|
Галя Галкина
“Большой театр прощается со своим легендарным прошлым”, - именно так сообщили в Москве об уходе из жизни Фуата Шакировича Мансурова. Профессор Московской консерватории, народный артист России, Казахстана, Татарстана, лауреат Государственной премии, академик, он завершил свой земной путь сорок дней назад... Когда уходит человек, а в особенности личность подобного масштаба, возникает ощущение, что все его достижения остаются не только на Земле, - для людей, его современников и поколений молодых, но и возносятся куда-то к небесам, в этот вечный космический банк нематериальных накоплений человечества. Дух Фуата Мансурова, прекрасного сына Земли, обрел иные сферы...
Его считали своим в Казахстане, Москве и Татарстане, без ревности относились к гастролям, участию в музыкальных и благотворительных проектах, потому что понимали: такой человек принадлежит миру. Фуат Мансуров c юности был отмечен даром всеядности и богатейших личностных возможностей. И во всех ипостасях добивался успехов. Математик, шахматист, играл на двенадцати инструментах, владел десятью языками, был хорошим вокалистом, талантливым публицистом. Стал блистательным дирижером, именно эта музыкальная профессия принесла ему известность. Дирижировал наизусть, без партитуры! Мансурова называли всероссийским тренером оркестров. По его же подсчетам, маэстро шесть раз объездил мир. И мир ему аплодировал
Родом из детства
Музыкой занимался с пяти лет. Его родители были простого происхождения. Не получили образования, но оставались людьми пытливыми, любознательными. Отец содержал семью: сторож, чернорабочий, он трудился у купца, даже ездил в Китай неоднократно. По воспоминаниям Фуата, жил отец в деревне и, когда выезжал в город, срисовывал буквы с вывесок, а потом выяснял, что они значат. Любимым занятием отца было чтение словаря - так и просвещался. Мама, швея, работала на фабрике, затем стала заведующей костюмерным цехом в музыкально-драматическом театре. Фуат называл ее “удивительно умной, сообразительной женщиной”. Так бы и рос мальчик в семье, далекой от музыки. Но вмешался случай: “Когда мне было 4 года, в наш двор в Алма-Ате приехала семья комиссованного военного, бывшего царского офицера Расторгуева. Его жена Татьяна Николаевна Расторгуева знала английский, французский, немецкий, играла на рояле, замечательно пела. У Расторгуевых был граммофон, и по выходным они открывали окна настежь и ставили пластинки. Я тогда впервые в жизни услышал музыку Листа, Брамса, Бизе. Какая-то непреодолимая сила тянула меня к окнам этого дома. Я сидел на приступочке в зарослях жасмина и, пока другие дети играли, слушал музыку. Однажды даже заснул там, меня долго искали и нашли случайно. И с тех пор Татьяна Николаевна часто приглашала меня к себе. Кончилось тем, что она записала меня, пятилетнего, в музыкальную школу, несмотря на возражения моего отца”.
Физик-лирик
Но практичный отец считал, что музыка - это развлечение, а сыну нужно думать о профессии. В школе Фуат делал большие успехи в математике, участвовал в олимпиадах, играл в шахматы. Отец настоял, чтобы сын получил университетское образование, и Фуат поступил на физико-математический факультет: “В то время гремело имя профессора Николая Персидского, выдающегося ученого. Любому математику известна теорема Персидского. Именно он заложил в нас, своих учеников, основы аналитического мышления. Все, что потом я делал в жизни, пропускал через это свое качество. Даже музыку, наверное, так хорошо бы не понимал, если бы не имел аналитических способностей, если бы не стремился во всем докопаться до истины”.
Фуат Мансуров - алматинец. Здесь он пропитался солнечным, жизнерадостным духом нашего милого города. Солнце было особым фактором его жизни, он будто черпал силы и творческое вдохновение от светила.
Физик и лирик одновременно, он здесь окончил физико-математический факультет КазГУ и отделение оперно-симфонического дирижирования Алма-Атинской государственной (ныне национальная) консерватории имени Курмангазы, класс Исидора Зака: “Считаю, что это лучший оперный дирижер советского периода, удивительный человек, он превосходно знал оперу. Зак говорил: “Фуат, если вам неизвестен хотя бы один термин в партитуре, вы не имеете права вставать за пульт”. Это мне так запало в душу, что всякий раз, готовясь к репетиции, я перелопачивал гору литературы. Поэтому, когда профессор Московской консерватории Лео Гинзбург пригласил меня поступить к нему в аспирантуру, моя осведомленность оказалась неожиданно высокой”.
Потом был конкурс дирижеров, где Фуат Мансуров занял лишь третье место, но весь зал кричал: “Мансуров - это первая премия!”. Но именно после этого конкурса его пригласили в Большой театр. Совершенствовался в аспирантуре Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского у Лео Гинзбурга и позднее - у профессора Парижской консерватории Игоря Маркевича, встреча с которым определила выбор дирижерской профессии: “Когда мы встретились с господином Маркевичем, он сразу ошарашил меня вопросом: “Вы действительно хотите быть дирижером? Тогда выполняйте вашу работу наизусть...”
О себе
“Всякий главный дирижер - это командир, а командовать надо уметь. Дирижер должен подавлять своим творческим авторитетом”.
“Меня многие спрашивают, как я ухитрился изучить 10 языков. Могу ответить длинно - рассказать о системе изучения языков, а могу коротко - я не ленивый человек. Мой родной язык казахский, его я знаю с детства. Приехав в Казань, выучил татарский язык. Довольно прилично знаю узбекский и, конечно, русский. Хотя было время, когда по-французски я говорил гораздо бойчее, чем по-русски. Французский учил в детстве с Татьяной Николаевной Расторгуевой. В школе выучил немецкий язык. В музыкальной школе и в консерватории учил итальянский. Шесть раз я был в Аргентине - выучил испанский. Раньше я часто бывал в Польше, поэтому знаю польский язык. Английский стал изучать, будучи человеком пожилым. Владею турецким и, разумеется, башкирским и киргизским языками...”
“Иногда приходится дирижировать по 2-3 часа. Устаю, отсыпаюсь, еду на дачу за очередной порцией кислорода, видимо, так устроен”.
“Я общался с Караяном, он пожал мне руку, потом три дня ее не мыл, чтобы сохранить прикосновение этого великого музыканта. Принцесса Диана после одного из концертов в Лондоне подошла поблагодарить, пожала мне руку. Очень эмоциональный человек, я тогда тоже не мыл руку - “берег” это рукопожатие. Но была и совсем другая история. Меня представили Рудольфу Нуриеву, уже смертельно больному СПИДом. Он ходил в шапочке, потому что у него вылезли все волосы. Рудольф протянул мне руку, и я не смог ее не пожать. Но потом я сломя голову полетел мыть руки”.
“Портили и портят русский язык не только Ельцин и Горбачев. Все язык портят. Грамотный язык - привилегия интеллигентного человека. А так, как теперь говорят, - это позор!”
Спортсмен
Мастер спорта СССР по конькобежному спорту (1956 год) и альпинизму (1962 год). В 1959 году единственный альпинист в мире, сыгравший на скрипке на вершине семитысячника - на пике Ленина (вместе с В. Колодиным). Преодолел четыре семитысячника. Участвуя в спасательных экспедициях, выковывал свой характер по-Высоцкому - “стонал, но держал...”. С певцом и актером Фуат познакомился во время съемок фильма “Вертикаль” в горах и потом не раз общался с ним в Москве, однажды даже настроил ему гитару.
Лучший город Земли
“Лучший город в мире для меня - Алма-Ата. Я вырос в Алма-Ате, долго там жил. Это мой родной город, в нем все дышит воспоминаниями о моем детстве. Алма-Ата - необыкновенный город, в нем особая атмосфера. Не случайно он кажется мне лучшим городом. Я процитирую Хрущева, который говорил: “Я не понимаю людей, которые из Алма-Аты уезжают на курорты”. Действительно, Алма-Ата полностью утопает в зеленых садах, в городе много парков. В алма-атинских садах деревья редчайших пород; такого совершенства, отборного садоводства я нигде в мире не видел, даже в Австралии. С утра до вечера журчат арыки - небольшие ручейки, текущие по всему городу с юга на север и впадающие в главную реку. Там особый климат, особый воздух. И вода там необыкновенно вкусная. Сейчас такую редко где встретишь, учитывая экологию. В Москве, например, мы всегда покупаем воду, а в Алма-Ате напиваемся вкуснейшей водой прямо из-под крана”.
Прощайте, маэстро!
Восьмидесятидвухлетний маэстро до последнего не расставался со своей дирижерской палочкой. Буквально за несколько недель до кончины он принял участие в большом концертном туре - с 22 апреля по 2 мая 2010 года в рамках председательства Казахстана в ОБСЕ состоялся Европейский концертный тур “Вена - Рим - Париж - Москва”, автором проекта выступила народная артистка Казахстана, профессор, ректор КазНУИ Айман Мусаходжаева. В этом блистательном туре она солировала с организованным ею Евразийским симфоническим оркестром Казахского национального университета искусств под управлением Фуата Мансурова. Концерты, по мнению публики, вызвали ощущение праздника жизни, несли заряд особой силы, затронули самые глубокие струны человеческой души и интеллекта...
1 мая 2010 года в преддверии 65-летия Победы в Великой Отечественной войне по приглашению Посольства Казахстана в России в рамках тура в Зеленограде, селе Крюково, состоялись концертные выступления Евразийского симфонического оркестра Казахского национального университета искусств под управлением дирижеров народного артиста России Ф. Мансурова и заслуженного деятеля Казахстана А. Мухитдинова.
Концерт был посвящен светлой памяти воинов, братской дружбе народов. Именно на этой земле под Москвой сражались в бою наши земляки - казахстанцы под командованием генерала Панфилова. В одиннадцать лет Фуат Мансуров играл в духовом оркестре алматинской школы № 28 имени Сталина (потом ей дали имя Героя Советского Союза Маншук Маметовой). И первым произведением, которое он играл, и, по его словам, плакал при этом, был знаменитый марш “Прощание славянки”. Тогда, в 41-м, школьный оркестр провожал этим маршем части, отправлявшиеся на фронт. И вот известный маэстро, как и 70 лет назад, исполнял “Прощание славянки”... Как оказалось, этим произведением маэстро прощался с нами.
Справка “НП”
В 1953-56 годах работал в Казахском театре оперы и балета имени Абая в Алма-Ате. В 1958 году был назначен главным дирижером только что организованного Государственного симфонического оркестра Казахской ССР, а в 1963-м стал главным дирижером Казахского театра оперы и балета имени Абая. Уйдя в 1967 году из Алма-Атинского театра, Фуат Мансуров в 1968-70 годах возглавлял Татарский академический государственный театр оперы и балеты имени Мусы Джалиля.
С 1989 года - главный дирижер Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, вместе с которым в рамках проекта “Премьеры с Фуатом Мансуровым” исполнял произведения современных композиторов.
В Большой театр приглашен в 1969 году, где осуществил постановки множества опер, а также дирижировал известными классическими оперными спектаклями: “Кармен”, “Тоска”, “Князь Игорь”, балетами “Спартак”, “Дон Кихот”, “Лебединое озеро”, “Ромео и Джульетта”, “Анюта” и многими другими.
Почти три четверти оркестрантов Большого театра являются воспитанниками Фуата Мансурова. Работе в этом театре маэстро посвятил сорок лет. Имел много записей классической и современной музыки, среди которых особое место занимает запись оперы Н. Римского-Корсакова “Царская невеста” с участием И. Архиповой, Г. Вишневской, В. Атлантова, В. Валайтиса и Е. Нестеренко (1974 год).
С 1980 года Фуат Мансуров - профессор Московской консерватории. С 1986 года - профессор Казанской консерватории (с 2004 года заведовал кафедрой оперно-симфонического дирижирования).
Работал с крупнейшими симфоническими оркестрами, такими как Государственный академический симфонический оркестр СССР и заслуженный коллектив республики - Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии. Дирижировал концертными программами и спектаклями в Англии, США, Франции, Турции, Аргентине, Бразилии, Южной Корее, Греции, Германии, Чехословакии, Югославии, Венгрии, Австралии и других странах.
В 2009 году газета “Музыкальное обозрение” включила его в перечень “Персона-2008” в области академической музыки.
Фуат Мансуров - автор диссертации, в которой разработал принципиально новый метод адаптации молодых музыкантов к оркестру. В 1997 году Международный совет научного развития (российская секция) избрал Ф.Ш. Мансурова действительным членом (академиком) Международной академии наук. Он единственный международный академик среди российских дирижеров. |