|
Людмила Мананникова
Ее любовь к театру начиналась с детской мечты о сцене. Сегодня имя Татьяны Тарской, заслуженной артистки Республики Казахстан, внесено в энциклопедию “Элита Казахстана”, в “Золотую книгу Казахстана”, в 2001 году она была удостоена звания лучшей актрисы года, ей была вручена статуэтка “Алтын адам”, а в 2007 году стала лауреатом I Национального конкурса “Друг детства”
Татьяна Тарская родилась в городе Грозном, ее родители работали в местном драматическом театре. Нередко, когда Таня была младенцем, мама приносила ее вечером за кулисы: дома оставить было не с кем. Актеры театра, свободные от работы на сцене, нянчили ее по очереди, так что Таня волшебный воздух кулис в прямом смысле впитала с молоком матери.
Мама Тани - заслуженная артистка Латвийской ССР Виктория Ивановна Топоркова - была маленькой очаровательной женщиной, играла на сцене Золушек, Красных Шапочек, Козетт, Дюймовочек. Папа Николай Михайлович был социальным героем. Черноволосый, с голубыми глазами, говорят, он очень напоминал знаменитого киноактера Дружникова.
Потом Таня сильно заболела, врач сказал: “Если хотите спасти ребенка, срочно отсюда уезжайте”. Был ряд переездов, работа родителей в разных театрах, пока, наконец, после войны они не осели в Риге. Мама поступила служить в ТЮЗ, папа - в Русский драматический театр.
Таня под некоторым давлением родителей поступила в строительный институт, но учиться долго в нем не смогла. Сопромат и физика ее не интересовали, девочке хотелось в театр, на сцену. В результате она совершенно самостоятельно поступила в студию при Рижском драматическом театре.
Вот здесь все у нее получалось блестяще. Отличница, подающая надежды, студентка, красавица, умница... Когда оканчивала студию, сомнений ни у кого не было: оставят в театре. Но Тане хотелось полной независимости. Ее манили дальние дороги, она мечтала о серьезных драматических ролях, о самостоятельном преодолении трудностей. Здесь же, в Рижском театре, она была Таточкой, дочерью актеров, тургеневской девушкой с широко распахнутыми синими глазами и длинной косой. Нет, только вперед, только навстречу романтике!
Через некоторое время странствий Таня оказалась в Алма-Атинском ТЮЗе. Шел сентябрь 1968 года...
- Какого режиссера в своей жизни Вы бы выделили?
- Конечно, Преображенский. Не хочу умалить достоинство других режиссеров, с которыми работала - Андриасяна, Прасолова, Мен Дон Ука, Жезмера, - но выделяю все же Бориса Николаевича Преображенского. Может, еще и потому, что с ним я работала наиболее долгий период своей актерской жизни. Я уже тогда много играла, многое могла, но он научил меня работать еще более кропотливо. В его бытность произошел мой неожиданно плавный переход в другой возрастной ценз. Как режиссеру, я ему очень благодарна за это.
...Когда я пришла на спектакль “Гарольд и Мот”, который идет в театре на малой сцене, то была просто потрясена. Ажиотаж, люди требуют билетов... Совсем как в старые добрые времена. И Татьяна Николаевна в роли главной героини Мот просто великолепна. Такая странная немолодая экстравагантная женщина, которая сумела покорить сердце молодого человека, заставила его ощутить, что жизнь прекрасна и удивительна. Думаю, это лучшая роль Татьяны Николаевны за последнее время, и, к счастью, зрители это понимают и ценят.
- Я благодарна режиссеру Диме Скирте за то, что он взялся поставить эту пьесу. Он до этого поставил “Утиную охоту”, но та пьеса была постановочно все же полегче, ближе к нам. Современность, Россия. Но его труд был оценен. Спектакль принес Диме большую творческую “сладость”.
|
Спектакль “Двух королев не бывает” |
- Режиссер молодой, Вы актриса опытная... Не возникали какие-то творческие конфликты?
- Нет, что Вы. С Димой очень легко было работать. Меня он вообще долгое время не трогал, я “плавала” как бы сама по себе, Дима больше занимался другими картинами. А потом стал мягко, аккуратно, тактично и в то же время четко подправлять, в результате получился хороший результат. Я Диму вообще очень люблю. Он совершенно потрясающий актер, надеюсь, и режиссер из него хороший получится...
Передо мной длинный-предлинный список ролей Татьяны Николаевны. Сколько их сыграно в театре более чем за 40 лет! Одно только их перечисление мелким шрифтом занимает почти две страницы. И большинство ролей - главные.
Татьяна Николаевна никогда не умела играть роли в полсилы, халтурить, она всегда играла по-настоящему, на полную катушку, как говорится.
Про свой любимый театр Татьяна Николаевна говорит только хорошо, только в восторженных интонациях.
- Я настолько благодарна ТЮЗу! Если бы не этот театр, я не смогла бы сыграть то, что играю. ТЮЗ научил меня всему. Я всегда говорю студентам, молодым актерам, которые к нам приходят: “Это ваша главная удача: вы попали в ТЮЗ!” Ведь, играя грибочки, ежиков, зайчиков, можно так расширить свой актерский диапазон! Сейчас, например, я играю Бабариху в “Сказке о царе Салтане”. Если бы кто-нибудь на заре моей юности сказал, что я смогу сыграть эту роль, я бы расхохоталась ему в ответ.
Театру подчинена вся ее жизнь. Сейчас Татьяне Николаевне кажется, что из-за него, ее любимого театра, она что-то недодала своей семье - двум Иванам - мужу и сыну.
Один Иван уже на пенсии, второй живет и работает в Москве, оба математики.
- Муж - всесторонне одаренный человек, большого таланта. Богом отмечен. Необыкновенно знает литературу, память у него феноменальная. За ним мне не угнаться, хотя я тоже хороший читатель. В кино даже снимался. Сын - специалист по компьютерам, получил Международную золотую медаль по математике. В конкурсах всегда участвовал. После школы поехал учиться в МГУ, сейчас живет в Москве. Все свое время проводит у компьютера, фанатик.
Странная она, эта Татьяна Николаевна, такое вот уходящее поколение, в отличие от сегодняшнего - прагматичного. Никогда ничего не умела пробивать: как получила в молодости однокомнатную квартирку от театра, так и прожила в ней всю жизнь. Нет у нее никаких денежных накоплений, никакой шикарной мебели... Но кто знает, какое оно на самом деле - это счастье?
|
Спектакль “Аленький цветочек” |
- Кто Вы, Татьяна Николаевна, оптимистка или пессимистка?
- Скажу так. Я радостный человек. Всегда все принимала близко к сердцу, но все же оптимистка. Иду к своей цели и никогда не теряю надежды, а это важно.
- Что Вас печалит?
- Иногда создается впечатление, что мы, драматические актеры, вроде бы и не очень сегодня нужны. Это очень обидно. Ведь если дети не будут приходить в театр, то мы потеряем поколение, народ в духовном плане будет вымирать. Мне кажется, нас как-то больше преподносить надо, громче об актерах говорить... В Москве больше знают актеров. У нас же... Ходишь в театр - хорошо, не ходишь - тоже хорошо. Не всегда в сложившемся положении виновата публика. У нас сегодня мало молодежной современной драматургии, нет пьес для старшего школьного возраста.
Татьяна Николаевна отметила юбилей, возраст, скажем так, солидный, каждый спектакль отнимает у нее много душевных сил, и тем не менее без своего любимого театра она просто не может жить.
- Каждый раз перед спектаклем целую мамино колечко: “Я пошла, мамочка” - и иду с радостью на сцену. И все картины на репетициях я смотрю с радостью, даже если в них не участвую, удовольствие получаю от игры своих коллег...
- Планы на будущее?
- Играть, играть, играть... Говорят, что у меня еще большой актерский потенциал, - смеясь, сказала Татьяна Николаевна. |