|
Галя Галкина
Уже 20 лет мы живем в независимом Казахстане. Кто-то ностальгирует по ушедшим временам, кто-то продолжает в них жить, не принимая перемен, критикуя все и вся. Мы уже признали, что много несовершенного и в новой реальности, что в советском строе были свои достижения, которые мы, увы, утратили... Но уже выросло целое поколение, живущее совсем в иных реалиях. У них нет родительских стереотипов, их сознание открыто всему новому, они живут в открытом обществе. Кирилл Мамонов - представитель этого поколения детей независимости. Он почти три года работает в Бельгии, но при этом остается казахстанцем, любит Родину, считает Алматы лучшим городом Земли. Когда он приезжает в отпуск домой, то совершенно искренне не замечает загазованности воздуха, дышит полной грудью... Что поделаешь, это же “дым Отечества”, который “нам сладок и приятен”, особенно если мы в разлуке с Отечеством. Многого не замечает или не хочет замечать Кирилл... Но и ему за державу обидно, когда начинает сравнивать, как у нас, а как у них...
В эпоху кризиса нам все же интересно, как работается молодому специалисту “у них”...
|
- Лучшее студенческое время было в Санкт-Петербурге. Потом я уехал в Москву, где поступил в магистратуру в Российский Университет дружбы народов. В Москве я начал работать, строить свою карьеру. У магистрантов очной формы обучения занятия идут вечером, поэтому почти все магистранты работают.
Свою первую работу я нашел через кафедру, где узнал, что нужен человек в компанию на проект внедрения системы менеджмента качества. На вакансию было несколько соискателей, но выбрали меня. Я работал в области логистического сервиса, это оказание услуг ответственного хранения - получение товара, его обработка, распределение на партии, отправка партий, то есть полностью сопровождение товара.
Потом учился в аспирантуре, сменил работу, ушел в другую область - IT-консалтинг. Благодаря опыту, полученному в Москве, я смог быстро влиться в коллектив в Бельгии, в той компании, где я работаю в настоящее время. Московский опыт был достаточно тяжелым, потому что в России вообще все делается с большими усилиями. Возможно, это связано с не совсем удачным планированием, работать там приходится по-стахановски, методом штурмовщины. В подобной работе виден весь негатив. Но любой опыт, даже негативный, остается в активе. Поэтому в Бельгии работать было уже несложно - там больше порядка: все тщательно планируется, со всей основательностью готовятся к любому, даже самому незначительному проекту, все четко расписывается...
У меня было много рабочих командировок - в Италию, Германию, Голландию, Францию, Португалию... Работа связана с внедрением информационных систем. Нас также возили на фабрику, так как мы, офисные работники, годами не видим резину, а тут все посмотрели, пощупали своими руками... В Италии мы побывали на испытательном полигоне, нам дали возможность порулить на тестовых вариантах автомобилей.
В настоящее время у меня произошел карьерный рост - я получил позицию проджект-менеджера. К настоящему моменту один проект удачно стартовал, а второй буду запускать после возвращения из отпуска.
- Легко сориентировался в новой для себя ситуации?
- Компания прикрепила ко мне человека, который адаптировал меня к стране, городу, самой компании. Там такого человека называют “дружище” - buddy. Он мне показал, где покупать продукты, где стирать вещи, как пользоваться транспортом и так далее... Мы совершили экскурсию по самой компании. В общем, я прошел своеобразный курс “молодого бойца”. Это была огромная помощь. Я говорил только по-английски. А ведь это не государственный язык. На французском знал только “бонжур”.
- Не возникло сожаления в выборе страны пребывания? Были и иные предложения, в том числе экзотические, как Филиппины, например...
- С профессиональной точки зрения хотелось увидеть Европу, потому что именно там накоплен передовой опыт. Для карьерного роста полезнее, может быть, работать в развивающихся рынках, там можно намного быстрее достичь карьерных высот. Но и в Европе можно многому научиться, там сосредоточены самые лучшие профессиональные силы, именно в Европе существует высокая конкуренция, это всегда мотивирует и заставляет держать себя в форме.
Когда ты видишь вокруг себя очень профессиональных людей, хочется соответствовать этому высокому уровню. Специалисты в Европе находятся в постоянном процессе самообучения, они совершенствуются. В этом регионе принято знать три языка. Это минимум, норма... Когда я уехал в Бельгию, то знал два языка - русский и английский. Сейчас стараюсь догнать своих коллег, активно учу французский язык. Думаю, что не остановлюсь на этом, потому что, чем больше языков знаешь, тем больше возможностей открывается.
Могу привести пример моего коллеги - Герта, мы работаем в одной команде. У него родной язык - фламандский, он свободно говорит на французском, английском, немецком, испанском (у него испаноговорящая жена) языках и немного - на итальянском. Таким образом, человек говорит на шести языках!
- Бельгия - страна полиязычная. В этом плане ее можно сравнивать с Казахстаном. Каково там отношение к государственному языку? Как его изучают, какие созданы для этого условия? Имеются ли привилегии для тех, кто им занимается?
- Я был удивлен отношению к этой проблеме, когда начал изучать французский язык. Для работы он мне был не нужен, так как все профессиональное общение идет на английском языке. В этой стране проживают представители очень многих национальностей...
Я был удивлен, насколько государство трепетно относится к своим языкам. Если я учу государственный язык на курсах, то плачу за это 100 евро за полгода. Плата исключительно символическая, изучение языка финансируется государством. Причем эта сумма попадает под налоговые льготы. Я получаю большую часть суммы обратно - в качестве налоговой компенсации.
Помимо этого изучающим государственные языки предоставляется оплачиваемый отпуск в течение 10 дней, для того чтобы сдавать экзамены по языку, учить его или практиковаться... Я воспользовался этой возможностью - предоставил в отдел кадров письмо, составленное администрацией языковых курсов.
К тому же в компании, где я работаю, местные коллеги мне постоянно говорят, что они очень ценят, что я учу их родной язык. Ведь многие здесь живут годами, не зная французского... Заметьте, что там три государственных языка - французский, фламандский и немецкий. Причем немцев в Бельгии всего 30 тысяч при общей численности населения в 15 миллионов человек. Немцы проживают компактно в маленькой области, где говорят только на немецком языке, тем не менее немецкий признан государственным языком.
- Мы, граждане стран СНГ, любим говорить о ментальности людей - казахов, русских, алматинцев, москвичей, петербуржцев, горячих латышских парней... Каков менталитет, характер бельгийцев? К примеру, проживающих в Брюсселе?
- Действительно, нужно уточнять, где именно проживают бельгийцы... Брюссельцы - это своеобразная мининация, у которой есть свои черты, традиции... Для меня это очень открытые люди. Они невероятно терпеливы.
В Брюссель приезжают много иностранцев, и я нигде больше не сталкивался с таким проявлением терпения и дружелюбия, какое выказывают к приезжим именно брюссельцы - ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге. Они стараются понять, объясниться, помочь иностранцам. При этом брюссельцы любопытны, они будут выспрашивать вас о жизни за границей, уточнять и удивляться тому новому, что узнали.
Раньше я жил в центре Брюсселя - в десяти минутах от “Писающего мальчика”. Теперь перебрался в другой район, недалеко от работы. Но как бы рано ни приходил в офис, обнаруживаю, что японцы, которых немало в компании, уже на месте. Они привыкли в Японии выходить из дома в 6.00 утра, и в Бельгии придерживаются подобного режима - в 6.15 уже на работе.
Здесь нет такого напряженного движения, как в Токио, например, поэтому путь до работы - минут пятнадцать. А вообще официально рабочий день начинается в 8.45. Но руководство не требует обязательного подчинения такой дисциплине. График на самом деле “плавающий”. Главное - соблюдать сроки, вовремя сдавать работу.
Мой начальник, венгр, рожденный в Германии, говорит: “Если ты выспишься и придешь на работу на полчаса позже, то будешь чувствовать себя более счастливым. Счастливые сотрудники работают эффективнее”. Просит не стесняться, решать все свои личные и бытовые проблемы, а потом спокойно и полноценно работать.
- Какая у Вас команда - по возрастному, национальному составу? Вы отдыхаете вместе?
- Начальнику - за сорок... Остальные - самые разные люди. Есть каталонец, причем если его назвать испанцем, он обидится. Есть бельгиец, есть француз - который на самом деле креол... Я в команде самый молодой - мне 29 лет. Остальные - старше.
В университете у нас был такой предмет - “Кросскультурный менеджмент”. Нас учили, как работать в мультинациональной среде, учитывать национальные особенности. Вот где мне пригодились эти знания! Помимо работы мы часто проводим время всем коллективом - ходим друг к другу в гости, ездим на пикники.
Однажды мы вместе пошли посидеть в пабе. Там есть знаменитый паб, куда приходят, пьют пиво, а потом танцуют на столах, такова фишка этого паба. Там не подают еду, только пиво. Около десяти вечера приходит официант, деловито собирает кружки, лампы, все предметы, которые могут разбиться. Потом начинает звучать музыка, если кому-то она нравится, человек вскакивает на стол, начинает танцевать. Происходит цепная реакция, все пускаются в пляс на столах... Это очень весело.
Бельгийцы нежно относятся к пиву. Каждый сорт наливается в свою кружку, отличающуюся по высоте, иным параметрам. Самый знаменитый сорт - “Квак” - имеет кружку особой формы... ее невозможно поставить: она падает из-за округлого дна. Когда пьешь пиво, то в определенный момент, проходя через узкое место в кружке, оно издает этот звук “квак”. Я привез домой такую пивную кружку как сувенир.
Если в баре подают пиво в фирменных кружках, то берут в залог ваш башмак, чтобы вы не унесли с собой кружку. Так было двести-триста лет назад. И сейчас, по традиции, у вас возьмут в залог башмак, его кладут в специальную корзину...
Если люди отдыхают коллективом, то они стараются пойти в паб в четверг в определенное время, которое называется “счастливым часом” во всех брюссельских пабах. Если купить в это время кружку пива, то вам выдадут дополнительную в подарок.
Люди приходят в четверг в паб, отдыхают, общаются, потому что в пятницу заканчивается рабочая неделя, все спешат в семьи, это начало выходных.
- Какие у Вас профессиональные планы?
- Развиваться... На самом деле, невозможное возможно. В современном мире огромные возможности. Есть определенная прослойка людей, которая живет в глобальном мире, пользуясь всеми его преимуществами, как бы ни относились к глобализации... Глобальный мир открыт для всех. Я хочу развиваться, перемещаясь по разным странам, городам. Хочу увидеть мир. Хочу стать настоящим профессионалом своего дела.
- Кирилл, Вы же имеете возможность проводить отпуск практически в любой точке мира?
- Это так. Но предпочитаю приехать домой, провести его в кругу родных - с мамой, папой, бабушкой, сестрой, друзьями... Я вырос в этом городе, люблю его. Когда мне было пять лет, машин в Алматы было немного. Бабушка жила через дорогу. Помню, перешел трамвайную линию, что было строго запрещено родителями, нарвал с другом сирени, принес бабушке и - домой. Чем себя и выдал...
Здесь все напоминает о счастливых мгновениях детства, юности. А счастливый человек работает намного эффективнее, как говорит мой бельгийский шеф.
Путешествуя, Кирилл Мамонов много фотографирует. У него создалась целая коллекция фото необычных памятников.
Атомиум - одна из главных достопримечательностей и символ Брюсселя, был спроектирован к открытию Всемирной выставки 1958 года - как символ атомного века и мирного использования атомной энергии. В соединительной трубе находится лифт, способный за 25 секунд поднять посетителей к ресторану и обзорной платформе. Отсюда весь Брюссель, как на ладони. |