ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Код удачи Люди

Галя Галкина
Он единственный в Алматы и в Казахстане радиолюбитель - участник Великой Отечественной войны. И только в его коде содержится ветеранская аббревиатура “У7”. На личной визитке радиолюбителя Завального изображена гвардейская ленточка

Яков Васильевич Завальный, в годы войны - воздушный радист-стрелок, освобождал Украину, Луганскую область, Крым, Литву, Латвию. Летал в небе Румынии, Болгарии, Югославии и Венгрии, войну закончил в Австрии, в сорока километрах от границы рейха с двумя орденами Отечественной войны I и II степеней, медалями “За оборону Сталинграда”, “За боевые заслуги”.
Большой удачей и честью считают радиолюбители возможность пообщаться с ветераном в радиопространстве. Для них он человек-легенда - участник ВОВ, победитель конкурсов радиолюбителей Японии, Польши, Аргентины и многих других стран. Яков Васильевич справился с непростой задачей - сумел связаться с радиостанциями всех штатов и стал дипломантом конкурса Американской организации радиолюбителей. На его дипломах подписи первого космонавта Юрия Гагарина и радиста челюскинской экспедиции Эрнста Кренкеля.

Хочу на фронт!
alt
Про войну 16-летний Яшка и не думал. Жил, мечтал о будущем, выбирал профессию. Как вдруг старший брат сообщил: “Будет война!”. Владимир учился в танковом училище в Ташкенте и уже знал, что на границе складывается тревожная ситуация. Старший брат и сам готовился воевать, и Яше велел сразу идти на фронт, не отсиживаться дома.
Грянула война. Как и многие мальчишки его родной Винницкой области, Яков рвался на фронт, каждый день бегал к военкомату, уговаривал военкома, пока тот не выдержал: “Пиши, что хочешь идти на фронт добровольцем! Надоел ты мне!”.
Так внезапно оборвалась беззаботная юность Яшки и всего поколения - молодых призывников и добровольцев.
Шли на восток, до станции Золотоноша, шли мимо знаменитого последнего приюта Тараса Шевченко близ Канева на берегу Днепра - будто получили благословение поэта-патриота. В теплушках ехали до станции Лозовая Ворошиловградской области. Первая бомбежка была самой страшной. Смертельно страшно было, когда Якова засыпало землей от взрывной волны так, что он не знал, жив ли. Товарищи откопали, увидели торчащие пятки. И хоть к этому не привыкнуть, но сердца юношей мужали с каждой новой бомбардировкой, с каждым боем и потерей товарищей...
Война для Завального начиналась с изнурительной работы на строительстве полевого аэродрома. Солдат скудно кормили, работали в плохой обуви и рваной одежде. А это были тяжелые зимние месяцы - ноябрь, декабрь, январь, февраль... Обмораживали ноги и чувствовали постоянный голод - ели мерзлую картошку и мороженую свеклу с буртов колхозного поля.

Легко в бою
Но аэродром был построен, и однажды на нем приземлились самолеты с авиаторами из Киева, Житомира, Винницкой области. Бравый вид летчиков вызвал восхищение, Яков вместе с товарищами побежал к командиру с просьбой призвать их в авиационную часть. Так горячо юноши просились в летчики, что их... записали в часть. Рваную одежду сожгли, а молодых солдат на две недели отправили “на откорм”. Ребята обучались подвешивать к самолетам бомбы, заряжать пушки, подвозить боеприпасы...
Очень скоро начались боевые вылеты. В тяжелый период отступления, потерь, воздушных боев и таранов авиаторы сражались на пределе сил. Все знали - “За Волгой земли нет!” Ключевые слова Сталинградской битвы стали приказом. Не выполнишь его, погибнешь от пуль НКВД. Стоит допустить врага к Баку, страна потеряет нефть, а захватчику откроется путь на Урал, где сосредоточена вся оборонная промышленность. В те дни вылетов было больше, чем могут выдержать люди. Очень трудно приходилось не только летчикам, но и тем, кто обслуживал самолеты на земле.
До 1942 года на “Ил-2” летали только пилоты, без стрелков. Авиационные части из-за этого несли большие потери. Поэтому было принято решение ввести в экипажи стрелков. Яков с товарищами летал на штурмовиках “Ил-2” и “Ил-10”, которые немцы называли “черной смертью”. Огонь велся из бортовых пушек реактивными снарядами с небольшой высоты - в 300-400 метров. При выходе из “пике” открывалась зона для обстрела противника в окопах. Именно тогда на самолетах появилась радиосвязь. Советские радиостанции были примитивными, если сравнивать их с немецким оснащением, но их конструкция упрощала ведение воздушного боя и позволяла даже в экстремальных условиях вернуться на родной аэродром целыми и невредимыми.

alt
Эх, дороги
небесные...

Ветеран переживает заново эпизоды воздушных боев, слышит рокот моторов и разрывы снарядов, будто было все вчера...
Однажды всему техническому составу полевого аэродрома дали приказ - выкопать вокруг аэродрома окопы и со спаренными пулеметами ждать врага, который мог выйти сюда, прорываясь из окружения. Это было под Минском... Рыли окопы, а потом всю ночь караулили - враг мог появиться в любую минуту. Но под утро, когда заря только занималась, заснули бойцы... К счастью, один солдат заметил, как по ржаному полю в направлении аэродрома пошли несколько сотен немцев. Криком поднял товарищей бдительный боец, и засада грянула беспощадным огнем. Все 270 фашистов полегли в этом поле.
А в апреле 1943 года молодых ребят стали распределять по школам подготовки военного резерва. Яков Завальный начал учиться в школе радистов 8-й воздушной армии. После трех месяцев учебы в Ростове он стал сержантом, воздушным радистом-стрелком. В 1944 году получил контузию, она до сих пор дает о себе знать. Медаль Болгарии нашла Якова Завального лишь в 1948 году.
После войны Яков завальный окончил высшую школу летной подготовки, стал бортрадистом. Летал на “илах” и “тушках” до 1973 года. Общий налет начиная с 1942 года составил 18 тысяч 600 часов. Приходилось летать по 130-140 часов в месяц (при норме для гражданских судов в 120 часов). Восемьдесят процентов всех полетов составляли ночные.

Война и мир
Довольно часто случались так называемые “матричные” рейсы: из Москвы в самолет рано утром загружали матрицы полос центральной прессы. Чтобы не повредить ценный груз и доставить его в местные типографии для печати тиража, матрицы везли в специальных плотных мешках.
Конечно, мирное время не сравнишь с фронтовыми условиями, но и тут авиаторы работали на износ: ультрафиолетовое излучение, ночная работа, оглушительный шум двигателя, аппаратуры... Однажды пришлось совершать аварийную посадку, когда казалось, что это последние мгновения жизни...
В начале 70-х Яков Васильевич стал терять слух, с авиацией пришлось расстаться. Но у него осталось любимое занятие - радиодело, которым увлек опытный радиолюбитель Борис Сергеев.
В 1954 году у Якова Завального появился собственный позывной - UL7GL. Все эти годы он остается неизменным. U7 означает, что код принадлежит ветерану войны. В общении с радиолюбителями-американцами услышал их расшифровку последних двух букв своего кода GL - Good luck (“Желаю счастья”).
Давно уж нет системы ДОСААФ, и радиоклубы закрылись. Все предпочитают общение в Интернете - Скайп для многих заменил телефон. Но осталось немало радиолюбителей, которых привлекает романтика ночного общения в радиоэфире. Они включают свою радиостанцию и обращаются в слух... Таким романтиком остается Яков Завальный.
С 7 по 9 мая у Якова Васильевича был особенный сеанс связи - все радиолюбители страны считают за честь установить с ним радиосвязь. Вот и в минувший День Победы он отовсюду принимал поздравления - из Хабаровска, Иркутска, Красноярска, Ростова, Киева. Раньше летал в эти города, а теперь в эфире обсуждает последние новости, делится опытом радиодела, рассказывает о погоде радиолюбителям. Особенно много корреспондентов в Бугуруслане. Именно здесь сразу после войны Яков Васильевич получил профессию бортрадиста в высшей школе летной подготовки.
Радиолюбители прорываются к Завальному еще и из спортивного интереса, ведь тот, кто установил контакт и провел радиосеанс с Яковом Васильевичем, получает десять баллов, потому что он - единственный на весь Казахстан радиолюбитель-ветеран ВОВ. За связь в эфире с новичком начисляется всего один балл.
В конце разговора радиолюбители обязательно обмениваются пожеланиями, звучит оно: “73”, что означает: “Удачи!”

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
Привет всем
  • Нравится
  • 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение