|
Галя Галкина
Из американской столицы вернулись специалисты из Алматы, целью поездки которых было изучение опыта работы ботанических садов США.
Сады Америки явили все свое великолепие и в снежном апокалипсисе, который переживал Вашингтон в дни пребывания там нашей группы. Гульнара Ситпаева - и.о. директора Института ботаники и фитоинтродукции (Главного ботанического сада Казахстана) - фиксировала малейшие подробности в общении с американскими коллегами
Программа осуществлялась в рамках проекта Вашингтонского государственного университета совместно с Институтом ботаники и фитоинтродукции и была профинансирована компанией JTI - Japanese Tobacco International. Группа посетила U.S. National Arboretum - Национальный ботанический сад, финансируемый правительством США, а также небольшой Brookside Gardens - на площади 25 гектаров - как пример развития маленьких ботанических садов.
- Гульнара Токбергеновна, что ценного, полезного из этой поездки можно использовать для нашего ботанического сада?
- У наших американских коллег очень интересная образовательная программа, рассчитанная для школьников, студентов и для всего взрослого населения... Это курсы, мастер-классы по выращиванию, размножению различных древесно-кустарниковых, цветочных растений. Заметен особый акцент на разведение, размножение овощных, плодовых растений - специалисты ботанических садов проводят курсы, семинары, посвященные проблемам размножения этих культур. В такое непростое время эти знания, полученные в ботаническом саду, жители могут применить для себя и как-то развивать свой небольшой бизнес.
Думаю, что мы тоже могли бы предложить образовательные курсы по размножению древесно-кустарниковых, цветочно-декоративных растений на открытом и закрытом грунте, комнатных растений, курсы по отдельным группам - по цитрусовым, бромелиевым, красиво-цветущим группам закрытого грунта и так далее.
Также полезный для нас опыт - хорошо поставленная волонтерская программа в ботанических садах США.
- Каковы впечатления об опыте организации двух садов, которые мы посетили за время визита в Вашингтон? Не теряет ли в сравнении наш Главный ботанический сад с теми, что мы увидели в США?
- Если сравнивать с Национальным арборетумом, находящимся в Вашингтоне, то по наличию коллекции, по ее разнообразию наш Главный ботанический сад ему не уступает. В нашем Ботаническом саду сосредоточено более 5 тысяч таксонов - имеются в виду виды, формы, сорта разнообразных растений.
У нас есть свой гербарий, где сосредоточены образцы, собранные с ХVII - ХVIII веков. Но в чем разница между нашим гербарием и тем, который хранится в Национальном арборетуме в Вашингтоне? Наши условия совершенно не отвечают современным условиям хранения гербария. Нет даже здания для его хранения.
В арборетуме в Вашингтоне гербарий хранится в специальных ящиках, прежде чем гербарий поступает на полки, он проходит предварительную обработку - заморозку, которая осуществляется в специальных морозильных камерах. Все это объясняется достаточной правительственной финансовой поддержкой Национального арборетума. В этом проявляется заинтересованность департамента сельского хозяйства США.
Наш гербарий, конечно, имеет прежде всего научную ценность - к нам приезжают ученые из стран СНГ, США, Франции, чтобы поработать с гербарием. Но его можно было бы использовать и для образовательных программ, для тех же студентов. Полезен был бы наш гербарий для работников сельского хозяйства для того, чтобы уточнять видовую принадлежность растений.
- Получает ли Главный ботанический сад государственное финансирование?
- Помимо Главного ботанического сада есть еще четыре, но ни один из садов республики не имеет базового финансирования, специально предназначенного для содержания коллекций растений. Чтобы выбить какое-то финансирование, мы участвуем в конкурсах программ, проектов, даже наша программа фундаментального исследования должна пройти конкурсный отбор. Но финансирование столь незначительное, что в этом году многие сотрудники нашего Главного ботанического сада получают лишь половину ставок.
В Национальном арборетуме США львиная доля финансирования - государственная, остальное американские специалисты зарабатывают сами, развита спонсорская поддержка. В ботанических садах имеется так называемая группа друзей, через которую привлекаются средства меценатов. В Бруксайде, небольшом саду, мы увидели такую картину: 66,1 процента базового финансирования, 30 процентов специалисты зарабатывают сами от участия в конкурсах проектов, а также получая деньги от продаж и от образовательных программ, 5 процентов - спонсорская помощь.
А я, как директор Главного ботанического сада, думаю о том, как бы удержать штат работников, чтобы специалисты, которые готовятся не один день, не ушли.
- Но есть ли надежда, что ситуация изменится?
- Сейчас готовится проект закона о науке. Мы от нашего Центра биологических исследований предлагали внести поправку к закону по базовому финансированию, где от своего имени и от имени всех ботанических садов Казахстана - Алтайского, Джезказганского, Мангышлакского, Илийского - просили для садов базовое финансирование вне зависимости от конкурса.
- Поездка группы в Вашингтон совпала с невероятным историческим снегопадом. Как это отразилось на впечатлениях?
- На наши впечатления стихия не повлияла никаким образом, наоборот, было символично, что мы из Казахстана привезли такой большой снег в Вашингтон. Конечно, график работы пришлось сжать. Тем не менее мы свою задачу выполнили: обменялись опытом работы со специалистами Национального арборетума, с работниками ботанического сада в Бруксайде, Центральной оранжереи тропических и субтропических растений в Вашингтоне.
Хочу подчеркнуть: огромное впечатление оставила Центральная оранжерея, потому что это не просто оранжерея, это климатрон. Здесь в каждом отсеке, отделе регулируется своя температура, влажность, современная система полива... Когда мы посещали отдел “муссонного леса”, увидели удивительное “туманное” орошение, ниспадающее сверху, из-под купола оранжереи.
Оранжерея потрясающе оформлена, с музыкальным сопровождением, с элементами красивого дизайна. Люди, помимо того, что получают здесь эстетическое, экологическое воспитание, приходят просто отдохнуть с семьей, посидеть, посмотреть на это все, вдохнуть ауру сада, насладиться и подпитаться энергетикой растений, всей атмосферы, уйти в таком настроении, которого им хватит на целую рабочую неделю.
- Возле Белого дома большой снег сломал ветви деревьев, и мы взяли веточки растения с красивыми шишками или соцветиями, которыми, видимо, любуется Барак Обама с семьей.
- В городе мы увидели много интересных растений. Но хотелось бы сказать, что далеко не все, что обычно для Вашингтона, хорошо и для Алматы. Климатические условия разные. Вашингтону - илексы, нам - ели. Тем не менее экспериментально на делянках мы испытываем североамериканских представителей древесных растений, 30 процентов растений Алматы - выходцы из Северной Америки.
- Какова сегодня первоочередная задача Главного ботанического сада?
- В Ботаническом саду уникальные коллекции, которые создавали специалисты предыдущих поколений в течение 78 лет. Моя задача, как директора, и коллектива в целом - сохранить это богатство, которое является национальным достоянием нашей республики. Растения собраны с 1932 года и по настоящее время. Мы продолжаем расширять эти коллекции, испытывать новые виды. Вторая задача - улучшить состояние Ботанического сада. Сегодня Главный ботанический сад входит в перечень особо охраняемых природных территорий постановлением правительства. Высокий статус обязывает к тому, чтобы наш сад соответствовал международным стандартам по внутреннему и внешнему содержанию. Внутреннее - это научно-исследовательские работы, которые мы ведем, внешнее - это то, как выглядит сад. Главный ботанический сад - визитная карточка города, он находится в центре Алматы, между “Атакентом” и Национальным университетом, занимает площадь 104 гектара, а это очень большая территория. Нам не хватает рабочих рук, чтобы привести сад в достойное состояние. Сейчас главная задача - сделать генеральную чистку сада, чтобы не стыдно было приглашать посетителей, не только наших горожан, но и гостей СНГ, дальнего зарубежья. В прошлом году нас посетили американцы, французы, им понравилась коллекция. Но смущение вызывает, что наш сад нуждается в больших уходных работах. Если взять для сравнения Никитский ботанический сад в Ялте, его площадь около 500 гектаров, а рабочих - 550 человек. На каждый гектар приходится по рабочему. У нас в саду - 104 гектара, а рабочих всего 28. Нам нужно довести количество рабочих в саду до 50-60, как минимум, хотя, по американским меркам, их должно быть не менее 500.
- Можно выразить надежду, что Главный ботанический сад республики сегодня вступает в новый период развития?
- Если будет принят закон о науке с учетом наших пожеланий, то такая надежда появится. Думаю, что настанет какой-то поворотный момент в истории развития нашего сада. Надеюсь, что мы сможем справиться с теми задачами, которые перед нами стоят. Хотелось бы, чтобы нас поддержало и наше ведомство - Министерство образования и науки - в плане базового финансирования. Конечно, такие проекты, как тот, что мы осуществляем сейчас с Вашингтонским государственным университетом, для нас очень интересны и важны, но в первую очередь нам необходима поддержка нашего государства.
Вашингтон - Алматы |