|
Ася Нуриева
Гульнаре Беркалиевой, художнику-модельеру, члену Союза дизайнеров Казахстана, специалисту по народному казахскому костюму коллеги из-за рубежа частенько задают вопрос: “А почему у вас горожане так одинаково одеваются - или все в черных кожаных куртках, или в одинаковых костюмах и плащах?”
- Гульнара, а что Вы отвечаете Вашим зарубежным коллегам на этот вопрос?
- Это потому, что рынок заполонил турецкий и китайский ширпотреб!
Гульнара Ниязбековна - одна из тех дизайнеров по костюму, кто пытается привнести в наш гардероб восточные оттенки и колорит национального костюма.
- Когда Вы решили заниматься моделированием именно казахской национальной одежды?
- Так случилось, что мне поручили сделать комплект мужской и женской национальной одежды для открытия выставки в рамках Дней культуры Казахстана в Индии в 1978 году. Мне также пришлось поучаствовать на выставках, приуроченных к Дням культуры нашей республики в Югославии и ГДР. Затем моя коллекция пропутешествовала в павильон легкой промышленности ВДНХ в Москве. Это была огромная ответственность, и я ужасно волновалась!
Процесс создания коллекции курировал Узбекали Джанибеков, секретарь ЦК компартии Казахстана. В то время и до сих пор он остается уникальным специалистом, который досконально знал историю и этнографию казахского народа. Он всегда добивался того, чтобы мы как художники не искажали красоту национального костюма. Джанибеков требовал, чтобы мы копировали музейные образцы. Благодаря его поддержке я имела возможность полгода заниматься в запасниках нашего исторического музея, копировать крой, изучать технику вышивания. Наверное, в тот момент, когда я стала более глубоко изучать костюм, и решилась моя судьба как художника.
- В чем специфика национального костюма?
- По форме и ассортименту в казахском костюме нет социальных различий. Он абсолютно демократичен в этом смысле! То есть одежда богатого человека отличалась от одежды бедного только качеством материала и богатством вышивки, а ассортимент тот же. Если же взять соседний Китай, то там в одежде сохранялась четкая иерархия как по покрою, так и по цвету.
Например, желтый цвет предназначался только для императора, и никто больше не имел права его носить. Зато в казахской одежде возрастная градация: что позволено молодой девушке, не позволено пожилой. Девичий костюм всегда сопровождался поясом - бельбеу, символом девственности. Выходя замуж, девушка снимала его. Очень красивый свадебный головной убор саукеле. Это настоящее произведение искусства, его украшали драгоценными камнями, кораллами, жемчугом, серебряными и золотыми украшениями, отделывали мехом. Его могли передавать по наследству как фамильную драгоценность. Женщина имела право носить его до рождения первого ребенка.
Еще одна особенность народного костюма - это орнамент. Практически невозможно назвать какое-либо изделие прикладного искусства (костюм входит в эту категорию), не украшенное национальным орнаментом, истоки которого уходят далеко в глубокую древность. Основу казахского орнамента составляют знаки - символы, узорные мотивы. Использовались явления и объекты окружающего мира - солнце, луна, звезды, цветы, крылья птицы, след и рога архара и многое другое, включая и структурные элементы знаков танба казахских родов. Я хочу сказать, что казахская одежда, одежда кочевников, родилась не в противовес, а в унисон природе. Кто знает историю костюма других народов, понимает, о чем я говорю.
- Как, на Ваш взгляд, сочетаются казахские народные традиции с современной жизнью?
- У нас много хороших и красивых традиций, например, празднование Наурыза. Кстати, поздравляю с этим праздником всех казахстанцев! Очень трогательный и мудрый обычай - проводы невесты из родного дома. Я всегда с большим удовольствием проектирую одежду для таких случаев именно в национальном стиле - это так красиво! Эти традиции очень органично вписываются в наш современный стиль жизни.
- Над какими проектами Вы работаете в данный момент?
- Наша алматинская областная филармония взялась за трудную задачу восстановления самобытных народных танцев. В этих танцах прослеживаются мотивы жизненного уклада казахов в прошлом. Ритуально-обрядовый танец “Буынби” (танец суставов), “Коштасу” (прощание невесты с подругами), “Сайс” (поединок), массовый игровой танец “Алка-котан” (дословно - “бок о бок”). Для этих танцев мы и делаем костюмы. Мы также создали костюмы для фольклорно-этнографического ансамбля “Сазген и Адырна”. А еще мы шьем простую современную одежду с элементами казахского орнамента и кроя. В общем, работы много! Хочу пожелать алматинцам всегда быть красивыми и не обязательно одеваться дорого, главное - самобытно! |