ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Наша Целина Люди

Галя Галкина, Еркежан Бекова
У этих женщин похожие судьбы. Детство и юность выпали на тяжелые военные и послевоенные годы. Вместе учились в одном вузе, получили профессию врача. Обе трудились на целине, когда не хватало врачей, не было условий для работы. Акылды Болабатыровна Хасенова и Шамшия Хамзеновна Нурканова подружились в студенчестве. Их дружба длится уже 62 года! Они даже внешне похожи - как сестры. Вместе в радостях и горестях. Участницы I съезда женщин Казахстана. 65-летие Победы отмечали вместе - надели все свои медали и пришли 9 Мая к Вечному огню, чтобы почтить память погибших воинов

Девушки учились на одном факультете, но в разных группах. Шамшия и Акылды сразу сдружились. До сих пор общаются женщины со студентами военной поры. Устраивали встречи - 25 лет окончания вуза, 30, 50... И всякий раз радуются, веселятся и танцуют, как будто и не было этих 20-50 лет...

Шамшия Хамзеновна Нурканова:
- Конечно, в годы войны было очень тяжело. Я училась в русской школе, у нас в селе было только 4 класса, а в 5-6-7-м надо было ездить в другое село - шесть километров туда и столько же обратно. Ученицей четвертого класса я уже работала в поле: собирала картошку, свеклу. Особенно трудно приходилось зимой: руки замерзали даже в перчатках и было почти невозможно собирать овощи. С детства мечтала стать врачом. Лечила дома кошек, собак, обвязывала кукол марлей... Мама тоже хотела, чтобы я стала врачом. И мне удалось осуществить свою мечту. После 10 класса в 1948 году я поступила в институт.
Учились мы на вечернем отделении. Общежитие тогда находилось на улице Шевченко, но мест не хватало. В моей группе было больше 90 человек, и нас на 1-м курсе расположили в подвале, в спортивном зале. Нам приходилось спать вдвоем на одной кровати, табуретка служила вместо тумбочки. Я тогда делила кровать со своей однокурсницей - была маленькой, худенькой, и мы нормально умещались. Спали на железных солдатских кроватях, они были очень жесткие и неудобные. Вот представьте: в спортивном зале находятся 90 человек! И каждый чем-то занимается - один поет, другой плачет, остальные зубрят лекции и бубнят вслух... Как ни странно, мы все вместе отлично уживались. Мыли полы по двое и, если начинали уборку в 12 часов ночи, то заканчивали только к 4-5 утра.
Наш курс был самым бедным, с нами учились студентки, которые пришли после армии, девушки-фронтовички. У меня из обуви были только сапоги и туфли, которые я ни разу не надела - берегла. Купила себе брезентовые тапочки и ходила в них. Стипендия, конечно, была, но ее еле хватало на жизнь. Бывало так, что нам взаймы давали хлеб, муку и даже одежду.
Акылды повезло немного больше: она жила в небольшой комнате вместе с 20 девушками. Но спали тоже по двое на десяти кроватях. Так было до конца учебы. В 1954 году после окончания института девушек отправили на целину. Обе оказались в родных местах. Шамшия - в Кокшетауской области, недалеко от родителей и родственников. Акылды попала в родной поселок в Кустанайскую область.
На целину отправляли рабочих со всего Союза. Молодые врачи лечили их, старались создать хорошие условия. Врачей не хватало, поэтому работать приходилось очень много.

alt
Акылды Болабатыровна Хасенова:

- 10-й класс я закончила в Алматы, меня тогда к себе забрала сестра. Она всегда мне помогала материально, поддерживала, и я ей благодарна. Мне было всего 13 лет, когда началась война. Я работала почтальоном - разносила письма-треугольники от солдат. Тогда всех школьников отправляли на сельхозработы, и я была среди них. Мы собирали колоски, копали картошку.
В 1948 году поступила в Казахский государственный институт на медицинский факультет, там и познакомилась с Шамшией.
Попали на целину по распределению, работали неустанно. Врачи постоянно были нужны. Даже если ты идешь куда, - прогуляться или в кино - то предупреждаешь своих родственников, чтобы тебя могли легко найти, если что-то вдруг случится. А село-то небольшое, все друг друга знают. Ночами тоже вызывали, случалось ездить в другие села...
Я еще на полставки работала врачом-педиатром, потом - во ВТЭКовской комиссии, определяли инвалидность. Опыта у меня было мало, но мне многие помогали.
Бывало так, что нужно ехать в другой поселок, в 10-15 километрах, а машин не было, везли нас на телегах. Или мы ловили на дорогах машины, перевозившие хлеб... Нас подвозили до определенного места, а дальше шли пешком. Дежурили ночами, работали с утра до поздней ночи. И денег мы за это не брали, но и от работы не отказывались, так как невозможно было отказаться.

Шамшия Хамзеновна Нурканова:
- Меня назначили главным терапевтом. Хирург у нас была женщина-фронтовичка, очень строгая, заставляла нас делать все. Говорила: “Я не буду за вас ничего делать!” Некоторые операции я сама проводила, например, вырезала аппендицит. Помню, как поехала на осмотр в соседнее село и там принимала роды. Рожала женщина в возрасте, но все прошло хорошо, ребеночек родился здоровым. Не успела вернуться в больницу, меня тут же направили в другой поселок, а там молодая женщина, у нее первые роды. Схватки очень долгие были. Ее за руки подвесили с помощью аркына, толстой веревки, у казахов так принято, чтобы рожать легче было. Я приехала, а роды все не начинались... Я волновалась, начала “тужиться” вместе с ней. И, к нашей радости, ребенок вышел. Приехала фельдшер, а я от переизбытка эмоций расплакалась.
В 1955 году я вышла замуж. С мужем познакомились в поезде - разговорились, потом переписывались... Так и поженились. Затем переехали в Караганду. Там я устроилась в шахтерскую поликлинику, муж мой шахтером работал, окончил горный институт.
Врач С.И. Ласточкин, который со мной работал, вернулся из заключения, из Карлага, где отбывал срок как враг народа. Он многому меня научил, никогда не ругал, помогал. Потом я работала начальником медпункта в одной из крупных шахт - 47-й. Часто спускалась в шахту, осматривала рабочие места. Занималась общественными работами, была членом пленума райкома, потом - обкома партии. Вместе с Акылды мы стали участницами I съезда женщин Казахстана. В 1964 году 21 июня я была награждена грамотой Верховного Совета КазССР. Вообще от грамот я отказывалась, потому что отец мне говорил: “Зачем тебе эти бумажки, книжки? Ты работала, ты знаешь, сколько сделала”.
Потом мужа перевели в Алма-Ату, здесь я уже работала в 4-м Главном управлении ревматологом, тут мне тоже вручили много почетных грамот, в том числе в 1973 году грамоту “Отличник здравоохранения”. А в этом году получила медаль “Труженик тыла”...
В начале 1990-го я ушла на пенсию. У меня есть дочка Гульнара, она врач-окулист, две внучки - Камилла и Джамиля.

Акылды Болабатыровна Хасенова:
- Мы с Шамшией дружим с 1948 года, но когда она уехала в Караганду, то связь прервалась на несколько лет. В 1970-м она переехала в Алма-Ату, и мы снова начали общаться, дружить. В послевоенные годы я с сестрой Зубрет и ее мужем уехала на Украину, во Львов. Мужа сестры демобилизовали. Но и там тревожно жилось. На Украине было много бендеровцев, которые убивали советских офицеров, членов партии, и, когда мы откуда-нибудь возвращались, муж сестры и еще один офицер, который с нами был, держали в каждой руке по револьверу, так как опасно было ходить по вечерам.
В 1960 году я вернулась в Алма-Ату, сначала работала в 2-й поликлинике, потом - в клинической ординатуре, а с 1966-го по 1985 год работала заместителем главного врача в 3-й городской поликлинике. И в 1978 году мне была присвоена квалификация терапевта I категории.
В 1955-м я вышла замуж за Лайыка Хасенова. Муж у меня был очень умным человеком, закончил Ленинградский вуз, учился в аспирантуре в МГУ, работал в НИИ Госкомтруда СССР. Был старшим научным сотрудником в институте АН КазССР. Получил множество наград. В 2007 году он ушел из жизни, мы прожили вместе 52 года! У нас есть дочь Гульнара. Она врач. У меня есть внуки Азамат и Ануар. Был сын Даулет. Он умер. Тяжело хоронить детей. Дочь Алуа - доктор медицинских наук, профессор КазНМУ имени Асфендиярова, у нее две дочки. Мои внучки - Алуа и Алима. У меня есть награды “За освоение целинных земель”, юбилейные победные медали, медаль “Ветеран труда”.
Мы ни о чем не жалеем в своей жизни. Мы рады, что прошли через все беды и до сих пор дружим. У нас были самые чудесные, самые дружные студенческие годы, и во время освоения целины нам передался бесценный опыт врачебной практики.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение