|
Алексею Николаевичу Проскурину, архитектору-реставратору, поэту и художнику, замечательному человеку, исполнилось 70 лет
О необычном доме в Алма-Ате, весьма напоминающем старую помещичью усадьбу, известно многим. Дом висит стенами на крутом склоне Алатауских гор, он вечно строится снаружи и вроде не закончен внутри. Многие также знают его веселых и разговорчивых домочадцев, знают беззаботного, одержимого, солидного владельца. Располагается усадьба архитектора Алексея Проскурина на фруктово-ягодной границе, между центром города и его предместьем, в так называемом “веригинском компоте”, аккурат под старыми “верненскими прилавками” в горной местности Коктобе.
Вот уже с полвека проплыли годы главного архитектора памятников истории и культуры Казахстана. В смене названий организаций, где ему пришлось работать, по-существу, отражается эпоха реорганизации реставрационной службы в Казахстане.
И начиналось время с производственной мастерской для восстановления ханаки Ходжи Ахмеда Ясави, сооруженной по указанию Тимура в конце XIV века на окраине Мавераннахра в селении Яссы, над могилой местного шейха (ныне город Туркестан). Ведется и продолжается работа и поныне в проектном научно-технологическом институте “Казпроектреставрация”.
Особенность творчества Алексея Проскурина сочетается в союзе с архитектором-реставратором Баян Туякбаевой. Результатом единства супружеской пары проведен глубокий поиск, открыты творческие пути, дан анализ системы архитектурно-декоративного убранства Тимуровской державы - мечеть Аулие Кумшык-Ата, склепы основоположников казахской государственности - мавзолеи Тауке, Тавакеля, Джангира, Есима, Аблая.
Памятники архитектуры, расположенные в Шахрисябзе, Самарканде и Туркестане, на территориях Афганистана и Ирана, воплотившие в себе идеологические, художественные и инженерно-технические принципы и возможности того времени, широко введены в научный обиход. Впервые архитекторами Туякбаевой и Проскуриным с позиции понимания средневекового зодчества, философии, религии был определен статус ханаки Ясави как симбиоза кочевнической и оседло-земледельческой культуры. Обмеры, реконструкция и проекты реставрации утраченного исполнялись А.Н. Проскуриным, реализация в натуре завершена в 1980 году...
Любовь, преданность и одержимость к профессии проявились в молодые годы, когда Алексей Проскурин служил рядовым в Самарканде. И, по семейным преданиям, был особым, засекреченным разведчиком-парашютистом... По крайней мере, сверху все виднее. И проплывающие под крылом самолета туркестанские города с голубыми крышами и минаретами стали появляться в зарисовках, в творчестве юного воинского художника.
Первая дипломная работа выпускника Политехнического института была реставрация мечети Уалибая Юлдашева в Панфилове, ныне в городе Джаркенте. Вот здесь, вспоминается будущему непревзойденному зодчему, помогла внимательность и забота родителей, а особенно талантливого отца Проскурина Николая Владимировича. Он был технарем в области охраны недр, доцентом в университете, геологом-буровиком. Обладал также выдающимися способностями излагать свои мысли посредством стиха и рисунка. В доме были картины Шишкина, Поленова, Саврасова - это отцовские копии, написанные маслом. Отец любил свою родину, был краеведом и писал в карандаше воронежские памятники. Картины, нарисованные им, обсуждались в кругу семьи.
Когда шла подготовка к студенческому проекту, помощь отца была вне всяких сомнений. Прежде всего, в семье прочитаны работы В.В. Верещагина, роман “Набег”, изучены картины по Семиречью, Средней Азии и Туркестану. Вот здесь и зародилась архитектурная страсть Алексея Проскурина. Его курсовой проект по джаркентской мечети превзошел все ожидания, стал предметом обсуждения и признания, вывел выпускника института на путь признанного архитектора-реставратора в Казахстане. Среди его наград, правительственных и общественных, надо отметить две, которые он принял душой и сердцем, - “Почетный гражданин Туркестана” и “Заслуженный архитектор Казахской ССР”.
Исследовательская работа в Ташкенте и практика на объектах реставрации, в союзных архивах и туркестанской библиотеке, в окружении коллег, прежде всего академика Г.А.Пугаченковой, сделали из алматинского архитектора фигуру знаковую, полезную, необходимую. Его творческая весна продолжилась с восстановления легендарного Ясави, с годами казахстанской Мекки.
Любопытно отметить, что в Республике Казахстан памятники истории и культуры нашли свое отражение в национальной валюте.
Если памятники истории и культуры нашли достойное отражение в национальной валюте, а их существование охраняемо бронированными дверьми банков, то можем ли мы согласиться с тем, что в реальной жизни богатейший фонд культуры предыдущих поколений, увы, остается хрупким и незащищенным. Революционное обновление общества, исторической науки, культурной политики больше напоминает развал, чем созидание.
В доме Алексея Проскурина разговор о памятниках республики продолжается. Юбиляра, главного архитектора всех памятников истории и культуры Казахстана поздравляют сегодня супруга Баян Туматаевна, понимающая своего мужа, самого признанного реставратора, поэта и художника, а также дети - Жанна и Николай, в той или иной мере повторяющие жизнь отца в творчестве, и внуки - Ельдар и Алижан. Идут поздравления от десятков друзей и товарищей из бывшего Советского Союза, Казахстана и Узбекистана, Москвы и Петербурга...
Коллектив редакции “НП” поздравляет Алексея Николаевича с юбилеем. Желаем крепкого здоровья, тепла, творчества. Долгих Вам лет в бодрости и радости!
Подготовила Галя Галкина
|