппаратурой. И все это для того, чтобы сделать фильм продолжительностью в один час сорок минут, а в кадре “Океанов” осталось лишь 80 видов животных.
- Планируете ли Вы использовать отснятый материал, не востребованный в этом фильме?
- Оба режиссера, Жак Перрен и Жак Клюзо, не смогли сюда приехать, потому что в настоящее время они снимают документальные фильмы по оставшемуся материалу. Это будут четыре документальных фильма по 52 минуты.
- Казалось бы, океан беспредельно велик, но в Вашем послании в этом фильме сказано, что он беззащитен. Но как можно защитить этот гигантский океан усилиями людей, которые не сплочены так, как слиты воедино рыбки в стае в Вашем фильме?
- Конечно, люди не так сплочены, как рыбки... Океан покрывает практически 75 процентов земной поверхности, и океанические животные ведут тот образ жизни, который им предназначен природой, они находятся в своей естественной среде. В океане они у себя дома. Собственно говоря, задача людей состоит в том, чтобы не нарушать, а соблюдать и уважать природный цикл восстановления. Если раньше - около десяти лет назад - люди занимались рыбной ловлей, добычей океанических существ совершенно безгранично, так как они считали нужным, то на данный момент разработаны квоты и эти квоты нельзя превышать. Иначе природа океана не успевает воспроизводиться и происходит исчерпывание ресурсов.
- Необходимо также защитить океан от загрязняющих веществ, которые свободно сливают люди в разных участках береговой линии Мирового океана.
- Нельзя думать, что океан - это замечательная большая помойка. Когда мы выбрасываем мусор - повседневно, буднично, то видим его в этих пакетах... Но если мы бросаем его в воды океана, то этого будто и не видно: мусор как будто куда-то уносится сам собой... А на самом деле это не так! Любые упаковки, особенно из пластика, крайне медленно перерабатываются средой, они канцерогенны, и это наносит огромный вред океану. Приведу пример: морские черепахи питаются медузами, и если в воде оказываются пластиковые пакеты, то они путают их с медузами, пытаются поедать пластик и потом погибают. Еще один фактор загрязнения Мирового океана - добыча нефти в его водах. Слишком часто происходит так, что суда, транспортирующие нефть, оказываются не на должном уровне - случаются разливы нефти. Такой катастрофичный разлив нефти произошел недавно в Мексиканском заливе.
- Что побудило Вас взять камеру в руки?
- В подобную профессию не попадаешь случайно. Я пришел в кино из любви к профессии. Очень любил море. Более 22 лет занимаюсь морскими съемками. В 90-е годы я начал заниматься вопросами окружающей среды. Уже в то время было много разговоров о том, что Средиземное море гибнет. Некоторые люди публично заявляли, что море практически погибло. А я, ныряя на глубины, видел, что море живет! И мне не оставалось ничего иного, как только взять камеру в руки и доказать людям, что я не голословен, что море живо и что нельзя концентрироваться только на негативной стороне вопроса. Потом я много работал для журналов, отражающих морскую тематику, для телевидения. И уже позже пришел в кино. Если раньше люди были склонны сгущать краски, то теперь они показывают и позитивную сторону. Нужно помнить о своей ответственности, не превышать квоты! Тем не менее, океан жив. И то обстоятельство, что я могу показать это, для меня настоящая победа.
- Как Ваша семья относится к путешествиям, к тому, что большую часть времени Вы проводите в экспедициях?
- Мало времени удается проводить с семьей. Это обратная сторона медали. Но с современными средствами связи задача упрощается. Есть телефоны, Интернет...
Я разведен. У меня есть дочь, ей 22 года, а также сын, ему 8 лет, и с пяти лет он занимается подводным плаванием.
- Рене, каких режиссеров, актеров французского кино Вы любите и цените?
- Я обожаю прежде всего Жака Перрена, он главный режиссер фильма “Океаны”. Кроме того, люблю режиссеров Люка Бессона, Жака Одьяра... Вообще ценю фильмы, которые раскрывают темы жизни людей и окружающей среды. Но также я люблю зрелищное кино, с удовольствием смотрю такие фильмы, как “Титаник”, “Аватар”...
Любимые актеры - Софи Марсо, Жан Рено.
- Чему научил океан Вас как представителя популяции людей?
- Без океана не было бы жизни. Это мой секретный сад. Думаю, что океан - неисчерпаемый источник познания. Мы постоянно черпаем из этого источника - Мирового океана. Он - наш душевный настрой, он - наши открытия, связанные с жизнью животных в океане, океан - это широкое применение новых технологий.
Вы помните мальчика в фильме, который задает вопрос: “Океан - это что?”. Вот, собственно, ключевой вопрос ко всей картине. Человек изучает космос, знает, как попасть на Луну. Но он имеет весьма смутные представления о том, что же происходит на 75 процентах площади Земли, в океане. Мы хотели показать, что такое океан, какая жизнь проходит на его глубинах... Океан жив!
Справка “НП”
Рене Эзе родился в Лионе в 1959 году, но ему посчастливилось расти в Марселе. Здесь он осуществил мечту своего детства: познать тайны морских глубин. После учебы в морской пожарной службе и получения диплома водолаза II-го класса Рене создает собственную компанию по организации и проведению подводных съемок - LABEL BLEU PRODUCTION. На сегодняшний день опыт Рене Эзе - это более 2000 съемок во всех морях и океанах мира на глубине более 100 метров. Видеоархив оператора - 1700 часов. Рене - подводный глаз множества режиссеров, но параллельно продолжает работать над собственными проектами. Его деятельность включает также рекламу, документалистику, репортаж, игровые фильмы и прямые трансляции.
Впервые приехал в Казахстан, чтобы принять участие в фестивале “Французское кино сегодня” |