|
Галя Галкина
У фотографии две даты рождения: первая, когда 7 января 1839 года Луи Жак Дагерр изобрел способ фиксации изображения, полученного при помощи света, посредством камеры-обскуры. А еще через полгода, 19 августа 1839 года, было опубликовано, как именно это делается. Половина человечества отмечает именно летом день рождения фотографии. А алматинский фотоклуб “МЕДЕО” 7 января открывал Неделю фотоискусства, проводил конкурс “Золотой объектив”, а 19 августа открывал персональную выставку кого-то из членов клуба.
Прошлый, 2009 год стал настоящим праздничным марафоном для фотографов мира, ведь отмечалось 170-летие фотографии
Президент алматинского фотоклуба “МЕДЕО” Валерий Коренчук родился, когда фотографии было сто лет. Он вполне мог бы разминуться с этим видом деятельности, но, будто попав однажды в объектив судьбы, он был ведом ею: “Холодно, теплее, еще теплее! Горячо!” Студент Ленинградской “Корабелки”, будущий инженер по проектированию торпедного оружия и вооружения, он вдруг понял, что фотография - это именно то, чем он и хочет заниматься. Так и случилось - более 50 лет Валерий Дмитриевич смотрит на мир глазами фотоохотника.
Как многие мальчишки послевоенной поры, Валерий тянулся к технике, был технарем. Но родители мечтали приобщить сына к музыке, привели его в Дом пионеров в класс игры на фортепиано. Через неделю мальчишка сбежал в кружок “Умелые руки”. А ведь рядом был фотокружок, но Валера так и не услышал в тот момент зов судьбы. Когда учился в восьмом классе, уже появилась возможность подержать в руках фотокамеру. Сверстнику-соседу отчим подарил “Киев-4”. В 1954 году он стоил немалых денег. Ребята в сарае соорудили фотолабораторию, заклеили все щели и погрузились в таинство фотодела. Но и теперь сердце подростка не екнуло.
В 1958 году Валерий Коренчук поступил в Ленинградский кораблестроительный институт, и через несколько недель, находясь в гостях у своего земляка Левы Буданцева (он был тогда аспирантом Ленинградского университета, занимался палеоботаникой), Валерий Коренчук от нечего делать листал фотожурнал из Чехословакии. На его страницах увидел фотографии. Но что за фото это были! Не привычные карточки из семейного альбома, а нечто совершенно невероятное - мгновения жизни, запечатленные на фотобумаге.
Оказалось, что Лев Буданцев уже пять лет выписывает все фотожурналы, которые стали приходить в страну после смерти Сталина.
- Я листал журнал и удивлялся тому, что мне открылось. В голове засела мысль: “Фотография-то отличная штука! Надо с первой же стипендии купить фотоаппарат”.
Но с первой стипендии Валерию не удалось купить аппарат, так как цены на него были значительные, а стипендия небольшая. Он полгода копил нужную сумму и за это время успел прочесть всю литературу о фотографии в двух библиотеках - районной, которая была рядом с общежитием, и в институтской...
- Казалось бы - Кораблестроительный институт... Но кто-то сформировал столь богатую, содержательную библиотеку, что таких книги о фотографии и кино, которые там были, я больше нигде не находил, даже во вгиковской библиотеке (ВГИК - Всесоюзный государственный институт кинематографии).
Наступил день, когда Валерий Коренчук приобрел свою первую фотокамеру - “Зоркий 2С” - и зарядил в нее пленку. К этому моменту он был весьма подкован теоретически. Оставалось на практике применить знания, которые буквально распирали студента.
- В конце апреля 1959 года - на майские праздники - мы отправились на шлюпках в Петергоф. Я взял с собою фотоаппарат и сделал кадр, который через 10 лет был удостоен диплома на конкурсе. Мы возвращались с экскурсии по Петергофу, вдруг вижу: в уключину моей шлюпки кто-то вставил веточку вербы. Выглядело это очень красиво: лирообразная уключина, веточка, почки, борт лодки, за бортом размывы воды... Осталось только скадрировать будущее изображение и нажать кнопку. Так и возник этот первый снимок-дипломант конкурса.
В 1965-м Валерий - молодой специалист, инженер-конструктор завода имени Кирова - флагмана торпедостроения Советского Союза. Его, пытливого фотографа, друзья привели в фотоклуб “Медео”. Виталий Федорович Бильков увидел работы Коренчука и начал посылать их на конкурсы. Вот и первая ласточка - диплом получила та самая петергофская фотография с веткой вербы...
Первый конкурс, первый диплом, первая персональная выставка... Потом их будет множество. Был когда-то и первый ученик, вернее ученица - дочь Ольга. Сегодня Валерий Дмитриевич - президент фотоклуба “Медео”, академик Петровской Академии наук и искусств, почетный член ряда международных фотографических союзов и федераций, лауреат Гран-при “Золотой глаз - 1977” - преподает курс фотокомпозиции и основ драматургии экранных искусств в Академии кино и телевидения. Его фотографии демонстрировались на 662 международных выставках, находятся в музеях фотографии Франции, Испании, Индии, Пакистана, Швейцарии, в частных и общественных коллекциях в 17 странах мира.
|
Бибигуль Тулегенова. 7 мая 1969 года.
В гостях у “Общества семи муз”, КазГУ.
Фото получило приз в 1976 году,
снимок взят в Музей фотоискусства Франции |
Первый фотоаппарат Валерия Коренчука, “Зоркий 2С”, ветеран коллекции и сейчас стоит дома на полке в комнате дочери Ольги, которая сегодня тоже известный фотограф.
Все фотоаппараты, которыми работал Валерий Дмитриевич, целы, они составляют личный музей семьи Коренчука.
- Фотоаппараты живы, здоровы, это мои друзья. Несмотря на всякие уговоры, я их не продам и не выброшу. Не все из них в рабочем состоянии, некоторые рассыпались до предела. Два десятка пленочных фотоаппаратов сохранились, на них можно работать. Разные форматы, под разные пленки - узкие, широкие... Панорамная камера... Есть “Любитель”, “Любитель-2”, “Комсомолец” для коллекции, стереокомплект из двух “Любителей”... Широкие фотоаппараты стоили 2-3 зарплаты... Их можно было использовать для профессиональной работы в газетах и журналах. А сейчас их заменяет обычная цифровая камера, на которой можно делать что угодно...
Последний пленочный фотоаппарат Валерия Дмитриевича - “Cannon AE 1 Program”.
- Месяца два назад протер от пыли, нажал на спусковую кнопку и услышал столь сладкий для уха звук “ччччик”...
Сейчас его удивляет, что в любой момент - в самых походных условиях - пленочную камеру можно было тут же починить: разобрать иглой, ножом, привести в рабочее состояние и сделать кадр. А сейчас если цифровая камера ломается, то ею не воспользуешься, зато у кого-нибудь обязательно окажется своя “цифра”. Ведь фотоаппарат сегодня не роскошь, а средство сохранения моментов жизни, убегающих во времени.
Вообще, в семье Коренчуков, если один аппарат находится в ремонте, то еще три в запасе и в полной боеготовности. Можно брать и фиксировать окружающую действительность.
|
“После премьеры”. Алексей Шемес в “Опере нищих”, 1998 год |
- Валерий Дмитриевич, что Вы вкладываете в понятие “профессиональная фотокамера”?
- Это показатель прочности фотоаппарата и то количество кадров, которое можно сделать. Потому что программы почти на всех камерах одинаковы. А вообще профессиональность определяется тем, в чьих руках находится аппарат. Профессиональную камеру сегодня позиционируют как устройство, стоимостью на 2 тысячи долларов дороже, чем такая же непрофессиональная камера - с теми же габаритами, программами, тем же меню, но рассчитанная на 30 тысяч гарантированных срабатываний затвора. А у профессиональной камеры таких срабатываний 210 тысяч... В этом и заключается разница, а также в прочности корпуса: в первом случае он пластиковый, а у профессиональной - магниевый сплав. Такой камерой в случае чего можно и отбиваться...
Современная техника во всеоружии технологий как бы наделяет фотографа профессионализмом. Бери камеру, снимай, и все будет отлично, отправляй фото на конкурс!
- Цифровая камера - мощный скачок в технологии. Поэтому я воюю с нашими преподавателями, которые по вгиковским стандартам начинают учить “от печки”. Наши студенты меня спрашивают: “Где можно купить “Зенит”?” А я студента спрашиваю: “Какая у тебя камера?” Он отвечает: “Есть “Nicon 2F”. Зачем же он, обладая такой камерой, ищет “Зенит”, который в 30 раз хуже!.. Как учили сорок лет назад, так и продолжают - по старым программам обучают тому, что давно отошло в историю.
- Но есть такие фанаты из поколения фотографов, считающих, что “Зенит” по-прежнему - чемпион”! Они и сегодня предпочитают колдовать над пленкой в собственном туалете, приспособленном под фотолабораторию. Все делают собственноручно, дышат парами проявителя и закрепителя... - все ради одного неповторимого кадра. Вы разделяете приверженность подобным экспериментам в старом формате?
- Это вопрос к моей жене, Галине Августовне. Когда мы готовили мою выставку года два назад, она вдруг провозгласила: “Представляете, какое счастье! Если раньше в два часа ночи пройдешь к туалету, а оттуда доносится: “Ко мне не заходить, свет не зажигать!” А сейчас мои муж и дочь сидят у своих компьютеров в разных комнатах и делают то же самое, что и когда-то в ванной, но во много раз быстрее. Раньше на мою работу “Дон Кихот”, выполненную в технике цветной изогелии, ушло около месяца. Сейчас эту работу на компьютере с помощью фотошопа можно сделать за 25 минут!
Приверженцы старого ручного способа фотоколдовства пытаются доказать Коренчуку, что “цифра” “сушит изображение”, что “цифра” лишена чего-то эдакого... Валерий Дмитриевич приводит четкие аргументы:
- Что изменилось? То, что было перед объективом, осталось тем же самым. Объективы да и сами законы оптики не изменились. Раньше свет попадал на пленку, а теперь - на пластину с пикселями... Единственное отличие в том, что на пленке частички серебра расположены хаотически, а на матрице - в строгом геометрическом порядке. Но никто этого не видит при том разрешении, которое сейчас имеется! А остальное - творчество. Это такая вещь, которой можно учиться всю жизнь, и если ты имеешь к этому способности, то можно получать хорошие результаты.
|
“Оптимист”, 1971 год |
Валерий Дмитриевич считает, что ремесло, знание технологий становятся чем-то необязательным:
- Иногда до анекдота доходит: в голове находятся все технологии, которые за 171 год изобрела фотография - дагерротипия, цианотипия, талботипия (в честь одного из изобретателей фотографии Генри Фокса Тальбота), ньепсотипия (по имени племянника Ньепса - первого изобретателя гелиографии)... Еще можно знать более сотни позитивных процессов - технологий, связанных с позитивом. Плюс несколько десятков изобразительных приемов... Но кому это сейчас нужно? В фотошопе все эти технологии собраны в виде фильтров. Фотограф добивается результата не в мокром виде вручную, а с помощью клика. Причем все можно моментально увидеть. Раньше фотограф мысленно переводил негатив в позитив и по наитию добивался нужного эффекта. А сейчас весь процесс перед глазами. Новый виток в возможностях фотографии случился в 1881 году в США, когда Джордж Истмэн, основатель компании “Кodak”, провозгласил: “Вы только нажимаете на кнопку, а мы за вас делаем все остальное”. И появился первый “Кодаk”, который стоил 25 долларов - по тем временам большие деньги. И только двадцать лет назад этот девиз пришел в Казахстан.
- С опозданием в 100 лет?
- Но мы, советские фотографы, опережали смекалкой своих коллег. То, что делали руками советские мастера, на выставках воспринималось “на ура”. Никто не знал, кроме нашей братии, как добиться всех этих спецэффектов. И добивались, вручную подкрашивая, подправляя то, что делала техника, и добавляя то, что техника не могла. Сейчас студенты смотрят на наши старые фотографии и говорят: “А это фотошоп”... Но тогда и понятия такого не было!
- Ну а теперь, когда техника делает все возможное и даже невозможное, что остается фотографу?
- Вкус и художественное чутье. Появилось не совсем правильное, на мой взгляд, название “цифровая фотография”. Этот раздел искусства надо называть “компьютерная фотография” или “виртуальная”. Я называю этот подвид искусства “виртуализм”. Там есть кое-что от действительности, но все остальное - фантазия. Но за всем этим нет жизни. Работы “виртуализма” первое время били по зрению, но прошло года два, и острота восприятия притупилась. В России выходит около десятка журналов, в которых публикуются только работы цифровых технологий.
Валерий Коренчук сам не чужд жанра “виртуализма”. Он даже на спор делал снимки: “Хотите, через неделю у этого снимка будет медаль?” Делал снимок и получал медаль.
- Ведь очень легко просчитывается - как сделать подобный снимок. Но на самом деле это в какой-то степени выпендреж. И если очень хочется медаль, то ее можно таким образом заработать.
И все же Валерий Дмитриевич считает свое дело, которому он служит, фотоискусством. По-прежнему он выходит за неповторимым кадром на фотоохоту. И считает, что ко всей технической оснащенности, осведомленности в тонкостях освещения, нужного ракурса и еще множества условий нужен момент удачи, миг стечения всех обстоятельств, чтобы получился неповторимый снимок, фотография, в которой будет заключено искусство. |